Уже некоторое время в мире распространяется подвид «Covid-19» омикрон. Чтобы прояснить актуальную ситуацию в Даугавпилсе, а также получить ответы на другие вопросы, «Латгалес Лайкс» пригласила побеседовать руководителя Даугавпилсской региональной больницы Григория Семенова.
* Подвид «Covid-19» омикрон оказался довольно заразным. Почему он распространяется, если вакцинировано более 80% населения?
- Вероятно, это потому, что вакцины предназначались в основном для предыдущих подвидов «Covid-19». Однако нам повезло, что новый тип не слишком агрессивен. Если бы он был агрессивным, было бы плохо, потому что вакцины вряд ли могли помочь. Вакцина, конечно, стимул для иммунитета, но существенно не защищает от омикрона.
Ситуация в больнице пока относительно благополучная, загруженность ее незначительна, одновременно занято около 80 из 270 кроватей для больных «Covid-19», поэтому есть возможность оставить врачей в отпуск и немного снизить их нагрузку.
* Может быть, пока вирус не силен, самое время позволить людям переболеть, чтобы выработался естественный иммунитет?
- С одной стороны, да. С другой стороны, у двух из 12 пациентов с омикроном болезнь протекает тяжело. Если иммунитет человека не может бороться даже с омикроном, будет плохо. Существует опасность того, что эти люди могут стать инвалидами или умереть.
Если позволить болеть всем, то двое из 12 – это получится много, и больницы будут переполнены. Чтобы этого не произошло, я распорядился усилить тестирование медиков и пациентов. Потому что если человек не чувствует этот вирус, это единственный способ обнаружить инфекцию и уменьшить ее распространение.
Это также нужно делать для того, чтобы пациенты кардиологии или других отделений в больнице, которым не грозит смерть от непосредственного заболевания, не умерли от того, что заразились инфекцией в больнице.
* Почему в Латвии был один из самых высоких показателей смертности от «Covid-19»?
- Есть несколько факторов. Есть плохие демографические показатели, много инфицированных, более 70% из возрастной группы 60+. Второе – это запущенные заболевания, чему способствовали длинные очереди на тесты и недоступность амбулаторной помощи.
В настоящее время готовим письмо министру здравоохранения для облегчения алгоритма в отношении доступности компенсируемых государством концентраторов. Этот аппарат вырабатывает 92-93% кислорода для больных из окружающего воздуха и назначаются при обострениях. Многие люди, выписавшиеся из больницы, имеют хронические проблемы с легкими и нуждаются в концентраторе.
В нынешних условиях на то, чтобы получить оплачиваемый государством концентратор, могут уйти месяцы. За это время пациенты часто попадают в больницу повторно. Чтобы снизить риск повторной госпитализации, в больнице часто приходится заниматься тем, что пациент может делать дома сам.
Алгоритм получения оплачиваемого государством концентратора устроен так, что человек не мог его получить и был вынужден пользоваться услугами коммерсантов. Рядом с крупными больницами уже сделаны магазины, предлагающие концентраторы за деньги.
* Когда лучше вакцинироваться?
- Врачи отмечают, что забыт ряд важных вещей. Глупо делать прививку во время агрессивного распространения вируса. Обычно это никогда не делается. Вакцинация должна проводиться до появления очередного подвида вируса. В противном случае подрывается иммунитет, который должен не только адаптироваться, но и бороться с полноценной инфекцией.
Например, в случае гриппа сезонная вакцинация проводится до того, как вирус начнет распространяться. В сезон этого никто не делает. Кто следит за тем, как соблюдается алгоритм в промежутках между прививками от «Covid-19»?
Я за то, чтобы сертификаты «Covid-19» имели срок годности, потому что если производитель указал, что вакцинация должна проводиться с промежутком, то так и надо делать. Антибиотики ведь никто не употребляет, как хочет, а так, как их прописывает врач.
Сейчас много говорят о статистике, но мало о качестве медицинских услуг. Например, пациентам гемодиализа не желательно вакцинироваться вакциной «Janssen», поскольку она недостаточно эффективна для этой группы пациентов. Тем не менее, многие все же выбирают эту вакцину, чтобы иметь возможность обойтись всего одной прививкой.
* Адаптированы ли предназначенные для ревакцинации вакцины к новым подвидам вируса?
- Фармацевтические компании постоянно адаптируют вакцины к новым типам вируса «Covid-19». Другой вопрос, адаптированы ли вакцины, предлагаемые населению Латвии, к новым типам вируса «Covid-19». Есть информация, что до сих пор в Латвии используются вакцины, купленные в 2020 году, и их в ускоренном темпе пытаются ввести людям. В результате коэффициент полезности вакцинации ниже, мог бы быть, если бы использовались новые вакцины.
Полагаю, что есть страны, где этот процесс организован более добросовестно, с закупкой вакцин поэтапно и возможностью предложить населению актуальную версию вакцины.
Ревакцинация стимулирует иммунитет. Я считаю, что бустерная доза должна быть от другого производителя, чтобы перезапустить иммунитет, потому что организм обладает способностью адаптироваться и приспосабливается к веществам, которые в него уже вводили.
* Известно много случаев, когда состояние людей ухудшалось или люди умирали от осложнений после вакцинации. Кто возьмет на себя ответственность за это?
- В процессе вакцинации много несовершенств. Да, есть люди, которым после вакцинации было плохо и они не хотят продолжать процесс вакцинации. Они прошли через боль, слабость и многое другое. Однако следует понимать, что если бы они болели «Covid-19», последствия могли быть еще хуже.
Вакцинацию следует рассматривать как лечение, следить за противопоказаниями и при необходимости корректировать процесс. К сожалению, сейчас у нас главное именно сертификат, а не соблюдение алгоритма для достижения максимального эффекта.
* Нужно ли будет вакцинироваться тем, у кого были различные побочные эффекты от вакцин?
- Есть группа общества, у которой вакцинация вызвала серьезные последствия - противопоказания. В этом случае к процессу должны быть привлечены семейные врачи. Решением может стать выбор другой вакцины, поскольку их на рынке много. Это был бы способ, как управлять этим процессом. В настоящее время Латвия, вероятно, единственная европейская страна, где доступны только три разрешенные вакцины.
Как и с препаратами при различных заболеваниях, одному пациенту лучше подходит одно лекарство, а другому - другое. Семейным врачам следует следить за этим процессом. Если пациенту противопоказана вакцина, семейный врач должен провести срочное лечение, а затем попробовать другую вакцину.
Прививки, как и любое другое лекарство, имеют свои противопоказания. Только в Латвии о них не принято говорить. О противопоказаниях знают и семейные врачи, но предпочитают лишний раз не говорить об этом, чтобы система их не «съела».
Уже есть информация, что третья и четвертая прививки не будут последними, будут пятая и шестая, и вакцинироваться придется еще некоторое время после окончания пандемии.
* Почему надо вакцинироваться тем, у кого есть антитела?
Антитела являются еще одним фактором, который следует учитывать. Если у человека нет серьезных осложнений, вакцинация вряд ли навредит ему. Но и существенного положительного эффекта это не окажет, так как уровень антител тоже высокий. Таким людям может быть целесообразнее пройти вакцинацию через месяц или два, когда уровень антител снизится.
Это сложный процесс, за которым следовало бы следить, проводить тестирование, смотреть противопоказания, но семейные врачи уже сейчас не справляются. Кто мог бы все это контролировать, пока неизвестно.
Жаль, что в процессе вакцинации многие забыли о медицине. Многое делается исключительно на основе алгоритмов, что не гарантирует лучшего результата. Например, больной ковидом в остром состоянии опасен для присутствующих. В свою очередь в алгоритме написано, что через десять дней после заражения больной ковидом уже не опасен для окружающих. Тем не менее, это не всегда так.
* Что вы думаете о вакцинации детей? Известно ли, как этот процесс может отразиться на их здоровье?
- В настоящее время нет исследований, доказывающих, что вакцинация не оставит никаких последствий на здоровье детей через год, два и более, и это вызывает некоторые опасения. Пока нет информации, как вакцинация могла бы повлиять на репродуктивное здоровье. Об этом можно будет говорить лет через пять-шесть. Даже Всемирная организация здравоохранения указала, что не все до конца изучено о вакцинации детей.
Пока ни один из педиатров Даугавпилсской региональной больницы не согласился приглашать родителей сделать прививку своим детям. Каждый врач понимает, что существует множество исключений для любой вакцинации. Не сказать, что всем не нужно вакцинироваться, но и нельзя говорить, что у вакцин нет противопоказаний.
Важно следить, нет ли у детей каких-либо проблем уже сейчас, чтобы они, не дай Бог, не стали инвалидами в результате вакцинации. Очень хочется надеяться, что через какое-то время не придется сожалеть о вакцинации детей.
Да, молодежь является одним из факторов риска в массовом распространении вируса. Однако, чтобы замедлить распространение вируса, важно работать над вакцинацией пожилых людей.
* Вакцинация не может длиться вечно. Как долго это будет продолжаться?
- Еще год обязательно, и еще какое-то время после окончания пандемии, чтобы укрепить ситуацию в целом. Потом вакцинация против «Covid-19» может стать выбором человека, как и в ситуации с гриппом. Однако в этом процессе нужно быть внимательными и следить, чтобы людям не навязывались никакие коммерческие интересы, поскольку вакцины производятся, имеют срок годности и будут думать, куда их девать.