„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 4. maijs
Sestdiena
Vijolīte, Viola, Vizbulīte
+19.4 °C
daļēji mākoņains

Как агроном стал писателем

В поселке Ницгале одноименной волости Аугшдаугавского края живет 86-летний Станислав Ружанс, который начал свою трудовую деятельность с агронома в колхозе, работал в районной и республиканской газетах, после чего более 10 лет учительствовал в техникуме, а, находясь на пенсии, взялся за перо и успел написать 5 интереснейших книг. За одну из них – о Ницгальской волости и ее жителях, без преувеличения, увесистый фолиант, Станислав получил звание «Человек года» и специальный хрустальный приз и диплом.

Остались без отца

Родился Станислав в 1936 году в Науене в семье Станислава и Марии, как он поясняет, малоземельных крестьян. У деда нашего героя Язепа Ружанса, который с тремя сыновьями жил в деревушке Грибусты Науенской волости, сохранившейся до сих пор, было 5 га земли. Один сын Язепа отделился и перебрался в местечко Кошатники этого же самоуправления, поэтому земельный надел дед поделил поровну на своих двоих сыновей. Сыну Станиславу досталось 2 с половиной га. и столько же младшему - Янису, который затем переехал в местечко Айзкални, где он купил хутор.

Станислав вспоминает, что семья жила небогато, поэтому отец ездил в Курземе на заработки: «Он нам рассказывал, что трудился у разных хозяев. Один был очень скуп, после тяжелой работы давал батракам по миске пустой похлебки. А другой барин кормил своих работников досыта, платил им по 2 лата каждому, а в выходные дни на лошади вывозил в город на разные культурные мероприятие. За лето можно было собрать денег для покупки коровы».

Отец Станислава погиб во время войны в 1941-го году при нелепых обстоятельствах. В то время советская власть начала строить в Лоциках аэродром. Всех жителей стали переселять в Курземе и Земгале. Мама Мария – уроженка местечка Бутишки, что в Науенской волости, наотрез отказалась покидать родные края, поэтому вся семья Ружансов – родители и дети отправились в старый дом в Бутишки. Началась война. Немцы напротив местечка Элерне начали сооружать для своих войск понтонный мост, чтобы дальше двинуться на Краславу. «Аэродром строить прекратили, Даугавпилс уже был занят гитлеровцами. Немецкий офицер приказал отцу перетащить на лошади орудия, чтобы немцы могли занять наиболее выгодную для них позицию. Пока папа выполнял эту работу, они начали обстреливать Бутишки. Мы всей семьей спрятались в подвале, а отец уже бежал к нам. На папе были солдатские сапоги и одежда, по цвету похожая на военную форму. Советской армии уже не было, возможно, немецкий снайпер принял отца за солдата и застрелил его. Мы его ждем, а папы все нет и нет. Пошли искать и обнаружили во ржи мертвого с простреленной грудью и залитого кровью. Мама стала плакать и кричать». Брат Марии сделал гроб, и отца похоронили на Вецпилсском кладбище. Любопытно, что могилу копали соседи в повязанных на голову женских платках, чтобы немцы не приняли их за мужчин, роющих окопы, и не открыли стрельбу. После смерти отца все Ружансы отправились в Грибусты.

Стал агрономом

В 1951-м году Станислав закончил Науенскую семилетку с двумя тройками – по математике и, как ни странно, по пению: «Видимо, медведь мне на ухо наступил. Умудриться получить невысокую оценку по пению! Никак я не мог освоить уроков музыки: ни слуха ни голоса. Что поделаешь? Да и к математике особых способностей не было».

После школы в этом же году Станислав хотел поступить в железнодорожный техникум, но не рискнул, так как в школе он учился на латышском языке, а в техникуме преподавание велось на русском. Поэтому сразу подал документы в Вишкский сельхозтехникум на агрономическое отделение, закончив его с отличием.

Еще в техникуме Станислав начал сотрудничать в редакцией газеты «Латгальская правда», отправляя туда статьи и заметки.

В 1955-м году наш герой вне конкурса и без вступительных экзаменов был принят в Рижскую сельхозакадемию. Раньше Латвийская академия располагалась в Елгаве, однако город во время войны сильно пострадал, многие здания были разрушены, включая Елгавский замок. Поэтому академию перевели в столицу. После восстановления здания учебное заведение снова вернули в Елгаву. В академии была собственная газета «Plesums», с которой Станислав активно сотрудничал.

После окончания ВУЗа он был направлен в сельхозтехникум на преподавательскую работу, где одновременно сотрудничал с даугавпилсской городской газетой «Jaunatne» и республиканской - «Советская молодежь». А затем трудоустроился в «Jaunatne» официально. Но продолжалось это недолго. Началась реорганизация изданий из Прейли, Илуксте и Даугавпилса в один печатный орган, и, как следствие, сокращение персонала. Заместитель главного редактора спросил тогда Станислава: «Кого будем увольнять — агронома или корреспондента?», на что наш герой ответил, что, конечно, агронома. Смысл этого диалога был понятен, ведь у Станислава была основная профессия.

Встретил свою любовь

А 1963-м году Станислава направили в Ницгальскую волость на должность агронома. Он знал, что колхоз «Ницгале» в то время являлся отсталым хозяйством, в котором часто менялись руководители и не хватало специалистов: «У всех была одна задача — организовать работу так, чтобы вытащить колхоз из ямы и сделать передовым. Вечерами мы собирались и думали, как решить эту самую главную для нас проблему. Органических удобрений тогда было мало, соответственно урожай не очень радовал».

В этом же году вместе с постоянной работой по его профессии к нему пришла любовь. Будущая верная спутница жизни Валентина трудилась в то время в школе учительницей начальных классов. Молодые люди познакомились на одном из колхозных мероприятий, затем вместе ездили на семинары, приглядывались друг к другу, а впоследствии ходили в сельский клуб на танцы. В итоге в 1964-м году Станислав и Валентина расписались в сельском клубе, в нем же сыграли комсомольскую свадьбу. Молодую семью временно подселили к одной старушке — в другую половину ее дома. В 1966-м году на свет появился сын Андрис, а в 1968-м — дочь Гунтра. Оба живут и работают в Даугавпилсе.

Говоря о своем жизнерадостном, веселом и общительном супруге и отношениях между ними, Валентина Антоновна в шутку называет Станислава громоотводом, а себя по характеру - молнией. Тем не менее вместе они уже почти 60 лет.

В 1969-м году колхоз «Ницгале» был реорганизован в совхоз, что в корне меняло систему оплату труда людей. «В колхозе рассчитывались трудоднями, а в совхозе — деньгами. Вся произведенная продукция считалась государственной. Получалось, что в такой системе хозяйствования люди жили лучше. В районе тогда было всего- 2-3 совхоза», - пояснил пенсионер, которого еще бытность его работы в качестве агронома, снова пригласили в Вишки стать преподавателем. Он согласился.

Стали хозяевами

В армии наш герой не служил, так как в академии была военная кафедра. Но переподготовку на сборах проходил регулярно, за что имеет звание старшего лейтенанта запаса. Станислав Станиславович даже успел три сезона поработать на целине — в Кокчетавской области в Казахстане с 1957- по 1959 годы, о чем впоследствии написал книгу.

В 1986 году Станислав Ружанс отправился на пенсию. Всего агрономом он проработал ровно четверть века, 12 лет преподавателем, а с учетом еще и газетного стажа, общий трудовой составляет 4 десятилетия.

На отдыхе Станислав не стал утешаться своими прошлыми заслугами, а вместе с Валентиной зарегистрировали приусадебное хозяйство «Ielejas», благо имелось 7 га земли: «Коровка у нас была. Мы занялись растениеводством. Технику нанимали из кооператива по оказанию помощи жителям села — был такой. Позже он развалился. Мы растили на продажу телят, держали поросят и кур, сеяли зерно. Словом, стали самыми настоящими крестьянами».

Так супруги Ружансы, пока позволяли силы и энергия, трудились до 2006-го года, после чего решили не гнуть зря спину, а пожить для себя, благо пенсии и всего прочего хватало. А на 10-ти сотках, оставленных для личных нужд, пенсионеры выращивают все необходимое.

Книги о людях

Валентина Антоновна занялась домашним хозяйством, а Станислав нашел себя в писательском труде и на данный момент успел написать и издать 5 полноценных прекрасно оформленных книг с высококачественной полиграфией. Эти издания имеют особую историческую, этнографическую и биографическую ценность еще и потому, что они не плод воображения и фантазий автора на оторванные от жизни темы. Герои произведений Станислава Ружанса — это обыкновенные люди, которые окружали его в разные времена, и живущие ныне, есть книга о собственной биографии, и, что особо важно, восстановленная автором история Ницгальской волости с 1944-го по 1994-й годы— увесистый фолиант с множеством опубликованных документов, фотографий и откровений местных жителей. За данный монументальный труд автор удостоился звания «Человек года» и специального диплома. Эта книга увидела свет в 2013-м году и потребовала двухлетнего напряженного труда.

Материалы для своих других трудов Станислав долго собирал в музеях, архивах и библиотеках Латгалии.

Все экземпляры его произведений — по одному хранятся в Латвийской Национальной библиотеке.

Есть среди книг Станислава написанная им по просьбе представителей одного рода - Паберзе, генеалогическое древо, корни которого уходят глубоко в прошлое и охватывают период с 1795-го по 2015-й год. За работу над этой книгой Станиславу заказчики платили деньги, другие книги он издавал за свой счет или за средства спонсоров, а, например, с появлением на свет по сути - энциклопедии Ницгальской волости - помогла в то время Даугавпилсская краевая дума. Ввиду специфичности книг их тираж невелик.

Но какую книгу наш герой помимо уже изданных хотел бы поведать миру, и что он желал бы еще сотворить в своей этой очень интересной насыщенной разными событиями жизни? Станислав откровенно признался, что всего, к чему он стремился на протяжении своего бытия — он достиг, а что хотел написать — уже написал. И потому ему остались лишь воспоминания и анализ прошлого.

Фото автора. Снимок 1. Бывший агроном со своими книгами. Снимок 2. «Золотая» свадьба Валентины и Станислава Ружансы.

Лиене, в латышском варианте газеты надо поставить гарумзуме на фамилии Ружанс над буквой «а». Он сам об этом попросил. Да, еще. Название статьи герою этого материала понравилось. Поэтому, не меняйте на другое.