„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 27. jūlijs
Sestdiena
Dita, Dite, Marta
+21.9 °C
daži mākoņi

Икона Аглонской Божьей Матери

Август для верующих нашей страны связан с Аглоной. Многие отправляются туда пешком или на каком-либо транспортном средстве, многие духовно соединяются с паломниками, а другие узнают об этом только из средств массовой информации.

Паломничество всегда играло важную роль в христианской жизни. С одной стороны, оно дает возможность осознать, что жизнь каждого человека исходит от Бога и стремится к Богу, а мы на этой земле лишь паломники и гости, которые жаждут вечных ценностей – стремятся к небесному. С другой стороны, паломничество дает нам прекрасную возможность уйти от повседневных забот, задуматься о своей жизни, о ее смысле и предназначении, а также заново понять, что же самое важное в жизни. Люди отправляются в Аглону, чтобы в единении веры и любви с другими паломниками встретиться с Богом, воздать Ему честь и открыть свое сердце на Его любовь и прощение.

В Аглонской базилике над главным алтарем на нас взирает чудотворная икона Аглонской Божьей Матери, которая на протяжении многих веков является знаком присутствия Девы Марии на нашей земле. Считается, что икона была создана в 17-ом веке. Оригиналом этой иконы является чудотворная икона Тракайской Божьей Матери, которая датируется 14-ым веком и находится в Литве. Эту икону Божией Матери в 1382 году византийский император Мануил II подарил Великому князю литовскому Александру Витовту, когда тот принял христианство. Историк Густав Мантейфель (1832-1916) писал, что в 17-ом веке, когда в Аглоне доминиканцы создали монастырь и начали активно евангелизировать Аглону и ее окрестности, тогда в Вильнюсе по просьбе приора Аглонского монастыря была изготовлена копия иконы Тракайской Божьей Матери и привезена в Аглонскую деревянную церковь.

Эти иконы без ризы очень похожи, однако Аглонская немного больше по размеру иконы Тракайской Божьей Матери. Авторы обеих икон неизвестны, так как иконописцы не подписывают свои работы, это и отличает сакральное искусство от всех светских произведений искусства. Многочисленные архивные материалы, доступные на латышском и польском языках, свидетельствуют, что икона была создана на дубовой основе. В свою очередь, с 1991 по 1993 год при восстановлении иконы в Аглоне реставраторы Станислав Астич и Янис Бокманис обнаружили, что основа выполнена не из дуба, а, скорее всего, из липовой древесины.

В основе иконы, размер которой составляет 132,5 х 109,5 см, 3 липовые доски разной ширины толщиной 2,5 см. С 1875 года цветную икону покрывает изготовленная из серебра и позолоченная риза с декоративными украшениями, автор которой мастер Груздев.

Происхождение первого образца чудотворной иконы Аглонской Божьей Матери, спрятанной под ризой, связано с Византией, поэтому эта икона также отображает восточную манеру изготовления икон. Общая композиция иконы статична и симметрична, но в ее деталях, например, в расположении плаща Марии, заметно влияние стиля западного барокко.

Образы на иконе отображены очень точно, с использованием теплых тональных цветов для достижения большего контраста с фоном, выгравированным золотом. В иконографии золото не считается цветом, а называется «свет», что означает божественный свет, который несет жизнь.

На золотом фоне иконы выделяется образ Марии, которая сидит на троне, держа на правом колене Младенца Иисуса. Лицо Божьей Матери серьезно и в то же время загадочно, потому что оно таит в себе эмоции, но от него исходит мир и благословение. Ее глубокие глаза словно смотрят вдаль, но в то же время они также направлены на молящегося, с которым она желает установить контакт. На иконе Мария не держит Иисуса на правой руке, как это принято в восточной иконографии, но нежно касается Его плеча, тем самым приближая Иисуса к молящемуся. Этот жест руки Марии показывает, что она приглашает нас приблизиться к Иисусу и хочет, чтобы мы открыли и узнали Иисуса как единственного Спасителя человека.

На тепло-синем плаще Божьей Матери мы видим золотые звезды – на лбу и левом плече, а третья звезда расположена за головой Младенца Иисуса. Звезды указывают на открытость Марии действию Святого Духа.

В левой руке, на уровне сердца, Божья Матерь держит ветку красной розы с тремя цветами. Цветок розы символизирует не только мученичество Христа, но и Церковь как народ, возлюбленный Богом, в свою очередь, шипы розы указывают на то, что этот народ ранен грехом. Взгляд Младенца Иисуса на иконе, а также Его левая рука обращены к цветку розы, который держит Божья Матерь, что означает особую любовь Иисуса к Церкви. Мария, как видно на иконе, не хранит цветок для себя, а отдает его своему Сыну.

Красноватая туника Младенца Иисуса, отделанная золотым узором, указывает на Его божественность. На коленях Младенец Иисус держит книгу Святого Писания, Его правая рука, положенная на Библию, и левая рука тянутся к розе в руке Марии, сливаясь в едином движении. На обложке книги Святого Писания можно прочитать три буквы – IHS – сокращение от трех латинских слов «Iesus Hominum Salvator». (Иисус Спаситель людей).

В верхних углах иконы мы видим надписи на золотом фоне: сокращения от латинского имен Иисус и Мария (IHS на стороне младенца Иисуса и MARIA справа).

По своей сути все иконы Божьей Матери обращены к Иисусу, который всегда находится в центре этих икон, и каждая икона Марии направляет наш взгляд на истинное единство с Богом. Жест Аглонской Божьей Матери на иконе, с помощью которого Мария нежно направляет Иисуса ближе к молящемуся, одновременно побуждает молящегося приблизиться ко Христу. В иконографии такой тип иконы Марии называется Одигитрия – та, которая показывает путь. Мария своей рукою показывает на Христа как путь, по которому нам нужно идти. Этот жест Марии в действительности есть синтез всего учения о Марии. Она нам говорит: «Христос есть Путь, следуйте за Ним»! Мария смиренна и не желает быть ни кем другим, как только рабой Господней, которая не ставит себя в центр, потому что это место принадлежит Богу. Хотя Матерь Божия очень восприимчива к нашим нуждам, однако она сама не решает наши проблемы, а отдает их Иисусу. Она всегда ведет нас к своему Сыну.

В Катехизисе Католической Церкви читаем: «Сквозь святые образы Пречистой Матери Божией, ангелов и святых мы почитаем людей, на них изображенных» (ККЦ, 1192) Христианская иконография передает в образах евангельскую весть, которую Священное Писание передает в словах. Образ и слово поясняют друг друга. Икона, по словам православного богослова Павла Александровича Флоренского, является «словом Божиим, написанным красками». Икона также является видимым знаком невидимого присутствия Бога и окном в вечность – окном, через которое мы можем видеть божественную реальность.

Икона Аглонской Божьей Матери содержит экуменический элемент, потому что ее композиция сочетает в себе стиль восточного и западного христианского искусства. В последние годы можно заметить, что Аглонская икона и само святое место становятся своеобразным мостом между двумя Церквями, и именно это мы можем оценить как первый плод молитв о единстве христиан.

Как и все святыни Марии, Аглона также постоянно проповедует Благую Весть о присутствии Матери Христовой в человеческих нуждах и заботах. Аглона в Латвии стала особым местом, которое свидетельствует о заботливом и материнском присутствии Марии в жизни Церкви и нашего народа.