Следующая история: Вторая моленная
В 1927 году некий специалист по архитектуре забил тревогу. «Можно начать думать о вандализме, наблюдая, как какой-то архитектор-художник Павлов переделывает старое здание конной почтовой станции российского императора Павла I под ратушу. Здание было построено в то время, в духе переходного периода, в формах молодого ампира, потому как во времена Павла наряду с существовавшими Louis XVI и Directoire возник Empire. Здание как памятник архитектуры и само по себе, размещением, проезжей частью и т. д. полностью соответствует новой задаче. Титул «переустроителя» тоже не дает повода для волнений. Несчастье начинается только с того, как это делается. Начали со сноса. В начале апреля уже были снесены - как бы по недоразумению (!?) - левое крыло, стороны дворов середины и второго крыла, и были видны только кулисы, потому что «фасад останется прежним». Все очень довольны, что вышло много кирпичей! Чудом света оно не было, а вот самым красивым зданием в Резекне вполне".1
К статье прилагается фотография. Снег, большое дерево напротив ворот центрального здания. Над серединой центрального здания возвышается квадратная конструкция, которая находится вровень с коньками крыш боковых построек. Башенки нет, между корпусами каменные ограды с въездными воротами.
Насколько можно понять, конная почтовая станция в Резекне была уже в конце 18 века. Та, которую перестраивали по проекту архитектора Павла Павлова (1882–1977), сама была перестроена в 30-х годах 19 века.
В свое время здания конной почты строились основательно и роскошно подобно более поздним железнодорожным станциям! Конной почтой пользовались высшие сословия, это была своего рода визитная карточка государства! В Латгалии до сих пор можно увидеть бывшие конные почтовые станции в Малте, Даугавпилсе, возле холма Цауню калнс и др.
Когда в Резекне бывшую конную почтовую станцию по проекту Павлова переделывали и ремонтировали, самоуправление города располагалось в деревянном здании напротив дома Сурмонина. Да, в пустующем на данный момент уголке, где начинается сквер Резекненской академии технологий.
При строительстве транзитной магистрали в 30-х годах 19 века начал формироваться Новый город. Он начал расти на восточной стороне шоссе (ныне аллея Атбривошанас), к северу от Замковой горы. Старый город сохранился вокруг городища и на левом берегу реки Резекне - там, где сейчас Старый рынок, Красная церковь, автовокзал.
Донат Латковскис пишет, что с 1859 по 1875 год главой города Резекне был латгалец Онтонс Воркальс.2
До начала 1920 года, когда Франсис Кемпс стал первым мэром города Резекне в независимой Латвии (судя по мемориальной доске!), городом Резекне правил другой латгалец - Донат Скангельс.
В межвоенный период мэрами Резекне были немец Александр Фитингхоф, Альфред Скродерис, еврей, Кусиел Калманович и латгалец Езупс Рубульс.
Есть фотография 1935 года, на которой Карлис Улманис стоит у арочной двери, когда на стене здания Правления была прикреплена мемориальная табличка о том, что 21 января 1920 года войска Латвийской Республики освободили Резекне. В настоящее время тоже есть такая табличка (восстановлена в 1995 году), только она имеет другое оформление и изменено расположение текста в строках.
В межвоенный период в здании Правления также размещались кинотеатр, библиотека, музей и др. «В башне была небольшая смотровая площадка. Красивое здание взорвали немецкие войска в июле 1944 года».3
Сохранились послевоенные фотографии, запечатлевшие неповрежденный памятник Латгальской Мары,4 а за ним разрушено, сожжено здание и башня Резекненского городского Правления, которое держится только на двух стенах, все просвечивает, только купол и пик вверху остались нетронутыми.
Обломки здесь были долго. Что-то убирали, что-то строили. Только в так называемые времена Хрущева, в 1956 году, на этом месте достроили новое здание городской администрации. Сначала здесь были исполком и партийцы, последние потом перебрались в здание, которое после распада СССР перешло в собственность Резекненской Высшей школы.
Кажется, войны пережило только здание из красного кирпича, которое в этом административном комплексе было крайним, ближе к Белому костелу.
Я был там со своими родителями. Пару раз. Когда они куда-то ходили, чего-то ждали, что-то делали.
Там был Сбербанк, где можно было положить деньги на книжку, можно было снять деньги с книжки. Слева, за длинной стенкой из дерева и стекла, сидели сотрудницы банка, а с правой стороны к стене были приколоты всевозможные агитационные материалы и расставлены стулья, на которых нервно сидели посетители этого заведения.
Положенные или снятые суммы сотрудницы банка записывали ручкой в удивительно тонкой зеленой или фиолетовой сберкнижке.5 Если какой-нибудь крестьянин сдавал пару быков, суммы были внушительными. Как ни удивительно, но были сберегательные книжки, которые можно было оформить «на предъявителя».
В самом Доме Правления впервые побывал намного позже, толком не понимая, где здесь кабинеты сотрудников муниципалитета, а где другие учреждения. Куда-то поднимаясь, куда-то выходя, я отдал здесь свой старый паспорт СССР, а вместо этого мне дали паспорт Латвийской Республики. Здесь также было Управление натурализации, какие-то финансисты и сотрудники СГД, которые вскоре переехали в свои здания.
Я хорошо помню это темно-серое здание городского Правления того времени - посередине между окнами первого и второго этажа декор в виде квадрата в квадрате, под окнами первого этажа внизу такие как перила, а над входной дверью - балкон. В выступающей вперед части здания - имитация четырех угловых колонн. Оконные рамы и декор были белыми как мел.
27 февраля 1990 года в 12 часов над зданием был спущен красно-бело-синий флаг с серпом и молотом,6 а вместо него поднят красно-бело-красный флаг. Так происходило в этот день и час по всей Латвии.
Первый красно-бело-красный флаг в Резекне легально - решением городского исполкома по случаю годовщины "Воссоединения Латгалии и Латвии и тридцатой годовщины Недели латгальской культуры"7 поднимался еще раньше, 17 декабря 1988 года, над башней Дома культуры.
Я присутствовал при открытии трех мемориальных объектов солнечным вечером 8 августа 2012 года во время Третьего Всемирного Латгальского слета: памятник Антону Кукойсу (1940–2007) возле музея, мемориальная табличка Францису Кемпсу (1876–1952) у здания городской думы и мемориальная табличка ученому в области сельского хозяйства Александру Никонову (1918–1995) возле Латгальского окружного суда.
Когда открыли памятник Антону Кукойсу, начался порывистый ливень. Пыль смыло, на асфальте в лучах вечернего солнца блестели лужи.
Когда была открыта мемориальная табличка Францису Кемпсу, главным оратором был его сын Леопольд. Он говорил долго, как будто сам с собой, в конце на его глаза навернулись слезы. Как только было снято закрывавшее мемориальную табличку покрытие, многие были недовольны тем, что текст написан не на латгальском, некоторые также выразили сомнения, был ли Францис Кемпс именно первым руководителем Резекне в Латвийской Республике (говорили, что первым был Болеслав Миглиник, двоюродный брат Франциса Кемпса).
Весной 2018 года во время ремонта фасада здания думы мемориальная табличка Францису Кемпсу временно исчезла. Это вызвало недовольство социально активных латгальцев и резонанс в СМИ, но вскоре мемориальная табличка (даже ярче, чем вначале!) вернулась на свое место - с правой стороны у входной двери.
Если Резекне - сердце Латгалии, то это здание - центр этого сердца!
1. J. R. Chronika // „Ilustrēts Žurnals", 1927., Nr. 5.
2. Latkovskis D. Nacionālā atmoda Latgalē. Modinātāji, darba veicēji. – Rēzekne: Latgales Kultūras centra izdevniecība, 1999., 167. lpp.
3. Līpenīte A., Strods K. 100 fakti par Rēzekni. – Rēzekne: Latgales Kultūrvēstures muzejs, 2020., fakts Nr. 50.
4. Официальное название - Памятник освобождению Латгалии от иностранных властей.
5. Книжка сберегательной кассы.
6. Lucijanova S. Parāds atlīdzināts // „Darba Karogs”, 01.03.1990.
7. Karogu pacelt! // „Darba Karogs”, 15.12.1988.