В Даугавпилсском театре 15 и 17 октября состоялась премьера диптиха режиссера Олега Шапошникова «Чайка. Расследование», состоящий из двух спектаклей - «Чайка-1» (спектакль по пьесе классика русской литературы А. П. Чехова начала ХХ века) и«Чайка-2» (своеобразное продолжение пьесы Чехова Борисом Акуниным). Театр реконструировал эту пьесу в своей интерпретации и новой форме, экспериментируя с новыми платформами. На этот раз это свет и видео. Мультимедийный проект Гатиса Тимофеева, включенный в спектакль в качестве эксперимента, дает возможность актерам взглянуть на себя со стороны. За день до начала локдауна дистанционно встретились с председателем правления Даугавпилсского театра, режиссером спектакля и одним из героев [в спектакле - следователь] Олегом Шапошниковым. И в этом интервью важно отметить, что режиссер также является выдающимся врачом и психоаналитиком.
Режиссер спектакля, актер спектакля - Олег Шапошников
Моя роль следователя из пьесы Чехова, но в нашей интерпретации. Когда роль строилась, сразу было понятно, что это не актерская, а режиссерская роль. В «Чайке - 1; 2» я больше посредник между реальным миром и воображаемым на сцене. Моя задача в этом спектакле - провоцировать актеров, что заставляет их постоянно сосредотачиваться на содержании спектакля.
Новые видеопроекты, добавляющие ценность постановке
Использованная в спектакле видеопроекция - результат удачного эксперимента. Этот формат не позволяет актерам расслабиться во время выступления, а помещает в определенные временные рамки и рамки действия. Мы создали возможность для актеров увидеть своих персонажей со стороны. Актеру нужно говорить не так, как он должен говорить, а то, что он хотел бы сказать конкретным текстом. Видеоформат - это решение проблемы сочетания актерского мастерства и возможности актера увидеть себя со стороны или в записи.
Новый формат отражает реальную жизнь через документальный материал. Мы, конечно, не претендуем на документальное кино, но этот формат дает актерам свободу. Эта условная свобода - это возможность актера говорить как личность, а не как персонаж. Вложить свое отношение, которое вытекает из коллективной работы театра и тщательного анализа работы. «Добавленная ценность». Добавлен этот формат, а о его ценности должны решать зрители. В качестве эксперимента видео формат имеет право быть. В правильном месте и в правильное время.
Почему пьеса Чехова актуальна и сегодня?
Речь идет не о сюжете спектакля или событиях, характерных для эпохи, а о человеческой природе, желании жить в воображаемой, а не объективной реальности. В спектакле представлены различные человеческие психотипы, проблемы которых возникают из-за отсутствия любви и неспособности преодолеть свою слабость. Теоретически эти проблемы можно было бы решить за эти сто лет, но они все еще существуют. В течение ста лет очень мало использовались научные инструменты - психотерапия и психология. Не говоря о Латвии или Даугавпилсе, а о Западной цивилизации, Европе, где проблемы психики огромны. Об этом может сказать любой психотерапевт или психолог, изучающий психическое здоровье общества.
Проблематика «Чаек», основанная на этих психотипах и их взаимодействии, заключается в доведении до трагических последствий. В пьесе Чехов подчеркивает одержимость людей своими внутренними комплексами и кажущееся «служение» искусству. Объективная реальность показывает, что эти люди - актеры, писатели, врачи, аристократы - достаточно примитивны, несмотря на свой статус и амбиции. Спектакль повествует о масках, за которыми мы прячемся из-за своего статуса. Так это было тогда, так это есть сейчас.
Искусство рассказывает о текущих событиях. Поэтому эти спектакли - не только классическая постановка, но и разговор об актуальном. Классическая база лишь показывает, что тема слишком сложная и не решена даже сегодня. Об этом нужно говорить всем - больше и громче.
Не реже одного раза в год спектакль о проблемах человечества
Пока я являюсь режиссером, хочу говорить о проблемах человечества через спектакль и его материал, а не только о хорошем и прекрасном. Основная задача человека, которую мы не всегда можем сформулировать, - быть счастливыми. Не всегда человек понимает, что значит «быть счастливым» и как уловить это чувство. У нас еще есть музыкальная постановка «По следам Медведя счастья», которая ждет встречи со своими зрителями. Легкая форма и ироничное содержание, но проблема - где и как найти счастье. В его основе лежит произведение Андрея Упитиса «Пареньки села замшелого». Премьера была намечена на ноябрь, но, учитывая объявленное в стране «домоседство» до 15 ноября, в ближайший месяц она не состоится.
Несмотря на то, что один спектакль серьезный и без шуток, а другой - ироничный и легкий, они говорят о том, как и где искать счастье. Счастье здесь, но мы видим, что люди пытаются искать счастья в другом месте, вне дома, за пределами своей родной земли.
Разговор со зрителем - без ответа. Прожекторы
Свет, прожекторы и рабочие - это не просто аллегория, что прожекторы освещают актеров. Игра света помогает создать акцент на конкретных людях. Быть актером в центре внимания и объединять мир, который показывает видеопроекция. Создавать контраст между реальным и документальным.
Свет в зале превращает зрителя в часть постановки, убирая эту четвертую сценическую стену. Стену между актерами и зрителями. Это диалог со зрителем, но без ответа. Мы не просим вас отвечать на вопросы вслух, но мы создаем импульс для поиска ответа.
На премьере «Чайка. Расследование» я сказал: «Спасибо, что сделали прививку! Спасибо, что пришли на спектакль!" Как вы относитесь к вакцинации в обществе, если сейчас в Латвии объявлен «локдаун» именно из-за низкого охвата вакцинацией?»
Люди, которые не решили делать прививки, не выросли до гражданского общества. Следовательно, правительство должно также «снять розовые очки» о демократическом и гражданским обществом, которым мы кажемся. Нужно уметь мыслить аналитически, критически и систематически, но отсутствие вакцинации показывает, что нам не хватает этой способности. Капризничают как маленькие дети, но это взрослые люди.
Людям может быть выгодно и удобно не вакцинироваться, не работать и сидеть дома, потому что платятся пособия за простой. Настоящий рай без возможностей для роста. Можно только упомянуть, какой процент общества примитивен, напуган различными теориями заговора, дезинформирован, но в целом это ничего не меняет. На мой взгляд, общество разделено. Одна часть «застряла» и смотрит в прошлое, а не в будущее. Соответственно, другая часть населения, которая вакцинирована, сознательно пошла на то, чтобы как можно скорее вернуться к человеческой жизни.
Сидеть дома, когда можно было бы вернуться в театр
Наша ближайшая надежда на возвращение - конец ноября - начало декабря. Спектаклям нужно время на рекламу и продажу билетов. Важно отметить, что проданные билеты останутся в силе, если театр сможет возобновить работу в середине ноября. Ориентировочно это могут быть спектакли «Чайка 1» 26 ноября, но не раньше.
Фото Джейны Саулите.