„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 25. aprīlis
Ceturtdiena
Bārbala, Līksma
+6.6 °C
apmācies

История 27-я: Зосна

В Латгалии в последние годы стали появляться таблички с названием улиц на латгальском языке, но есть одна такая улица, которая, пусть и написана на общенациональном языке, но является моим фаворитом латгальских улиц номер один - улица Саучу кална!


С латгальского "saučs" (также saucs, saušs) - это сапожник. Возможно, на вершине этого холма когда-то жил некий известный на всю округу обувных дел мастер. Раньше сапожники были уважаемыми ремесленниками, которые не только ремонтировали порвавшиеся сапоги или туфли, но и шили обувь - для каждого клиента свою.

Холм Саучу - это центр Вецзосны, здесь находится здание, которое мы условно назовем Санаторием, поскольку большую часть своего более, чем 100-летнего существования, это здание имело такое название.

Инженер, генерал Станислав Кербедз прожил долгую жизнь - умер в 1899 году в возрасте 89 лет. Несмотря на то, что жил с семьей в основном в Санкт-Петербурге и Варшаве, скупил кое-какое имущество в Латгалии. Одно из них было в Вецзосне.

Обычно указывают, что поместья в Лузнаве и Вецзосне построены по проектам Станислава Кербедза. Не знаю, был ли инженер мостов настолько талантливым, что смог в почтенном возрасте спроектировать столь современные и сложные здания. В любом случае уважаемый инженер скончался гораздо раньше, чем эти здания начали строить. Вполне возможно, что жена, дети и другие родственники просто воплотили его задумки.

Кербедзы держали художественные салоны, им нравилось собирать вокруг себя живописцев, скульпторов, музыкантов. Поэты и писатели их интересовали меньше. Жена генерала, которая была намного моложе мужа, была хорошо известным меценатом. Она покупала и спонсировала, рекомендовала и определяла критерии.

Здание в Вецзосне было задумано как гостиница для художников, где они могли бы жить при полном обслуживании, и ничто им не мешало общению между собой и творческим процессам. Природа вокруг была под стать - внизу - озеро Зосна, можно купаться и кататься на лодках, вокруг сосны, песчаные холмы! Недалеко до железнодорожной станции в Антонополе, откуда открываются ворота в весь огромный мир.

Гостиницу для художников начали строить до Первой мировой войны.1 "Здание строили местные специалисты, которые должны были пройти очень строгий отбор, особенно долго и тщательно искали каменщика. "Наконец-то нашелся латгальский старовер, который проводил с камнями особенный ритуал - "слушал" каждый камень, обливал их кипятком и т. д.", - рассказывает Д. Гравере-Карпова".2

Если сейчас смотреть на это здание, глаз останавливается на основании и первых этажах. В те времена строили высокие цокольные этажи, поэтому сейчас трудно сказать, было в этом здании 3 или 4 этажа.

До Первой мировой войны резиденция для художников была практически построена, но война все планы остановила и потом здание долго стояло заброшенным.

Раньше здесь рядом было поместье. "Здания поместья сгорели, уцелело лишь хозяйственное здание, построенное в каком-то особом стиле, которое во время строительства замка для художников служило сторожкой".3 Есть версии, что на этом холме когда-то было место поселения древних латгальцев или какое-то укрепление.

Санаторий тесно связан с двумя латгальскими литераторами - Мейкулом Апелисом и Янисом Регжей.4 Первый вложил очень много энергии, чтобы это здание было приведено в порядок и в конце 30-х годов 20-го века здесь начал работать санаторий для латгальских учителей, работников государственных и муниципальных учреждений и пр.5 Поэт, автор изданного в 1927 году сборника стихотворений "Nōkūtnes skaņas" Янис Регжа болел туберкулезом, в этом санатории лечился, с нем же и умер.

Работы по приведению в порядок и перестройке здания перед Второй мировой войной велись по разработанному архитектором Г. Клинклавса эскизу и строительному проекту П. Витолса. Был построен 4-й этаж, где сделали помещения для загара и пр.

После Второй мировой войны Санаторий восстановили. Он специализировался на лечении легочных заболеваний, вокруг медучреждения вырос связанный с ним большой поселок.6

Напротив Вецзосны, на другой стороне озера Зосна, на небольшом участке территории расположена Зосна. Если въезжать в этот поселок с южной стороны, справа можно увидеть низкий каменный забор и покрашенный в темно-желтый цвет костел.7 По правую сторону от входа в приходской сад расположена звонница. Уже это является подтверждением почтенного возраста храма - небольшие деревянные костелы не конструировались так, чтобы перекрытия выдержали огромный вес колокола.

Напротив костела через дорогу были аллеи поместья Зосны, насаждения, хозяйственные здания. Часто могло быть так, что хозяйственные здания построены из камней и кирпичей, а господский дом - из дерева.

Над окнами декоративная отделка, которую одни называют Раковиной, другие Солнцем или Морской звездой. Это была такая мода начала 20-го века, в Даугавпилсе над окнами многих каменных домов или на фронтонах можно увидеть точно такие же украшающие элементы.

На протяжении многих поколений поместье Зосна принадлежало роду князя Голицына.

В начале 20-х годов 20-го века в поместье Зосна размещалась школа. Здесь работало много учителей-энтузиастов, был сделан музей истории. "В Розентовской волости возле озера Разна крестьяне, копая картошку, случайно наткнулись на старинные вещи. К счастью, поблизости находился учитель волостной школы Зосны Йозанс, который забрал раскопки и положил их в школе. Оказалось, что крестьяне раскопали могилу воина древних латышей 9-го века. Там нашли шлем, бронзовый пояс, знаки почета, бронзовые браслеты, 8 колец, меч с ножнами, фрагменты копья и кинжала. Наверное, нераскопанными остались топор и дротик. Побывав этой весной в Зосненской волостной школе, Военный музей вел переговоры с Йозаном о перевозе раскопок в Ригу и с согласия Министерства образования, они были перевезены и размещены в Военном музее".7 К этой публикации в марте 1924 года добавлен рисунок, который изображен на обложке изданной в том же самом году книге Езупа Сойканса "Senejō Latgola".

Школа уже какое-то время ливидирована. Еще можно видеть флагшток и остатки спортивной площадки со стороны озера Разны. Если бы у меня была машина времени, я вернулся бы в детство и охотно учился в этой школе. Красивая, милая школа.

Мне кажется, что Зосна даже старше Вецзосны. В Латгалии есть Варкава и Вецваркава, Аглона и Яунаглона, Яунрикава и Рикава и т. д. В Селии есть даже Яунборне, Вецборне и Лиелборне. Ауце в Латвии каких 8 - начиная с Кроньауце и заканчивая Яунауце. Есть какая-то тайна, какая-то историческая глубь в этих топонимах. Обе Зосны в том числе.

1. Возле здания сейчас есть плита с указанием, что здесь расположен Латгальский краевой реабилитационный центр "Rāzna", а само здание построено в 1909 году.

2. Čursina J. Latgales sanatorijas gadsimtu ilgā vēsture // „Latgales Laiks", 02.08.2019.

3. Latkovskis D. Top Rēznas jaunā sanatorija // „Daugavas Vēstnesis”, 05.10.1939.

4. Seiksts O. Juoņs Regža. Vīngruomotys dzīsminīcisms // Pagrauda. – Rēzekne: LKC, 1999., 130.–132. lpp.

5. Latkovskis D. Top Rēznas jaunā sanatorija // „Daugavas Vēstnesis”, 05.10.1939.

6. В этом большая заслуга врача, директора санатория Марии Карповой.

7. Зосненскому костелу даже посвящена книга (1997), которую к 200-летию храма подготовила учительница Э. Астиче.