„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. novembris
Sestdiena
Zigfrīda, Zigrīda, Zigrīds
-0.9 °C
neliels sniegs

История 36-я: Большой мост

Сначала он назывался Шоссейный, а потом Большой мост. Он был построен одновременно с дорогой Санкт-Петербург - Варшава (1836), был деревянным, многократно разваливался и обрушивался, и столько же раз восстанавливался.

Родившийся в 1894 году Юрий Тынянов пишет в своих воспоминаниях, что вырос не в доме, а в саду и на этом мосту. Вспоминает Грипину и слепого Николая - старика и старушку, которые всегда сидели у этого моста на земле. Каждый день на протяжении многих лет дурачок-Николай шел через мост ровно в 2 часа дня.

«Возле моего моста были казармы. Когда призывников размещали, крики пьяных были слышны по всему городу, на каждом углу внезапно раздавались, а потом так же внезапно где-то растворялись песни пьяных людей. Женщины прятались. Новобранцы прикалывали к шляпам перья. Городовой их не трогал, они тогда нападали с ножами. Их везли на вокзал. Жены плакали на вокзале».1
Ранней весной 1915 года на реке Резекне начался ледоход, и у Шоссейного моста образовался затор, в результате чего город пережил, вероятно, самое катастрофическое наводнение в своей истории. "Наводнение началось 26 марта и затопило некоторые низины, а 27 марта в 12 часов ночи, река вышла из берегов и затопила большую часть города. Жители города претерпели от наводнения жуткие разрушения: одни дома полностью снесены, у других сорваны крыши, выбиты окна и много где разбросаны мелкие осколки и т. д. Из человеческих жертв на данный момент утонуло 10 человек, среди них 3 маленьких ребенка 1-3 и 9 лет. Во время наводнений люди спасались на крышах, но в некоторых местах вода и там их настигла".2

Мосты и наводнения подобны таким природным антагонистам, которые раз в "надцать" лет встречаются в жестокой битве.
Без мостов эти глыбы льда могли бы более свободно проплыть мимо. Без мостов, наверное, не было бы городов. Иногда, чтобы спасти город, мост сжигают или взрывают.
Летом 1926 года вместо старого деревянного моста началось строительство нового железобетонного.3
Сразу после постройки новый мост пережил настоящее боевое крещение. 10 июня 1927 года «В Резекне случилось доселе невиданное наводнение дождь шел не переставая. Река Резекне вышла из берегов. Была повреждена плотина мельницы, и унесло плоты Гуревича и старый мост. Унесло защитные ограждения нового моста, так что он тоже находится под серьезной угрозой. Таких наводнений в Резекне давно не было".4

22 апреля 1931 года лед и вода снесли старый деревянный мост на улице Дарзу. «Кроме деревянного моста водой унесло много заборов, некоторые пристройки, все палатки бывшей выставки, сломаны телефонные столбы, столбы электропередачи. [..] Городище было со всех сторон окружено глыбами льда и водой, как в старые времена рыцарей».5
В 30-е годы 20-го века рядом с Большим мостом был конфетный киоск и заправочная станция. Настолько близко, что в рекламах просто писали - у Большого моста. Этот киоск сладостей был чем-то вроде часов Лаймы в Риге - здесь назначали встречи, вокруг этой необычной постройки всегда сидело/стояло много людей. Автозаправочная станция принадлежала Исааку Фалькенштейну.

Исаак был успешным бизнесменом, к тому же общественно активным человеком. Вместе с семьей он жил на улице Угансдзесею № 4 (рядом с Еврейской гимназией), а на улице15 мая, 71 был его оптово-розничный магазин колониальных товаров, где работал его сын Виталий.6
Исаак Фалькенштейн родился 5 мая 1870 года в Резекне (по другим данным - в Крустпилсе). Наум Лифшиц7 пишет, что 14 июня 1941 года планировалось депортировать Исаака Фалькенштейна, но было разрешено «его сыну уехать вместо отца. Его, невиновного, забрали и замучили в Вятлаге, хотя дело было возбуждено против его отца».8 Виталий Фалькенштейн (родился 14 августа 1908 года в Резекне) умер в Вятлаге 30 декабря 1942 года.9 Исаак Фалькенштейн умер в Рижском гетто, но другим его детям удалось эвакуироваться в Кыргызстан. Спаслась и жена Виталия Фания Лапинская, уроженка Даугавпилса.

Не раз читал и слышал, что в 30-х годах среди богатых, современных, желающих выделиться мужчин было переехать этот мост на мотоцикле, не по проезжей части или тротуару, а по довольно широкой одной или другой боковой арке.10 Чаще всего на немецком "NSU" или английском "Norton". Или на "Zündap", "Indian", "DKW", "Harley-Davidson", "Ariel", "BMW" или мотоцикле какой-нибудь другой компании, который можно было заказать и купить здесь, в Резекне.
Одни падали, у других получалось. Тогда об этом умении, ловкости или удаче в городе говорили как минимум неделю!
Возникновение и уничтожение мостов тесно связано с историей транспортных путей и войн. Когда войска отступают, первое, что они разрушают, это мосты. Это было обязательным требованием - за то, что не разрушили мосты своевременно, многие солдаты шли под трибунал и даже погибли. Резекненский Большой мост, отступая в 1941 году, взорвала Красной Армией рабочих-крестьян, а в 1944 году были подпортила советская авиация и убегавший вермахт.

Этот мост был не только главным в городе, но и разделял его на две части. Редко кто-то задумывался о левом и правом берегах реки, чаще всего точной отсчета был сам мост - перед мостом, за мостом.
Многие десятилетия мост был началом и концом улиц. В межвоенный период от этого моста начиналась аллея Атбривошанас. От моста в сторону Даугавпилса шла улица Пулквежа Калпака. В советские годы тоже так было: улица Октобра была до моста, а за ним начиналась другая улица - 1 Мая. Только в поздние советские годы вся Большая Николаевская улица11 царских времен (которую до моста называли Двинским шоссе, а за мостом - Петербургским шоссе) стала одной улицей с одним названием.
Я слышал предложение от одного пожилого человека восстановить деление и нумерацию. Как раньше - к югу от моста улица Калпака, к северу - аллея Атбривошанас.

«В нашем городе много источников. В летнюю жару и в зимний холод на улице Пилс, возле моста на улице 1 Мая, в Випинге бьет из-под земли чистый источник...
«Хорошая вода», - говорят те, кто ею пользуется.12 Сколько спрашивал, мне говорили, что этот источник недалеко от моста в 70-х годах еще был, а потом его воды ушли под землю.
При реконструкции аллеи Атбривошанас в 2011 году старый мост снесли, а вместо него построили совершенно новый.13
Мост стал такой же ширины, как улица, а в его боковые перила вмонтировали стилизованные жернова, рассказывающие о сложном, разнообразном прошлом города.
Резекне - это не только город холмов, но и город мостов. Если холмов 7, то мостов в Резекне - не меньше 12.

1. Tiņanovs J. Rēzekne, 900-ie gadi... // „Ausma”, 15.06.1958.

2. Kozlowskis E. Plyudi Rèzeknê // „Drywa”, 08.04.1915.

3. Latgola // „Zemnīka Bolss”, 25.09.1926.

4. Pluhdi Reseknê // „Strahdneeku Awise”. 11.06.1927.

5. —ts. Plūdi Rēzeknē // „Latgales Ziņas”, 24.04.1931.

6. Mēģinājis nozagt 500 papirosu // „Daugavas Vēstnesis", 22.01.1940.

7. Родился в 1923 году в Резекне, умер в 2007 году в Чикаго. Доктор экономических наук, в 1999 году награжден Орденом Трех звезд. Его отец был участником боев за свободу Латвии. Наум Лифшиц в свое время учился в Резекненской еврейской гимназии.

8. Lifšics N. Vergu laiki // „Čikāgas Ziņas", 1993., Nr. 177.

9. Информация предоставлена историком Иосифом Рочко.

10. Если изучить фотографии, то на вершине арка была высотой в два человека. Такие арки официально назывались дугами - Дуговой мост в Резекне через реку Резекне. Каждую дугу держали шесть опор, дуги находились между проезжей частью моста и тротуаром.

11. Также была Малая Николаевская - теперешняя улица Никодема ранцана.

12. Avotu ūdens // „Ausma", 18.05.1960.

13. Построенный в советские годы мост снесли в январе 2011 года, а новый торжественно открыли 18 ноября 2011 года.