Живет в усадьбе с красивым названием «Яблонька», расположенной в поселке Фальтопы Салиенской волости Аугшдаугавского края, женщина, у которой есть дюжина родных и близких ей людей. Но при этом большую часть времени на своем обустроенном хуторе пенсионерка проводит в одиночестве, однако на нехватку внимания со стороны детей и внуков, а также на другие вопросы своего бытия, не жалуется. А еще Анна Корженевская хотела бы вернуться в прошлое, но с нынешним умом, мудростью и восприятием жизни.
Дом на трех ветрах
Приехала героиня этого материала в упомянутое место в 1958 году вместе с родителями отцом Кезиком Иваном, мамой Люцией и ее двоюродным братом Альфонсом из деревушки Деруки Браславского района тогдашней Белоруссии и обосновались в деревушке Фальтопы. Анна была единственным ребенком в семье.
«В Фальтопах в то время кругом было чистое поле без признаков жизни. Только ветер из края в край гулял. Поначалу мы жили в хлеву вместе с домашними животными и запахом навоза, ибо другой крыши над головой у нас попросту не было. Но на жизнь не жаловались и верили, что все будет хорошо», - вспоминает Анна Ивановна.
Семья с энтузиазмом начала осваиваться на новом месте. Первым делом приступили к строительству двух домов. Один для своей семьи, а другой для Альфонса, который помогал в строительстве. Жилища соорудили всего за год. Анна вспоминает, как толстенные бревна распиливали на доски продольными пилами, что квалифицировалось, как очень тяжелый физический труд – не каждому под силу. Свою усадьбу Кезики назвали "Березовкой".
Замуж героиня этого материала вышла аккурат на Новый год – с 1961 на 1962, когда, по воспоминаниям Анны, в СССР меняли деньги, ей на тот момент не было еще и 18-ти лет. Супругом красивой девушки стал первый парень на деревне Иван Корженевский. В 1963 году у них родился сын Иван, а на следующий год дочь Валентина.
В радости и горе
Мама Анны Люция работала полеводом в колхозе «Страна Советов», впоследствии, после объединения хозяйств, переименованном в «Искра», но затем заболела и перешла на домашний труд – готовила обеды для прибывших в колхоз практикантов – агрономов, зоотехников и прочих специалистов, а также занималась воспитанием внука Ивана.
Нынешний дом – хутор «Яблонька» - молодожены построили сразу после женитьбы и стали в нем жить.
У отца Анны Ивана Кезика помимо него было 7 родных братьев и одна сестра. Анна рассказывает: «Все они были мастерами своего дела. Папа занимался кузнечным ремеслом, второй брат – плотничал, третий был сапожником, еще один портным. Имелся и печник. В то время это были "хлебные" профессии, владея которыми с голоду не умрешь».
Поначалу Анна трудилась в тогдашнем колхозе «Искра» приемщицей молока – 7 лет, потом продавцом магазина, четверть века отработала почтальоном. Ее супруг Иван одно время был председателем колхоза, а после этой должности - бригадиром. Сын Иван, по поводу чего Анна Ивановна шутит, что в их роду одни Ваньки, трудился в этом же хозяйстве агрономом.
Общий стаж у Анны Ивановны составляет почти 40 лет. В 55 лет с пенсией всего в 25 рублей она ушла на заслуженный отдых и занялась своим собственным приусадебным хозяйством.
В свое время в нем была вся домашняя живность: лошадь, корова, поросята, овцы и куры. И 10 гектаров земли, из которых 6 пахотной.
Все складывалось хорошо, но случилась беда. Ее спутник жизни Иван, с которым они вместе прожили 37 лет, умер в возрасте 67 лет. Перенеся это горе, женщина нашла в себе силы жить дальше: «Одно дело ходить в траурном платке и бесконечно горевать и лить слезы о навсегда утраченной второй половинке, и совсем другое, выполнять при этом свои, а заодно и мужские обязанности по дому. Дети-то есть, но у них своя жизнь и проблемы. А куда денешься? Сам себя не обеспечишь, никто этого не сделает. Так и жила все эти годы», - рассказывает собеседница, которая живет одна в «Яблоньке» почти четверть века.
Верна одному человеку
На вопрос - почему в свое время красивая, да и сейчас в свои годы не лишенная внешней и душевной привлекательности женщина осталась одна и даже не попыталась вновь создать семейный союз, Анна Ивановна объясняет это верностью и преданностью одному человеку.
Она, несмотря на немолодой уже возраст, сама колет дрова, как поясняет пенсионерка, по одному часу каждый день обязательно машет топором, исключительно для поддержания своей физической формы и стройности фигуры, а еще для осознания выполненного объема работы и хорошего настроения.
Усадьба «Яблонька» в подтверждение своему названию находится в красивом и живописном месте и смотрится как на картинке. Создается впечатление, что над дизайном приусадебной территории трудится целая бригада специалистов – настолько все сверкает чистотой и ухоженностью: «Не я одна это делаю. Мне бы не справиться. Сын Иван приходит и помогает. Но, конечно, за каждым уголком дома и цветочными клумбами слежу сама. По-другому не привыкла», - поясняет пенсионерка.
С возрастом ухаживать за коровой и лошадью стало делом невыгодным – бессмысленной тратой сил и денег и потому хозяйка от животины, хотя и с сожалением, но отказалась.
Тем не менее она и сегодня держит небольшое поголовье овец и курочек. Овцы съедают траву, косить ее во дворе почти не надо. А собачки и котики, которые скрашивают одинокую жизнь Анны Корженевской, служат для охраны подворья, ловли мышей, но, главное - для душевной гармонии и спокойствия хозяйки.
Вернуться бы в прошлое
Анна Ивановна хоть и живет одна, тем не менее, ее не забывают дети – Иван с супругой и дочь Валентина с мужем – зятем Анны – Владимиром, которые живут в Даугавпилсе, внуки, внучки и 2 правнучки.
Все дружно собираются в праздничные дни вместе. «Обязательно на Пасху, Рождество или Новый год, бывает – на Лиго, а иногда и в обычные дни. Мы усаживаемся за общий стол, пробуем угощения и разные блюда, и ведем разговор о житье-бытье: я вспоминаю молодые годы, мои дети рассказывают про свое, а у внуков совсем другие интересы», - говорит собеседница.
По ее откровению, о ней хоть и помнят родные и близкие ей люди, тем не менее большую часть времени Анна Ивановна проводит в одиночестве с беспокоящими ее мыслями, воспоминаниями и переживаниями.
Хутор «Яблонька» продолжает обустраиваться, в том числе не без стараний упомянутого зятя Владимира. Он сооружает современную баню рядом с прудом, в котором водится рыба.
На вопрос – какие времена Анна Ивановна считает лучшими в своей жизни, она отвечает: «Бывало, что на столе стоял только котелок с вареной картошкой и тарелка с солеными огурцами, а мы оставались сытыми, счастливыми и довольными, а сейчас есть все, что душе угодно, но в голову приходят почему-то совсем нерадостные мысли и становится тяжко на душе. И, порой, тоска… Оказывается, не все в этой жизни измеряется достатком и изобилием. Значит, чего-то не хватает».
Беспокоит хозяйку, в первую очередь, возможное исчезновение некогда веселой и наполненной жизнерадостными людьми деревни Фальтопы, от которой с годами может остаться лишь память. Анна с ностальгией вспоминает времена, когда жители деревушки и их дети ходили друг к другу в гости, на дни рождения, танцы и забавлялись разными играми.
Поэтому женщина, по ее откровению, не прочь оказаться в прошлом времени, когда она была молодой, озорной и смелой, но с нынешним умом и мудростью. В этом своем искреннем желании Анна Корженевская не одинока. Многие так хотели бы.
Снимок 1. Дом как на картинке.
Снимок 2. Верные друзья Анны Корженевской.
Снимок 3. Дровами занимается только сама.