О кризисной ситуации, создавшейся на латвийско-белорусской границе в районе местечка Силене в связи с нелегальными иммигрантами, знают, конечно, все. Об этом ежедневно пишут СМИ, рассказывается по телевидению и радио. Правда, не всегда предлагаемая информация отражает действительность. О том, какова реальная ситуация на границе, как действуют в этих условиях наши пограничники, и не только об этом, рассказывает заместитель начальника Силенского отделения погранохраны майор Александр Соколов.
- С конца июля прошлого года мы столкнулись с новым вызовом в связи с увеличившимся потоком нелегальных иммигрантов, пытающихся незаконно пересечь государственную границу из Белоруссии на территорию Латвии, активно поддерживая власть президента Республики Беларусь. Как вы знаете, в связи с иммиграционным кризисом, с 21 августа 2021 года на приграничной зоне, которая включает в себя Краславский и Аугшдаугавский края, а также Даугавпилс, была введена чрезвычайная ситуация. С того времени нам приходится каждый день блокировать перемещение десятков нелегальных иммигрантов, пытающихся незаконно перейти границу. Естественно, блокировать такое количество людей, стремящихся попасть на территорию Латвии, одних наших сил не хватает, поэтому нам на помощь призваны солдаты Национальных вооруженных сил, полиция. Так же у нас работают эксперты из "Frontex". Вот в таком напряженном режиме мы работаем уже более полугода. Могу сказать, что работаем на максимуме. Расслабиться не можем ни на минуту, - рассказывает Александр Соколов.
- Мои коллеги из центральных СМИ не раз писали о том, что между латвийскими и белорусскими пограничниками происходили конфликты, которые чуть ли не заканчивались перестрелкой. Насколько это верно?
- Это неверная информация. Никогда между нами и белорусскими пограничниками не было острых конфликтных ситуаций.
- В то же время центральные СМИ нередко утверждали, что «беженцы» постоянно вынуждены дневать и ночевать на пограничной полосе, ибо латвийские пограничники их не впускают на территорию Латвии, а белорусские – не принимают назад.
- В самом начале кризиса такие ситуация изредка возникали. Но они были достаточно быстро решены, и уже довольно давно таких ситуаций на границе не возникает. Мы просто блокируем проход на нашу сторону нелегальных иммигрантов, постоянно на разных языках предупреждаем потенциальных нарушителей границы, что переход запрещен, что за это предусмотрена уголовная ответственность. Этого вполне хватает, чтобы сдерживать поток нелегальных иммигрантов. Соответственно нелегалы все это слышат, видят наши силы, не пытаются насильно ворваться на территорию Латвии. Так что применять физическую силу, чтобы обуздать нелегалов не приходится и не приходилось. Да, бывает, что нелегалы потом пытаются пересечь государственную границу уже в другом месте, но мы остаемся начеку. Надо отметить, что мы не голыми руками работаем. Кроме патрулей, у нас есть всевозможная техническая аппаратура для мониторинга границы.
- Дал ли какой-то эффект временный забор из колючей проволоки?
- Без сомнения. Он ограничил возможность перехода границы в местах, подверженных наибольшему риску для незаконного перехода границы. Мы эти места называем «горячими точками» - это места, на которых был постоянный поток нелегальных иммигрантов. После возведения временного забора в этих местах, нелегалы больше там не появляются. Да, они пытаются обойти этот забор по краям, но, во-первых, для этого нужно проделать довольно далекий переход, а во-вторых, возможные места, где можно перейти границу, мы без труда перекрываем техникой и живой силой. Перелезть через колючее заграждение пытались только один раз, причем неудачно. Могу заверить, что за последнее время никому не удалось незамеченным пересечь государственную границу. Все, кто это пытался это сделать, задержаны.
- Надо полагать, что и контрабандисты, которые ранее перемещали "товар" (например, сигареты) через «зеленую» границу, приутихли?
- Конечно. По крайней мере в последнее время таковых замечено не было. Они просто ищут другие пути, как перемещать контрабанду. Кто-то пытается ее доставлять на территорию Латвии по Даугаве, а также по железной дороге, но и там пограничники совместно с работниками таможни успешно предотвращают попытки незаконного перемещения контрабанды.
Александр Соколов - уроженец Даугавпилса. Окончил 12-ю среднюю школу. Еще в школе активно участвовал в движении Яунсаргов и решил для себя, что свяжет свою судьбу с Национальными вооруженными силами. Но все изменил пришедший в школу представитель погранохраны Элмар Рудович, который провел интересную лекцию о пограничной службе. Это сильно заинтриговало Александра и еще нескольких одноклассников. Вместе решили после средней школы поступить в колледж Государственной погранохраны.
После окончания колледжа Александра определили в Каплавскую погранзаставу в качестве младшего инспектора. Но затем поступило предложение перевестись на железнодорожное КПП в Индре. Александр согласился. Два года спустя в Индре было сокращение штата и Александр вернулся в Каплавское отделение погранохраны, но уже в качестве инспектора.
Но, отслужив не очень продолжительное время, перешел на работу в Управление мест заключения. Это давало возможность быстрее получить офицерское звание, так как на тот момент Александр учился в Малнавском колледже на специалиста (мастера) автосервиса, и по окончанию обучения получил высшее образование. После этого, уже в качестве лейтенанта и должности старшего инспектора, Александр был переведен на должность старшего инспектора по социальной реабилитации заключенных. Но, поработав примерно год, Александр, по собственному признанию, решил, что тюрьма – это не его место, и вернулся в погранохрану. Был направлен на Силенскую погранзаставу, на которой служит по сей день.
Затем снова была учеба в колледже погранохраны и служба на Силенском КПП в качестве старшего инспектора и в звании старшего лейтенанта. Через год он перевелся в Уголовноследсвенную службу Даугавпилсского управления Пограничной службы дознавателем (следователем). Параллельно учился в Резекненской академии технологий. Получил диплом бакалавра и возможность получить звание старшего офицера. Через четыре года успешно прошел конкурс на должность заместителя начальника Каплавской погранзаставы. Примерно через год, по необходимости, его перевели на Силенское отделение погранохраны на должность заместителя начальника, где он служит по сей день.
- Каковы ваши основные обязанности в качестве заместителя начальника погранзаставы?
- Если начальник, скажем так, генерирует какую-то идею, то его заместитель претворяет ее в жизнь. Начальник больше теоретик, его зам – практик. Заместитель должен все проверить, проанализировать и уже прийти к начальнику с готовым планом действий. И, конечно, заместитель непосредственно работает с персоналом пограничного пункта: проводит обучения, тренировочные задания с возможными сценариями, занимается хозяйственными вопросами, следит за дисциплиной. И, конечно, замещает начальника во время его отсутствия.
Надо отметить, что в 2020/21 годах сотрудники Силенской погранзаставы награждались 26 раз, в том числе благодарностями руководства Даугавпилсского управления Государственной пограничной охраны, благодарностями и почетными грамотами Государственной погранохраны, нагрудными знаками Государственной погранохраны, один из пограничников был награжден знаком заслуженного пограничника III степени «За отличную службу», благодарностями Министерства внутренних дел. Двое пограничников были признаны лучшими по итогам года в номинациях «Лучший кинолог года» и «Лучший офицер погранзаставы». Также ряд сотрудников получили дополнительные отпуска.
По мнению руководства Даугавпилсского управления государственной погранохраны, в этом огромная заслуга заместителя начальника Силенского отделения погранохраны Александра Соколова, который много времени уделяет обучению личного состава, мотивируя своих подчиненных добиваться максимального результата в любых условиях. При этом майор Соколов находит индивидуальный подход к каждому пограничнику, исходя из его возможностей и склада характера. Он постоянно с подчиненными проводит переговоры о важности соблюдать дисциплину как на работе, так и вне ее. Все это приносит положительный результат.
Сам он тоже постоянно усовершенствует свои знания, которые затем применяет в повседневной работе.
Благодаря полученному ранее опыту, он прекрасно знает особенности, как Силенского, так и Каплавского отделений погранохраны. Свои познания эффективно применяет при розыске нарушителей границы. Постоянно сотрудничает с должностными лицами Службы криминальных расследований, кинологами. Быстро реагирует на индикаторы риска, умело предотвращает незаконные действия.
- Ну, служба службой, но как и у представителей любой другой профессии, у служивых тоже есть выходные, отпуск. Чем занимаетесь в свободное от службы время?
- В первую очередь, это, конечно, семья – жена, 6-летний сын. В следующем году ему в школу, так что усиленно ведем подготовку к ней, ходим на разные образовательные кружки по мере возможного. К сожалению, из-за эпидемиологической ситуации не всегда получается ходить в спортивные секции. Моя страсть – это гитара. Играю с 1999 года. Я самоучка, музыкальную школу не заканчивал. В свое время отец показал основные аккорды, а дальше уже учился сам. Раньше как было: магнитофон, переписал слова песни, подобрал аккорды и – вперед. Это не сегодня, когда в интернете можно найти учебник по игре на гитаре и враз всему научиться. Но, вроде неплохо получается. Поэтому если после семи вечера остается время, беру в руки гитару. А летом с семьей много времени проводим на даче. Работы там хватает, а времени – сколько есть, столько есть.