„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. novembris
Sestdiena
Zigfrīda, Zigrīda, Zigrīds
-0.9 °C
neliels sniegs

"Робинзоны" латгальской глубинки

Герои этого материала владельцы приусадебного хозяйства "Озолниеки" Деменской волости Аугшдаугавского (бывшего Даугавпилсского) края Наталья и Тимофей Красовские - сельские предприниматели с 90-х годов прошлого века отличаются от многих других тем, что они, бывшие горожане, переехав в деревню, начали свою фермерскую деятельность "с нуля", успешно освоив самые разные виды сельского бизнеса от растениеводства до животноводства. Все, что есть у этих людей сегодня - это результат напряженного, каждодневного и, порой, неблагодарного труда. Но фермеры счастливы и не собираются сворачивать свою деятельность.

Из города в деревню

Наталья и Тимофей родились в Даугавпилсе, здесь же окончили среднюю школу и, после получения образования, начали свой трудовой путь: Наталья работала в магазине продавцом и одновременно заочно училась на товароведа, а Тимофей привозил в ее торговую точку на машине товар. Молодые люди познакомились, приглянулись другу другу, обменялись номерами телефонов и стали вместе ходить на танцы в тогдашний Дворец культуры, а ныне Дом Единства, и на знаменитый "пятачок" - танцплошадку, располагавшуюся в парке железнодорожников.

После того, как они стали мужем и женой, возник вопрос - где и у кого жить? "Я не хотела жить у родителей Тимофея, а он не желал селиться у моих. И получилось, что каждый из нас жил у себя - он на Гриве, а я в городе. Встречались. Через год после росписи в 1980-м году родилась наша первая доченька Валя. Вопрос жилья встал еще острее. Мы вспомнили, что у Тимофея в здешних краях - в Яновке в 6 км от места, где мы сейчас находимся, жила бабушка. И мы с маленьким ребенком отправились к ней жить", - рассказывает Наталья.

Тимофей устроился в тогдашний совхоз "Демене" аккумуляторщиком, а я Наташа занималась маленьким ребенком.

Позже молодые супруги узнали, что в местечке Матуланишки, где они сейчас живут, продается дом, который они в конце-концов и приобрели. Но, как выяснилось, это жилище представляло из себя жалкое зрелище - одно название, что дом. "Мы переехали сюда зимой, когда было очень холодно. В доме была только печь и более-менее жилой - лишь одна комната, все остальные помещения были запущены до невозможности. Но мы настолько радовались этому отдельному жилью, что не замечали бытового дискомфорта и неудобств. Сразу взялись за жилье, надо было приводить его в порядок. К этому времен я устроилась на работу телятницей", - рассказывает Наталья. А Тимофей в это время занимался воспитанием дочери. Когда дочь Валя подросла, ее определили в детский садик на круглосуточный режим содержания - иного выхода у семьи не было.

Что касается умению супругов ладить друг с другом, то Наталья всегда вспоминает слова своей свекрови, которая говорила, что если муж - огонь, а жена - вода, то вспыльчивость своей второй половинки надо аккуратно гасить этой самой водичкой.

Начинали с одной коровы

Одновременно надо было думать о хозяйстве и его развитии. Первым делом в 1984-м году купили корову. "Мы даже не знали, как ее доить. Спасибо, соседка показала. Но поначалу все равно не получалось. Часть молока попадала в ведро, а остальное брызгало в разные стороны и лилось на землю. Но научились. Появилось масло, сметана и творог. Можно было жить", - рассказывает Наталья.

Параллельно занимались огородничеством. Женщина сравнивает их тогдашнюю с Тимофеем сельскую жизнь с бытием Робинзона Крузо на необитаемом острове. Ему, чтобы обустроить свой быт и прокормить себя, тоже приходилось все делать впервые.


"Когда мы почувствовали под ногами некую твердую почву, то стали думать о втором ребенке. В 1985 году родилась наша вторая доченька Верочка. Прибавлялось и хлопот, и радости. Так или иначе, мы обустраивались в деревенской жизни", - говорит Наталья.


Расширялись площади посевов зерновых культур, появились корма, купили поросенка, словом, росло хозяйство, поэтому возник вопрос приобретения тягловой силы - лошади. Вскоре она появилась на подворье новохозяев. Веру определили в Деменский садик как и ее старшую сестричку Валю - на круглосутку.


Вместе с семейными хлопотами Тимофей и Наталья продолжали обустраивать усадьбу: выкопали колодец, построили баньку и хлев, соорудили навесы, выкопали подвал.


Тимофей оказался мастером на все руки, все делал сам без привлечения рабочей силы со стороны. Мало того, супруги никогда не брали и банковские кредиты, рассчитывая только на свои денежные возможности.


Наталья помогала мужу. трудясь с ним плечом к плечу: "После первой коровы мы купили вторую, затем третью, доведя поголовье до 5 буренок. У нас сейчас приусадебное хозяйство. Всего вместе с арендованными земельными площадями в нашем пользовании находится около 20 гектаров земли - 8, взятые в аренду, остальные 12 га - своя земля".

Работали сутки напролет


Попутно приобрели второго коня, появился жеребенок, занялись также овцеводством. Купив первую овцу, хозяева даже не знали как ее стричь, для этого понадобился совет и помощь соседей. Одно время в стаде вместе с ягнятами находилось около 60 овечек и ягнят. В хозяйстве имелись также куры и гуси.


Приходится лишь удивляться предприимчивости Натальи и Тимофея, их умению быстро переориентироваться с одного вида производства сельхозпродукции на другой, приспосабливаться к рынку и иметь доход, который супруги вкладывали в обустройство своего семейного гнездышка.

Однажды Наталья узнала, что в Даугавпилсе проводится конкурс на поставку в детские сады сельхозпродукции. За счет относительно невысокой цены на свой товар супруги Красовские выиграли конкурс. За ними закрепили несколько детсадов, куда супруги поставляли морковь, капусту и свеклу. Дело пошло успешно, но чтобы увеличить прибыль требовалось расширить посевные площади. Картошки посадили на площади 1 га 30 соток, моркови - 40 соток, а капусты - целых 20 тысяч саженцев: "Надо было не только посадить, но и полоть и, главное, поливать. Это был изматывающий труд. Сейчас удивляемся, как мы со всем этим справлялись. Но тогда мы были моложе и энергичнее".


Разную продукцию они поставляли в детские сады, а так же в Стропский пансионат и тогдашнюю Железнодорожную больницу.

"Круглые сутки мы работали, крутились словно белки в колесе. Имелось хозяйство, росли и радовали 2 дочери, но хотели мы и сына. Мы его "запланировали", но в 1993-м году снова родилась дочка. Назвали ее Катей. Мы были очень удивлены, что у нее проявлялись привычки, манеры и повадки мальчишки. Видимо потому, что мы его очень хотели", - смеясь повествует Наталья.

Дочь Катя впоследствии стала спортсменкой, добившейся высоких результатов в легкой атлетике - беге и занимая призовые места не только в Латвии, но за рубежом, например, в Чехии.

Дочери супружеской четы Красовских росли и трудились вместе с родителями, выполняя самую разную работу.

Может - вилы в землю?

Первая свиноматка появилась у Красовских во времена распада паевых обществ, когда за паи - относительно небольшую цену - можно было приобрести собственность: недвижимость, технику или живность. "Свиноматки и разведение поросят - это совсем другая специфическая отрасль сельхозпроизводства, требующая не только знаний, но и огромного опыта, которого у нас не было. Поросят от первого опороса мы загубили. Их сразу же после рождения надо было отделять от свиноматки. Мы этого не сделали, и она задавила все свое потомство. Потом, конечно, мы набрались опыта", - рассказывает Наталья.

Число свиноматок хозяева стали постепенно увеличивать, в одно время доведя их поголовье до 17 единиц.

Сейчас в хозяйстве 10 свиноматок и должно быть никак не меньше, в противном случает хозяева лишатся денежной помощи от Евросоюза. Молоком от 4-х коров поят поросяток. За своим стадом хозяева следят, как за малым ребенком, благодаря чему они успешно и без потерь пережили свиную чуму и сейчас ревностно оберегают животных от внешнего негативного воздействия.

Корреспондентов "Латгалес Лайкс" хозяева все же впустили в эту святая-святых своего бизнеса, где слегка оглушает многоголосый визг и хрюканье, но нельзя не отметить идеальную чистоту и порядок. Один поросенок стоит 70 евро, они у заказчиков идут нарасхват. Помимо этого хозяева реализуют мясную продукцию.

Вместе с увеличением хозяйства со временем пополнялся парк различной техники, которой сейчас хватает для обслуживания земли и живности: комбайн, 2 трактора, косилки, грабилки и прочий инвентарь. Все эти годы Наталья писала проекты, благодаря которым стала возможной реализация многих планов.

В настоящее время продолжается и строительство и реновация семейного дома Красовских.

Три дочери Натальи и Тимофея со своими семьями живут в Англии, не нуждаясь в помощи родителей, которых регулярно навещают.

Задаю напрашивающийся вопрос: "Зачем, как говорится, "рвать жилы" и устраивать себе беспокойную, полную забот и хлопот жизнь, если и родители, и их дети в материально-финансовом плане состоятельны и могут позволить себе жизнь спокойную и размеренную? Может пора вилы в землю воткнуть и сказать:"Сколько можно? Хватит! Пора и на отдых"?".


Супруги Красовские хоть соглашаются с такой постановкой вопроса, но, не привыкшие сидеть без дела, говорят: "Рано нам успокаиваться. Не все еще сделали. Поработаем...".