Слушая повествование жителя усадьбы "Veras" Деменской волости Аугшдаугавского (бывшего Даугавпилсского) края сельского предпринимателя Ивана Артимовича о его родословной, родителях и многодетной семье, отмечаешь особое трепетное отношение мужчины к наказам, советам и просто житейской мудрости отца, ныне ушедшего в мир иной, который с малолетства стремился привить своему младшему сыну лучшие человеческие качества. Сегодня Иван успешный фермер, который знает цену деньгам, но при этом не считает, что только они определяют смысл нашего бытия.
С баранов на буренок
О своей жизни 60-летний Иван Артимович говорит, что всю крестьянскую работу - косить, пахать, пилить и колоть дрова, словом, все что делается в деревне, он умеет делать с детства. Даже крутить рулеты и доить корову он научился у мамы всего в 6 лет.
Юношей трудился на элеваторе, на косилках и грабилках, словом, цену куску хлеба познал с раннего детства. Заработанные деньги частично отдавал родителям, а оставшуюся сумму тратил на свои мальчишеские нужды, покупая велосипед, мопед и даже школьные принадлежности.
Иван из многодетной семьи, в которой было 11 детей, он самый младшенький, а потому для родителей - любимый. Мама Соломея трудилась в хозяйстве телятницей, а отец Мечислав, бывший фронтовик, бравший с боями Берлин, работал на ферме. Он всегда говорил сыну: "Можно работать головой, а можно - руками. Все зависит от того, какой вариант ты выберешь".
В тогдашнем совхозе "Демене" Иван работал трактористом и шофером, позже трудился в Даугавпилсе.
В 1994-м году он решил разводить баранов и продавать их на мясо, однако когда приступил к реализации данного плана, то на деле убедился, что эту продукцию большими партиями реализовать сложно, так как она не для широкого круга местных покупателей. На шашлыках не заработаешь, а шерсть и шкура никому не нужны и попросту подлежат уничтожению.
Поэтому Иван переориентировался на мясных буренок. Он продал около сотни барашков, часть пустил на мясо и тоже реализовал, а на вырученные деньги приобрел коров - сначала 7 голов, затем еще 21. Это было в 2012-м году.
Труд опасный
Сейчас у фермера несколько десятков взрослых коров трех элитных пород, не считая молодняка. "Уход за этими животными требует особой специфики. Это не привычное молочное стадо. И не бычки, которых купил, подрастил и продал. Поголовье мясных коров надо не только строго контролировать, но и постоянно обновлять", - рассказывает Иван. И добавляет, что работа с этими на вид мирными и спокойными животными
на самом деле очень опасная для здоровья и даже жизни. Иван показал рану на ноге, которую ему нанесло животное, со всей силы ударив копытом и выбив коленную чашечку и порвав связки, из-за чего пришлось долго лечиться. Последствия остались до сих пор: "Надо понимать, что животное, сколько его ни приручай, им и остается. На уме у него только одно - как противостоять человеку".
В стаде есть коровы, рога у которых посерьезнее, чем у быков, выступающих на корриде. Да и племенной огромный бык Микелис, предназначенный для покрытия стада, если ему что-то не по нраву, тут же выставляет рога и готов броситься на противника. Даже на хозяина косит глазом и бьет копытом.
Работа фермера не осталась незамеченной, в 2016-м году Иван Артимович в числе еще 4-х лауреатов стал обладателем главной награды Даугавпилсского края "Человек года" и был премирован поездкой в Польшу.
Деньги - не главное
У Ивана Артимовича своя философия отношения к деньгам: "Даже с трудом заработанными средствами надо расставаться легко, без сожаления, а не "отрывая их от сердца", как это делают многие. Деньги приходят и уходят, а жизненные ценности остаются - они вечные". Выросший в семье с небольшим достатком, где приходилось делиться куском хлеба и кружкой молока с остальными братьями и сестрами, фермер как никто другой понимает, что значит оказать помощь нуждающемуся. С руководством родной волости он также поддерживает хорошие отношения: "Они помогают мне, а я, в свою очередь, стараюсь не отказывать, если ко мне обращаются с просьбой. В том числе, спонсорского характера".
Недавно он сдал заказчикам партию буренок - 12 голов, осталось сбыть еще 20.
Молодняк - это примерно полугодовалые бычки и телки весом под 250-300 кг. Когда они достигают такого веса, то главная задача фермера - побыстрее сбыть их на мясо, иначе живой товар потеряет кондиционность.
До эпидемии коронавируса Иван старался реализовать их на аукционе. Число реализуемых телят бывает разным - от 8 до 20 голов, в прошлом году - 36, а в этом, получается, 32. Количество на первый взгляд впечатляет, но, по словам фермера, "это работа ради работы", труд с минимальной прибылью, когда после вычета всех расходов остается лишь зарплата самому себе за свой же труд: "Раньше кило живого веса стоило 3 лата 20 сантимов, а сейчас средняя цена - 2 евро 30 центов. Разница огромная, а труд тот же. Получается, свою продукцию отдаю задаром. Какой тогда смысл трудиться?". Сейчас фермер отправляет продукцию в Чехию и Германию.
Средства есть и...нет
Но может фермер лукавит, ведь если общий вес продаваемых телят умножить на 2 с лишним евро, то, как ни крути, набегает кругленькая сумма. Но Иван считает по-своему: "Легко считать чужие деньги! Всегда кажется, что у другого их больше, чем у тебя. А сколько все сегодня стоит? Катушка пленки, которой обматывают рулоны сена, обходится почти в 100 евро! Куда дальше? Непомерные цены на разные услуги, расходные материалы и обслуживание техники, особенно, импортной, не сопоставимы с моими доходами". Например, замена электронного реле на тракторе обошлась Ивану аж в 500 евро и двое суток простоя техники, да еще в горячую пору. Получается, хозяин отдал за это целого бычка.
Если говорить о ситуации в целом, то даже оптимист по натуре Иван оценивает ее пессимистично. До тех пор, пока он получает евросубсидии за свое биологическое хозяйство, концы с концами свести будет можно, но без европейских денег его коровий бизнес придется сворачивать как экономически невыгодный и даже убыточный.
Помимо занятия животноводством Иван еще и крупный землевладелец, у которого около 300 гектаров площадей. Он пояснил, что под сельхозугодья используется лишь одна треть, остальное - леса и болото. Для своих коровок Иван сеет овес, другие зерновые культуры, а также зеленую массу. Есть вся необходимая техника, одних только тракторов 4 единицы.
Не секрет, что многие владельцы лесов относятся к ним потребительски, лишь вырубая. Иван же общается со своим лесом бережно и аккуратно, ориентируясь на перспективу. В 2000 году он осуществил посадку саженцев на площади в 20 га: "Я тогда получил бесплатную подписку на газету "Латгалес Лайкс" и заслужил похвалу руководства Латгальского главного лесничества, оценившего мою работу, и победил в одной из номинаций по сохранению наших лесных богатств. Деревья валить - ума не надо, а восстанавливать кто будет? Иначе Латвия скоро превратится в степь, в пустыню".
В отчем доме
Мы сидим возле бревенчатого дома, в котором живет герой этого материала. Хутор обустроен, на нем есть все, что необходимо для жизни, но нет ни малейшего намека на излишества: во дворе всюду цветы, со вкусом и фантазией оформленные декоры, вокруг поля и холмы, и домик - простой и незатейливый. Но для Ивана родной и потому очень дорогой сердцу и душе.
Его дом, которому уже 100 лет, мил Ивану тем, что тут жили его родители, братья и сестры и он сам.
Вот о детях и внуках Иван беспокоится и для них не жалеет ни средств. ни личного времени, особенно, когда родные люди приезжают к деду в гости: "Старшая дочь Ольга живет и работает в Риге, у нее дочь Луиза, а у младшей Анны 2 сына - Адриан и Томас. Адриан собирается стать фермером,с малолетства проявляя интерес к животным и технике, Луиза увлекается танцами, а Томас, по всему, будущий знаменитый хоккеист".
Иван пережил большое горе. Его супруга Тереза, с которой он прожил вместе 32 года, не так давно ушла из жизни. Сейчас у мужчины другая спутница жизни - Светлана, с ней он сумел построить хорошие гармоничные отношения, основанные на взаимопонимании и уважении друг к другу. Вся красота вокруг дома создана руками Светланы.
Наш герой, по его собственным словам, живет, казалось бы, по простому, но для многих почему-то трудновыполнимому принципу: "Надо в этой жизни оставить след, а не наследить. Так меня с детства учил отец".