„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 18. aprīlis
Ceturtdiena
Jadviga, Laura
+10.5 °C
daļēji mākoņains

Церковные холмы и жертвенные острова Латгалии

Уже второй год мир приостановился в своем беге. Это прекрасная возможность узнать природу и историю родных мест. И это стоит сделать, поскольку природа Латгалии таит в себе еще много нераскрытых тайн, упоминаемые в сказаниях и преданиях. Это истории о старинных замковых холмах, повествующие о затонувших замках и храмах, святилищах и местах культа, где наши предки черпали духовную силу, веру и поклонялись высшим силам.

Исследование старинных мест культа, особенно в Латгалии, не слишком распространено. Чаще всего упоминается краславский Холм солнца, кладбище Вайду в Берзгале, Жертвенный холм на острове в озере Циришу и жертвенник на Жертвенном острове в Рушонском озере. Латгальские замковые холмы часто связаны с преданиями о затонувших храмах. Сам замковый холм в народе иногда называют церковным.

Слово "церковь" вошло в Латвию в 11-м веке вместе с православием. Еще в середине 1-го тысячелетия на некоторых холмах в Латгалии действительно были построены христианские храмы, например, на Ерсикском замковом холме. В преданиях упоминаются 27 холмов, на которых располагались храмы, но ни в одном из них археологам не удалось обнаружить конкретные останки святилища. Связь замковых холмов с храмами особенно характерно для преданий в Латгалии.

О Рунданском холме "Горелая гора" в 1926 году было записано следующее: "на холме был храм, который затонул. Некая хромая женщина ранее, присматривая за лошадьми, в какой-то праздник видела выходящую из холма праздничную процессию во главе с попом. Процессия вошла в расположенный рядом холм".

О холме Сприньгю тоже есть поверье: "В Латгалии около Резекне затонул храм со всеми прихожанами. На месте храма поднялся высокий холм. У некой женщине вместе с храмом затонули муж и сын. Она сильно горевала. Как-то ночью во сне к ней явился старый мужичок и сказал, чтобы жена свила нить, которую можно обвить вокруг холма 300 раз, тогда храм вынырнет. Женщина вила, вила, наконец, стала старой и обессилела, а нить все еще не была закончена. Никто нить не продолжил и поэтому храм до сих пор не построен".

В 1924 году о холме Вецслабада в Каунате говорили: "Старые люди говорили, что в стародавние времена на этом холме, в месте, где был храм, была дыра. И если кто-то во время богослужения прикладывал к земле ухо, мог услышать органную музыку, пение людей, голос священника и лошадиное ржание".

Традиция выбирать место для молитвы и жертвования своим богам на островах в озерах характерна именно для Латгальского края. Таким является Жертвенный остров на Рушонском озере или Большой остров, в самом высоком месте которого находится камень. В народе его называют Жертвенником - 1,2 метра в высоту, в обхвате возле земли - 5,5 метров. Когда-то там был замок, но затонул и "даже сейчас рыбаки тихими летними ночами слышат шум и звуки военных горнов, но придет время, когда замок поднимется".

Есть предание, что на камне когда-то были высечены письмена и на них приносили в жертву агнцев. В наши дни никаких высеченных надписей на камне не видно. Возле камня и на нем жгли костры, о чем свидетельствуют выбоины и оставленные около Жертвенника отколовшиеся от него осколки.

Озеро Циришу - одно из самых красивых в Латгалии. Жертвенный остров озера Циришу (6 га) по форме напоминает месяц (или подкову). У латгальцев здесь был старинный центр управления, где объявлялись решения собраний, обсуждений, суда и заключали браки. В преданиях Жертвенный остров озера Циришу упоминается как место культа и праздников. Легенды гласят, что в древние времена на острове жил пророк или священник, мудрец с помощниками. В важные моменты здесь совершались ритуалы жертвоприношения для прояснения или влияния на важные события. В сказаниях упоминается сожжение ягнят и других животных в жертву богам. Люди говорили, что во времена помещиков остров использовали как место для казни, где осужденных с холма бросали в озеро.