Хотя актуальным вопросом является будущее этого ресурса, а также местных компаний по добыче торфа, в соответствии с целями климатической нейтральности и их достижением, и его добывание может стать для Латвии возможностью и решением как для зеленого курса, так и для вопроса энергетической безопасности.
В соответствии с требованиями Европейской комиссии (ЕК) Латвии необходимо максимально сократить выбросы парниковых газов в определенных секторах народного хозяйства. Цель состоит в том, чтобы выполнить это требование к 2030 году, и одним из секторов, которые будут затронуты, является добыча торфа. Учитывая господствующие тенденции в Европейском Союзе, пять лет назад компания SIA «Laflora» разработала свой концептуальный подход к достижению климатической нейтральности, от концепции болотного хозяйства до развития зеленой промышленной зоны. Стали обращать внимание на то, как чиновники Евросоюза понимают концепцию климатической нейтральности.
Компания разработала свой концептуальный подход, создав такой термин, как болотное хозяйство, чтобы решить задачу достижения целей климатической нейтральности. Резкий рост цен на энергоносители в 2022 году, а также сложная геополитическая ситуация в мире, вызванная агрессией России, могут вызвать необходимость пересмотра решений ЕС. Об этом и многом другом корреспондент газеты «Латгалес Лайкс» поговорил с председателем правления одного из крупнейших в Латвии предприятий по добыче торфа «Laflora» Улдисом Америксом.
- Улдис, готовясь к нашему интервью, я внимательно изучила материалы о Вас и Вашей компании. Меня заинтересовал тот факт, что Вас называют «лицом латвийского торфа». Что Вы включаете в этот термин?
Добычей торфа занимаюсь около 30 лет, но компания SIA "Laflora" была основана в 1995 году. За это время мы претерпели различные изменения и, как компания и как отрасль, мы, безусловно, в состоянии адаптироваться к ним в будущем, так как добыча торфа никогда не зависела ни от какой поддержки, кроме как от влияния погоды на успешные сезонные работы. Однако на данный момент, с зеленой парадигмой Европейского Союза, отрасль ставится в очень неравное положение, говоря, что это «ископаемое» и что добыча торфа должна быть прекращена в ущерб природе. Однако зеленое поле немыслимо без торфа, ведь без него невозможно вырастить леса или сады. Вот уже пять лет моя повседневная жизнь связана с разъяснением этих вопросов в государственном и негосударственном секторах, отсюда и прозвище, откуда с одной стороны, я защищаю интересы этого полезного ископаемого, с другой стороны, я представляю интересы торфяников. Совсем недавно меня избрали вице-президентом Латвийской конфедерации работодателей, что накладывает еще большие обязанности. Да и сейчас я действительно могу официально называть себя «торфяным юристом», в том числе и в правительственных кругах.
- В Европе торф, точнее энергетический торф, воспринимается как угроза глобальному климату. Но сегодня необходимо учитывать экономику. Как вы думаете, какой выход из этой ситуации?
- Даце Рукшане-Щипчинска, председатель подкомитета по окружающей среде и климату Комиссии Сейма по народному хозяйству, аграрной, экологической и региональной политике, недавно отметила, что на торфяной сектор в настоящее время приходится 15% выбросов парниковых газов в секторе землепользования, что является важным показателем. В целях сокращения выбросов добыча торфа в обозримом будущем будет возможна только на существующих лицензионных участках, на которых проведена оценка воздействия на окружающую среду. Согласно официальной статистике, 97 % добываемого в Латвии торфа используется в садоводстве, а 93 % торфа экспортируется. И только 1,4% используется в энергетике.
После вторжения России в Украину зеленый курс Европы приобрел совершенно новую перспективу. В рамках устойчивого развития, как и до сих пор, в качестве приоритета ставится проблема окружающей среды, за которой следуют экономические и социальные аспекты. То, что раньше казалось невозможным, уже происходит. Также на вышеупомянутом заседании комиссии Сейма были высказаны мнения о необходимости радикального изменения подхода. Я считаю, что Латвии необходимо проявить гибкость и полностью изменить свой подход к целевым показателям финансирования. Нам нужно думать о том, как обеспечить энергетическую самодостаточность. Чрезвычайно важно, чтобы Латвия не зависела от внешних энергоресурсов. В долгосрочной перспективе, возможно, потребуется восстановить торф для местного использования, поскольку он никогда не был источником ископаемого топлива, а являлся медленно возобновляемым источником. Мы знаем, какие приходят счета за газ. Латгалия имеет абсолютно достаточное количество собственных ресурсов, которые сохранились в очень большом количестве. Цели зеленой трассы сами по себе неплохие, но следует учитывать аспекты, что Латгалия находится на внешней границе ЕС, поэтому для этого региона следует сделать исключение, разрешив использовать и торф.
- Вы прекрасно знаете, насколько сильно выросли цены на энергоносители. Готова ли ваша компания в будущем поставлять не только садоводческий, но и энергетический торф?
- Хотя добыча торфа не является основным видом деятельности компании, текущая ситуация требует действий, основанных на безопасности и интересах наших граждан и бизнеса – обеспечить доступное тепло. Исторически в таких ситуациях торф был одним из столпов энергетической независимости Латвии как доступный, местный и относительно дешевый энергоресурс.
Следует отметить, что наша компания уже успешно реализует другие проекты по улучшению энергетической среды страны. Я говорю о проекте ветряной электростанции, который мы планируем построить в ближайшем будущем, в том числе об исследовательском проекте возможной ветряной электростанции в Аугшдаугавском крае. Первая ветряная электростанция "Laflora" строится на болотах Кайгу площадью 763 га и прилегающих лесных угодьях (Елгавский край). На территории парка мы планируем разместить 22 ветроустановки – на 16 освоенных торфяниках и 6 лесных участках. Суммарно они смогут производить 300 000 МВтч электроэнергии в год.
Мы ожидаем, что такая ветряная электростанция будет экономить 112 000 тонн углекислого газа в год по сравнению с выработкой электроэнергии на электростанциях, работающих на природном газе. К 2050 году сокращение выбросов углекислого газа достигнет 2,8 млн тонн СО2.
- Это здорово. Но у Вас ведь есть интерес и к Латгалии, и в частности, к Аугшдаугавскому краю?
- Да, есть планы построить подобный парк на территории Аугшдаугавского края, но необходимо провести технико-экономическое обоснование. Ближайшие планы развития в Латгалии связаны с заводом по переработке торфа в Ницгальской волости, для которого найдена подходящая территория и подготовлен проект, а также получены разрешения на его строительство. Мы обсудили с руководством Агшдаугавского самоуправления возможность создания инновационного исследовательского центра торфа и экспериментального завода для апробации новых продуктов, что было бы прекрасным местом для создания новых торфяных продуктов, принимая во внимание, что Латгалия является самым богатым торфяным регионом в Латвии (32 % общих торфяных ресурсов находится в Латгалии). Также есть идеи тепличного комплекса для выращивания новых растений. В общей сложности эти планы развития создадут более 100 новых хорошо оплачиваемых рабочих мест.
- Не смотря на все перипетии, жизнь продолжается. И сегодня все большее число жителей Латвии задумываются о своем саде и огороде. И сезон посадок не за горами. Что своим клиентам предлагает Ваше предприятие?
- Да, хотя мороз еще не совсем отступил, но владельцы небольших огородов уже заработали. Кто-то сеет семена на рассаду, кто-то покупает инструменты и стройматериалы. Многие уже побывали на даче и теперь активно покупают торф и торфяные субстраты. "Laflora" производит торфяные изделия для профессионалов, в то же время они доступны каждому, кто любит сад. Продукцию можно приобрести в крупнейших садовых центрах Латвии.
- Спасибо за интересную беседу!
Справка:
Оборот Laflora составляет 22,2 млн евро, налоговый отчисление в государственный бюджет — 3,4 млн евро, количество сотрудников в компании в 2020 году — 290 человек. Средняя зарплата сотрудников составляет 1849 евро в месяц.