„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 24. novembris
Svētdiena
Velda, Velta
-1.6 °C
daži mākoņi

Всю жизнь вместе. Пока - врозь

Жители поселка Шлапаки Салиенской волости Аугшдаугавского края Вера и Федор Горкины в мире, любви и согласии прожили 35 лет. Большую часть своего совместного бытия они находились вместе, дружно решая жизненные и бытовые проблемы. Однако обстоятельства сложились так, что в настоящее время супруги вынуждены жить в разрыве друг от друга.

Покорил ростом и галантностью

Дверь дома N36 в упомянутом поселке открыла симпатичная приветливая женщина и пригласила в жилище. Первым делом бросилась в глаза исключительная чистота, порядок и уют в доме. С виду никакой особой роскоши и излишества, но все на своем месте и, кажется, лучше не придумаешь.

Здесь проживают супруги Горкины – Вера и Федор. Кстати, последнего хорошо знаю по Салиенской средней школе одноименного самоуправления, когда мы там учились, я в старших классах, а Федор – в младших. Позже мы не раз с ним встречались, общались и делились жизненным опытом. Словом, приятели.

В настоящее время Федор живет и работает в Чехии, где находится его с Верой дочь Евгения и ее двое детишек 6-летний Мирослав и 4-х летняя Богдана.

Вера, которую автор этих строк до нашей встречи не знал и не видел, рассказала, что познакомились они в 1985 году на танцах в сельском клубе в Шлапаках: «Федор произвел на меня впечатление высоким ростом, стройностью и галантностью. И, конечно, кучерявостью и общительностью. Уж что-что, а поговорить он тогда любил, да так, что заслушаешься. Тем и очаровал… Это потом суровая жизнь сделала его сдержанным и немногословным. Какие эмоции, когда все время – только работа».

В этих краях Вера появилась благодаря своей подруге, которая приехала сюда на год раньше и в составе бригады гуцулов – субэтнической группы украинцев, проживающих в Закарпатье, трудилась на местных полях в то время паевого общества «Искра» Салиенского сельского совета. «Подруга помимо работы очно училась в Вишкском сельхозтехникуме на агронома. Она позвала меня сюда и встретила. Приехав, тут трудилась в бригаде, сразу же поступила на заочное отделение по этой же специальности. Работали, отдыхали, ходили на танцы, где я и встретила свою судьбу. Так Шлапаки стали моей второй родиной», - рассказывает Вера.

В 1986 году молодые люди поженились и стали, как в русской сказке, жить-поживать и добра наживать. В 1987 году родилась дочь Евгения.

В отчий дом

Поначалу семья жила в поселке Салиена в 3-х этажном доме, но после смерти родителей Федора супруги переселились в их пустующий дом, в то время представлявший из себя достаточно жалкое зрелище: требовался ремонт, основательная перепланировка и уборка территории. Но, самое главное, нельзя было оставить отчий дом без присмотра, в противном случае, мародеры попросту растащили бы его по бревнышку для своих нужд.

Одновременно надо было думать о материальном обеспечении семьи, поэтому супруги начали разводить хозяйство, благо, возможности имелись. Сначала купили одну корову, со временем поголовье буренок довели до 6, держали столько же телят, в качестве тяговой силы приобрели коня Рыжика, словом, получилось типичное сельское подворье. Земля и лес тоже имелись – почти по 5 га и того, и другого. Соответственно, занимались огородничеством.

Помимо всего в 2001 году Федор Горкин устроился на работу санитаром в одно из спецлечебных учреждений Даугавпилса. Мало того, что сам труд был очень нервным и тяжелым, приходилось добираться в город на автобусе и ехать обратно. Всего в больнице мужчина проработал 7 лет.

Хозяева не стали ограничиваться лишь производством молочной продукции. «Мы живем в приграничной зоне, кругом леса, а в них полно грибов и ягод. Не ленись, собирай! Что мы и делали. В свободное время отправлялись в лес и заготавливали чернику, бруснику, клюкву, малину. В иные дни удавалось собрать по центнеру брусники. Порой было очень тяжело совмещать работу в домашнем хозяйстве и наши «лесные приключения». Но держались и жили не плохо! На хлеб с маслом средств хватало», - вспоминает Вера. Вырученные за дары природы деньги направляли на решение хозяйственных проблем, тем не менее финансов на обустройство хутора катастрофически не хватало. Поэтому в 2006 году на семейном совете было принято решение взять банковский кредит сроком на 10 лет, что и сделали, с последующей ежемесячной выплатой – погашением займа в размере 120 латов. «Пока литр молока стоил 21 сантим мы в течение двух лет с возвратом банку денег справлялись. Но когда цена на молоко внезапно упала до 9 сантимов за литр, мы, честно говоря, испугались, что не сможем вовремя рассчитываться и у нас могут возникнуть большие проблемы. Тогда-то мы решили распродать хозяйство и двинуться на заработки за рубеж, то есть перестраховаться. Часть вырученных от продажи денег сразу же отдали банку, остальную сумму выплачивали аж до 2015 года», - говорит Вера.

Падала от усталости

А в то кризисное для семьи время - в 2009 году Вера и Федор отправились в Прагу к дочери Евгении, успевшей обосноваться в Чехии годом раньше. Она снимала однокомнатную квартиру, в которую родители и вселились.

Вере спустя 2 недели после приезда удалось трудоустроиться в отель, а Федору – на стройку.

В течение месяца выпадал лишь один выходной, женщина, по ее словам, похудела донельзя: «Работа была очень тяжелой и изнурительной, но никуда не денешься, ведь за все требовалось платить. Работала, падая от усталости, по 17 часов в сутки. Только аренда жилья обходилась в 800 евро, плюс детсад – 350, на все про все почти ничего не оставалось. Чтобы держаться на плаву требовалось как минимум 1500 евро в месяц. Люди там хорошие и приветливые, а хозяева предприятий, где приходилось трудиться, по понятным причинам любят рабочих людей», - рассказывает Вера.

Позже она сменила работу в отеле на ресторан, где работала на кухне, выполняя любые поручения. Всего в ресторанах она проработала несколько лет.

Каждый год в июле Вера приезжала в родные Шлапаки в отпуск, но не сидела сложа руки, а продолжала трудиться. Первым делом убирала территорию хутора - косила траву, для чего научилась пользоваться триммером, помимо этого предстояло привести в порядок сельхозугодья. То есть и там скосить траву и убрать сено, а это почти 5 гектаров – нанимала людей и платила им за труд.

Само собой возникает вопрос – откуда у женщина такая любовь к чистоте и порядку, невероятная работоспособность и энергия? Вера рассказала, что родом она из Закарпатской области Украины, родители тогда жили в селе Чумалево численностью около 10 тысяч человек. Родилась и воспитывалась она в семье, в которой с детства приучали к труду: «Семейные обстоятельства сложились так, что с 4-го класса я своими маленькими ручками стирала белье и полоскала его в речке. Сестра трудилась агрономом и по характеру была очень строгой и требовательной. Она составляла для меня список работ, которые надо было выполнить к ее приходу и, попробуй, ослушайся. Я работала, словно Золушка из сказки», - вспоминает Вера Горкина.

Пора домой

Однажды, приехав в Латвию, на свой хутор, женщина обнаружила, что на нем побывали воры, значит, не в последний раз. А раз так, то через год к ее очередному визиту в родные края, она может увидеть от их с Федором жилища лишь один фундамент.

В 2017 году супруги приняли решение, что их пребывание в Чехии больше продолжаться не может. Решено было, что Федор остается в Праге и материально помогает дочери и внукам, а Вера отправляется в Шлапаки. С тех пор она здесь.

Рукодельная женщина не сидит без дела, всегда находя себе занятие. В доме порядок, на дворе тоже, кругом цветочные клумбы, территория поражает ухоженностью.

Домашних животных хозяйка не держат – не по силам, но огород со всеми сельхозкультурами, конечно, имеется, для души есть добрейший четвероногий друг - собачка Муха, стерегущая подворье.

Все вроде бы у семьи складывается неплохо, но Вера признает, что попали они с Федором словно в замкнутый круг, из которого пока никак не вырваться. Дочь Евгения с детьми в Латвию не поедет, здесь перспективы нет, Федор дочь и внуков на чужбине без помощи оставить не может, а Вере тяжело годами ждать возвращения мужа на родину: «Это ненормально, когда он находится далеко, а я тут. По сути дела, ломается наша жизнь. Очень скучаю по Федору, мне не хватает его крепких мужских рук и его самого. Жду не дождусь, когда он навсегда переступит порог нашего дома. Пора ему возвращаться…».

Хозяин приедет в Шлапаки в ноябре. Вместе они решат, что делать дальше.