„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 29. marts
Piektdiena
Agija, Aldonis
+8.8 °C
apmācies

История 24-я: Маконькалнс

В 2018 году Латгальскую награду года в области культуры "Boņuks" за жизненный вклад получил поэт, общественный деятель Альберт Спогис. В ссылке в 1972 году вышел его сборник стихотворений "Dzagyuzes lineni", вошедшее в него стихотворение "Latgaļu saļms" начиналось так: "Kungs, / jī Tova izradzātō tauta / Daugovas krostā, / Lubōna klōnūs un / Mōkuļkolna pakōjē! / Jī īgōja ar vōlem rūkōs / šamā skaistajā zemē, / kur azaru acīs / mōkuli aizmaun".1

Альберт Спогис латгальскую Землю обетованную зарисовывает при помощи трех географических объектов - реки, озера и холма. Озеро Разна здесь не упоминается, а вот расположенный рядом с ним холм - да, и в этом есть своя логика - тремя сакральными точками охватить всю нашу территорию, в центре которой вертикальная доминанта - наша святыня Маконькалнс ("Облачный холм")!

Почему именно такое название? Холм можно видеть издалека, он гордо возвышается над окрестными землями, кажется, что он задевает облака. В Латвии преобладают южные и западные ветра, если смотреть через Разну, можно заметить, что ветра и дожди, облака и грозы приходят именно с этого холма.

Композитор Янис Иванов, поэт Антон Кукойс и другие называют этот холм более поэтично - Поднебесным.

„Muna sirds ar tevi tik pylna,

Pylna kai napuorradzamuo Rāzna.

I monu, eistyn, monu,

Jimā īgrymst pat Padebeškolns.


Jimā īgrymst pat Padebeškolns...

Jis tok Latgolys dzejnīku simbols!

Kū dareit, lai itei vierteiba

naizgaist?

Tevi mīļuot vēļ vairuok,

vairuok!"2


Маконькалнс и Разна визуально - неразделимая пара. Это место, где рос поэт, многолетний редактор журнала "Karogs" Андрис Веянс (настоящее имя Донат Калначс),3 которое он описал в стихотворении "Gadu kalni":

„Bērnībā, kad nāca Jaunais gads,

Mēs ar zēniem Mākoņkalnā skrējām,

Spītēdami māmuļām un vējam, —

Tāls un mirdzošs atklājās mums skats.

Gadi augstāk, augstāk paceļ mūs, —

Veroties uz Rāznu, allaž likās.

Skriet varbūt šurp tāpēc iepatikās,

Minot: kādi jaunumi te būs?"4


В те времена взойти на него можно было по старому пути времен рыцарей с западной стороны холма.

Маконькалнс на 248 метров возвышается над уровнем моря, здесь был замок Ливонского ордена - первый их каменный замок в теперешней Латгалии! С холма открывается вид на все озеро. Здесь рыбачили и охотились. По малым речкам можно было проплыть до Лубаны и дальше - до Даугавы.

У подножия Маконькалнса есть памятный камень, повествующий о том, что здесь побывал, на холм взобрался, камни замка посмотрел, латгальскими озерами, пашнями, лесами и лугами любовался Карлис Улманис.

Во время своего правления он был очень популярен в Латгалии. Не для всех главным в жизни был латгальский язык в школах, газетах и делопроизводстве. В церкви, которая тогда для многих была важнее школ, газет и делопроизводства, он звучал! Многим надоели лозунги партийных времен, проталкивание своих на должности и постановка интересов партии выше общественных. С точки зрения хозяйства - это были годы расцвета, сельские жители становились все зажиточнее, строили планы на дальнейшее будущее.

Так о Карлисе Улманисе пишет Эдвард Вирза:

„Tu, tautas balstīts, kļuvi tautas balsts.

Pats Liktens neveiks to, ko maijā sāki.

Tev pamati par bronzu mūžīgāki, –

Ir idejas, uz kuŗām turas valsts.”5

(Ты, народом поддержанный, стал опорой для народа.

Сама Судьба не сможет того, что в мае говорил.

Твой фундамент крепче бронзы -

Это идеи, на которых держится страна)

После событий 15 мая 1934 года Карлису Улманису нужно было объяснить народу послание Ожившей Латвии - то, что все это переустройство делается в интересах народа, что смена механизма государственного управления было единственной возможностью, как спасти страну от тупика, где она оказалась.

Летом 1934 года Вождь (Хозяин), с сопровождающими объездил всю Латвию. Встречался с большими и малыми, его встречали много разных людей, поездку описывало много журналистов. По Латгалии Вождь проехал с 17 до 22 августа.

Наверняка на Маконькалнсе никогда не было столько известных личностей! Во время визита Карлис Улманис и правительственные мужи побывали на Маконькалнсе. Море людей, скандируют, на Маконькалнс взбирается премьер-министр Карлис Улманис, поенный министр Янис Балодис, министр юстиции Херманис Апситис, министр образования Людвиг Адамович и много чиновников и начальников меньшего ранга.

Бывший депутат Сейма Флориан Анкипанс в годы Атмоды на одной из встреч деятелей латгальской культуры рассказывал, что сразу после переворота его арестовали и заключили в Лиепайском лагере (он располагался на территории военного порта, действовал с мая 1934 до марта 1935 года). Там были заключены многие политики парламентских времен, потенциально нелояльные представители интеллигенции и армии. Режим был почти как на курорте. Жили в казармах царских времен, с утра давали кофе, работать было не нужно, все дни проходили за разговорами и чтением книг. Была доступна пресса. И когда Флориан и другие прочли о то, что Карлис Улманис взобрался на Маконькалнс, изучили фотографии, начали смеяться - действительно ли Карлис Улманис сам своими силами смог взойти на Маконькалнс?

В 20-е годы 20-го века на вершине Маконькалнса была высокая смотровая вышка. "С вышки посылали приветы озеру Резне. [..] По другую сторону виднеется озеро за озером, здесь невольно вспоминаются слова песни "Ezeriem un kalniem klāta Māras zeme Latgale" ("Озерами и холмами покрыта земля Мары Латгалия"). Да, это полностью подтверждается".6

На вершине Маконькалнса сейчас можно увидеть одну каменную стену, яму посреди холма, минимальные остатки оврагов и валов. Как мало осталось от этого рыцарского замка! - говорят туристы. На самом деле осталось очень много.

Этот холм энтузиасты истории начали исследовать еще в 19-м веке. Раскопки показали, что этот первый построенный немецкими крестоносцами в Латгалии замок был очень особенным. О нем нельзя судись, взяв за образец развалины Резекненского или Лудзенского замков.

Волкенберг был так называемым замком комбинированного типа.7 Была только одна каменная стена - высокая, прямая, с опорными углами с двух сторон - она в большей степени сохранилась до наших дней. Все остальное было из дерева.

Эта каменная стена была построена с плоской стороны холма, откуда на нее удобно мог напасть неприятель. Там, где склоны были высокими, строители замка посчитали, что хватит оврагов, валов и деревянных защитных конструкций.

В 1875 году у Маконькалнса побывал и его нарисовал Наполеон Орда. Обычно он рисовал так, как было в реальности. Под этим рисунком тоже есть отметка, что срисовано с природы. С правой стороны холм с остатками стены и большими дверьми в углу, у подножия холма вьется дорожка, сразу за дорогой простирается озеро. Было ли это композиционное улучшение, фантазия автора или в 19-м веке озеро на самом деле было у подножия Маконькалнса? До озера Разна от холма сейчас 2 км, но, возможно, в давние времена уровень воды в Разне был выше? Заболоченное озеро Воверу? Или это озеро Убоговас, в 400 метрах на юго-восток от Маконькалнса?

В межвоенный период вид с холма на озеро Убоговас был популярнее вида на Разну. Об этом можно судить по фотографиям профессионалов и любителей, сделанных в то время. Если Разна с холма выглядела как море, фотографии были однообразны, то вид на Убогову был более интересным - панорама бескрайней дали, посередине небольшое озерцо с извилистым берегом, кругом холмы, луга и пашни, можно видеть крыши домов. Даже вышку на холме Лиела Лиепу, до которого по прямой километров 15. Ну красота!


1. Spogis A. Dzagyuzes lineni. - [B.v.]: P/s Latgaļu izdevnīceiba, 1972., 85.lpp.

2. Kūkojs O. Mīlesteiba, Lelais Līpu kolns. Dzejis izlase latgaliski – Rēzekne: J. Soikāna Ludzas mākslas skola, 2020., 95. lpp.

3. С 1934 до 1937 года он учился в Дубульской основной школе.

4. Vējāns A. Varbūt nenoplūktās mežarozes zied? – Rīga: Liesma, 1982., 13.lpp.

5. Virza E. Tu, tautas balstīts.. // „Senatne un Māksla", 1936., Nr. 1.

6. Stumbris J. Dažas dienas ar gājēju vienību Latgales apceļojumā // „Ugunskurs", 1939., Nr. 7.

7. Есть археологи, имеющие другое мнение, как выглядел этот построенный рыцарями замок.