„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 18. maijs
Sestdiena
Ēriks, Inese, Inesis
+14.1 °C
daži mākoņi

Илзе Айзсиле пишет о Дагде

Дагда начала свое существование в XVII веке - тогда, когда Ян Францис фон Гильзен – канцлер Курляндского герцогства, основал поместье Дагетен. Испокон веков там жили ремесленники и творческие деятели. Это небольшой городок в Краславском крае и он с каждым годом привлекает больше и больше творческих людей. В нем проходят художественные пленэры, снимают исторические фильмы, пишут стихи и романы! В чем секрет, что манит творческих людей творить в Дагде? Это нам еще предстоит узнать, а сегодня познакомимся с творчеством писательницы Илзе Айзсиле. Ее роман об этом городке привлекателен тем, как отражена жизнь главного героя и других персонажей, жителей Дагды. В романе раскрыты особенности культуры Латгалии, характер, восприятие жизни героев, прототипы которых и сегодня живут в Дагде.

- Как появилась идея романа "Кастинг любви"?

- Эта идея романа возникла во время долгой дороги в Латгалию и думала о том, что следующее я хотела бы написать. Когда была написана рукопись романа «Жить ночью», очень хотелось продолжить этот творческий процесс. Было ясно, что это будет произведение масштаба романа и что это будет что-то забавное. Я хотела создать образы, которые сами создавали бы события своим несколько комичным поведением. События, за которыми хотелось бы следить. Знала, что хочу отобразить в романе Латгалию, поэтому место событий должно было быть в этом историческом регионе. Именно для того, чтобы можно было любоваться Латгалией на страницах книги, важно было придумать, что позволит взглянуть на Латгалию глазами «приезжего». Это означало подчеркнуть особенности выбранной среды. В голове начали возникать ассоциации, поняла, что хотела бы изобразить своеобразие маленьких магазинчиков, которые местные жители уже не замечают, потому что привыкли к ним. Магазинчики хранят так много информации о том или ином месте! Они показывают, как живут местные жители, что они покупают и почему. Недаром на стадии рукописи этот роман назывался «Супермагазин». Только когда я ввела перипетии любви, поняла, что центральной темой являются отношения. А чтобы мне было легче "удивляться" Латгалией, реэмигрант Иво был отличным вариантом, роман писала в основном через его точку зрения.

-Что Вы считаете главным в романе?

- Прежде всего, это среда Латгалии, свидетельства этого времени. Роман современен, но современен сегодня с точки зрения параметров начала 21 века. В нем изображены отношения поколений и скрытая тоска по родине, несомненно важно было изобразить заблуждения людей и страсти, недоразумения в жизни любви - эта тема актуальна во все времена, только разные проявления, обусловленные социально-экономическим развитием, новыми технологиями, тенденции моды, гаммой возможностей самоуверенности, разными факторами, характерными для эпохи - учитывала их при написании этой работы. Хотя, если честно, радость жизни, которая в ней искрится, мне как автору тоже важна, потому что книга все-таки передает читателю определенные эмоции. По отзывам считаю, что это удалось в соответствии с моими пожеланиями.

-Кто из персонажей романа «пришел» первым?

- Сначала появилось имя и фамилия Иво, которую читатель узнает только в конце книги. Но пока я думала о том, каким будет Иво, пришел характер Яниса: полный энергии, настойчивый, упрямый, с латгальской хваткой. Камене появилась после того, как стало ясно, что без своеобразной и необычной красотки в Латгалии не обойтись. Все трое были колоритными персонажами, к которым впоследствии присоединились не менее яркие другие герои. А потом все происходило само собой. Сюжет заранее не писала, позволяла героям самим создавать ее естественным образом, так что само написание было похоже на просмотр сериала. Мне было интересно, что будет в следующей «серии», потому что я этого не знала. Конечно, руководствуясь такой формулой, редактирование рукописи романа заняло больше времени, но в этом процессе мне оказала профессиональную поддержку редактор Лаура Бебре. У нас была отличная слаженность и схожее чувство вкуса, что немаловажно.

- Каковы Ваши источники вдохновения?

- Меня вдохновляют самые яркие моменты жизни других людей, о которых часто узнаю из рассказов третьих лиц. Меня также вдохновляют самые необычные черты характеров людей. Я смешиваю их, пока не создам идеальный образ (в соответствии со своими представлениями и потребностями конкретной работы), включая его имя. Выбираю темы для работ, которые мне интересны. Жизненный опыт, несомненно, важен при написании романов, потому что они должны быть многослойными. И если вам не хватает знаний или понимания по какой-либо теме, пригождается мое увлечение интервьюировать людей. Однако, описывая Латгалию, у меня, как латгалки, были свои преимущества. В свою очередь ситуации - помогает создавать фантазия, увиденное во внах, может быть, мелочь, которую вдруг замечаю в повседневной жизни.

 

-Кто ваши учителя в писательстве?

- Думаю, нельзя не упомянуть моих учителей латышского языка в Эзерниекской средней школе, одной из которых была и наша классная руководительница Айна Зариня. Ощущение, что ты несколько лет сидел в классе, где в шкафу за стеклом за нами наблюдали портреты классиков латышской литературы, и вдруг осознаешь, что спустя несколько лет "влез в их шкуру" и начинаешь понимать проблемы, с которыми они сталкивались, когда сами писали, это волшебно! Пакет знаний, который получила в школе, очень пригодился мне в профессиональной жизни. Учась в прозаической мастерской Литературной академии, слышала слова благодарности за использование языка в своих сочинениях. Именно в этой прозаической мастерской познакомилась с человеком, которого считаю своим учителем писательства. Это Иева Мелгалве. Мы пишем очень по-разному, но я никогда не чувствовала, что должена начать писать так, как это делает кто-то другой. Это позволило мне развить свой писательский стиль. Полученные практические советы, очень конкретные предложения по редактированию написанного текста, посещение Дома писателей в Дубултах, где создавалась сказка - это все заставило меня поверить в то, что я могу быть писателем и что, на самом деле, я уже вошла в литературную среду. Но есть еще одна очень важная вещь, которой нас научила Иева Мелгалве – уважать труд других писателей, каким бы он нам ни казался. Поэтому при написании отзывов о работе участников группы, нас призывали быть максимально добрыми друг к другу. Мы должны были сказать, что нам больше всего понравилось в работе, а вместо возможных упреков нас просили высказать дружеские рекомендации. Педагог, который думает об этике, помогает выстроить уважительное сотрудничество и литературную культуру, одновременно помогая молодым писателям поверить в себя, вдохновляя их не сдаться и напоминая им, что человек не просто индивид, человек является членом общества.

- Кто и какой ваш читатель?

- Не назову, потому что надеюсь, что их намного больше. В любом случае среди них могут быть люди, которые давно ничего не читали и не могут собраться начать без особого побуждения. Серьезное стараюсь спрятать в остроумных диалогах, в непредсказуемых ситуациях и, когда могу, добавляю юмора. Для меня важно удерживать внимание читателя, потому что я знаю, что значит читать и "уплыть" в раздумьях, продолжая читать текст, не понимая прочитанного. Моя целевая аудитория - это не люди определенного возраста, потому что я пишу и буду писать для разных поколений. Если читателю близок девиз писательницы Илзе Айзсила "Литература для сердца и радости жизни!" - тогда добро пожаловать в кружок!

-Что Вы читаете сами? Какие авторы или их произведения Вас вдохновляют?

- Я читаю и ту литературу, которая вдохновляет меня эмоционально, и ту, которая развивает меня как писателя. Если бы я выбирала только ту литературу, которая увлекает меня как читателя (потому что как писатель я имею интерес и потребность в чтении различных произведений), то из художественной литературы это был бы роман с романтическим, юмористическим сюжетом или паранормальным настроением (путешествие во времени, фантасмагория). Еще меня очень увлекает литература, скорее научная, научно-популярная, затрагивающая темя мистики, то есть меня интересует, как работает разум, что происходит с людьми ночью или в разных фазах сна, как инициировать осознанные сны, как использовать сны для своего роста и расширения сознания, как тренировать разум и эмоции. Тема снов близка, потому что они у меня яркие, и не раз в фазе сна, где я вижу сны, я осознаю, что имею возможность контролировать происходящее в них, что пока мое тело неподвижно, я могу воспользоваться возможностями этого другого мира...

Есть несколько писателей, в творчестве которых я вижу нечто, что по содержанию мне чрезвычайно симпатично. Пока выделю одного латвийского автора, Свена Кузьмина. Поскольку я также читаю на иностранных языках, самыми любимыми авторами на данный момент являются: Лорена Франко (испанская писательница), Элизабет Бенавент (испанская писательница), Томми Джауд (немецкий писатель), Эллен Берг (немецкая писательница).

-Каково отношение (мысли) Ваших родителей к тому, что стали писательницей?

- Я думаю, что они очень удивлены, в то же время, к счастью, это удивление положительное. Я благодарна своим родителям за их поддержку. От обоих я унаследовала самые полезные для писателя черты характера: от мамы - терпение долго сидеть (как в прямом, так и в переносном смысле) за одной конкретной работой, а еще я недавно узнала, что маме тоже нравится процесс написания; от папы однозначно у меня врожденный талант рассказчика. В детстве, читая нам сказки, он менял сюжеты, делая их еще драматичнее, чтобы нам было интереснее. Я тоже, когда читаю детям сказки, могу увлечься этим методом, меняю голос, говорю с выражением или акцентом, добавляю слова с эмоциональной окраской - в результате дети начинают резвиться и не хотят спать, но мой внутренний писатель в такие моменты чувствует себя абсолютно счастливым.

- Ваши планы на ближайшее будущее в литературе?

- Я очень хочу закончить приключенческую историю для детей. Я застряла на моменте, когда нужно выбрать одну из множества версий продолжения, пришедших мне на ум. Держим кулачки, что выберу лучшую! Параллельно в редакцию уже отправлен мой следующий роман.