„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 22. novembris
Piektdiena
Aldis, Aldris, Alfons
-1.1 °C
daži mākoņi

Черемша

Хотя название звучит как-то по-индуистски, это наш так называемый дикий чеснок. В лесах вокруг Ницгальского Большого валуна видел его обширные плантации. Кто-то сказал, что я перепутал с ландышем - ну нет, черемшу я знаю!

Научное название черемши, растущей в наших лесах, - Allium ursinum, что можно перевести как Медвежий лук. В народе называют козьим чесноком, медвежьими луком. Самой полезной и запоминающейся частью этого растения являются его плотные листья.

«Черемша - многолетнее травянистое растение высотой 25-40 см. Зеленые всходы появляются в апреле-мае, когда полностью сходит снег и прогревается почва. Черемша имеет два удлиненно-эллиптических листа длиной до 25 см и шириной до 8 см. Листья мягче, чем у ландыша. Черемша начинает цвести в конце апреля. Продолжительность цветения зависит от погоды. Белые ароматные цветки собраны в соцветия. Опыляют пчел. В конце июня из шишек высыпаются семена, и дикий лук начинает желтеть. В июле отмирают наземные части. Высыпанные семена дальше распространяют муравьи. Также размножается вегетативно, луковицами».1
Дикий чеснок нельзя ощипывать, срезать или выкапывать – физическому лицу грозит штраф до 700 евро. Дикий чеснок является охраняемым растением в Латвии.

Но каждую весну я наслаждаюсь черемшой, купленной на крестьянских рынках и у домашних производителей.

Черемшу можно выращивать для собственного потребления и продажи. «Запрет не распространяется на черемшу, выращенную из законно приобретенных семян или саженцев, выращенных на огородах. Растения, выращенные на грядке, по вкусу, цвету и внешнему виду не отличаются от особо охраняемых дикорастущих, потому что это тот же самый вид. [..] Выращенную на огороде черемшу разрешено продавать, но торговцы должны быть готовы доказать, что зелень была выращена ими самими, а не собрана в дикой природе».2
Салат или соус песто из черемши – это для меня гастрономическая граница между весной и летом.

Однако я не в большом восторге от черемши - слишком толстые и жесткие листья. Ну примерно как лук во второй половине июля! Больше предпочитаю молодую крапиву или заячью капусту с тонкими листьями.

Другим, наоборот, это не нравится, потому что такие очень тонкие листочки прилипают к языку или небу, их трудно захватить зубом и откусить.

Но помучиться стоит.

«Черемша обладает сильным противовоспалительным действием, а также содержит много антиоксидантов, ферментов, минеральных веществ и витаминов, а также эфирных масел, поэтому особенно рекомендуется тем, кто хочет восстановить в организме запасы витаминов и микроэлементов, израсходованных за зиму. Черемша имеет широкий спектр применения, так как съедобны ее листья и цветы. Их можно добавлять в салаты, использовать как приправу в супах, для приготовления песто».3

В салатах черемша мне больше всего нравится со щавелем или крапивой. Эта сезонная и необычная зелень, мелко нарезанная ножом и залитая нерафинированным рапсовым маслом, представляет собой быстрое, полезное и стильное блюдо, которое можно предложить любому гостю.

Можно и не возиться – нарезать дикий чеснок так же, как зеленый лук, немного посолить и заправить все жидкой сметаной или густым кефиром.

Черемша подходит как к мясным, так и к вегетарианским супам. При высокой температуре листья растения становятся мягкими, дряблыми, что-то берут от вкуса и аромата супа, что-то отдают супу взамен.

Песто - это южно-европейский метод, который популярен в Латвии уже более десяти лет. Песто можно долго хранить, намазывать на хлеб, добавлять по вкусу в тарелку или в кастрюлю.

Песто – это некое клише, в котором возможны десятки различных индивидуальных и субъективных вариаций. Я песто из черемши делаю следующим образом.

Беру 300 г черемши, мою и мелко нарезаю ножом. Натираю 150 г сыра чеддер, измельчаю 150 г грецких орехов. Все это смешиваю, немного солю, поливаю сверху оливковым маслом и добавляю чуточку лимонного сока.

Я не люблю песто, похожие на паштет. Мне нравятся те, где ингредиенты мелко нарезаны, где можно почувствовать микровкус и увидеть микро состав. Поэтому при приготовлении песто я использую острый нож и мелкую терку, а блендеру разрешается наблюдать за всем этим со стороны.

Свежую черемшу с творогом можно смешать со сливочным маслом или кефиром. Можно посыпать сверху на бутерброд.

Можно просто нарезать и высушить – получается специя, которой нет в магазинах. Только нужно помнить, что вкус некоторых растений в свежем и сушеном виде существенно различается, лучший тому пример - имбирь.

Многих латышей, депортированных в Сибирь, спасли растущие там дикие растения. Вот как Рута, дочь дипломата Латвийской Республики Артура Стегманиса (1902–1986), вспоминает конец зимы 1942 года: «Весной мы ели разные травы в большом количестве. Крапиву, в том числе цветы, похожие на примулы. От цинги нас спасала черемша. Мы ели ее с солью, варили. Перебивались кедровыми орехами и грибами».4

Родоначальник латгальской урбанистической поэзии5 Август Смагарс родился в 1910 году6 в Литве. Его мать была литовкой, и в детстве в семье они говорили на этом языке.

Август Смагарс «во время нацистской оккупации в Рижском радиофоне вел радиопередачи для латышских солдат на Восточном фронте. В 1944 году был арестован, осужден и отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях в Сибири (1944-1954 гг.). В 60-70-е годы поэзия Августа Смагарса была публиковалась в прессе, в 1967 году он написал автобиографическую повесть «Kur ciedras šalc» (период 1996–1997 гг.)».7

Очень похож на Варлама Шаламова, Александра Солженицына.

"Смолистые осколки разлетались во все стороны. Наши топоры и пилы все глубже и глубже впивались в стройные кедры. Огромные костры палили нетронутую человеческими ногами землю, а на тайгу обрушивались рои искр и клубы дыма. Направление падения больших кедров мы намечали на вершины более мелких, уже срубленных деревьев. Потом радовались, что с громким шумом в большую кучу сваливались несколько выращенных тайгой стройных деревьев. Мы старались "укусить" тайгу побольнее, но тогда она не злилась на наши проделки. Наоборот, тайга все больше и больше улыбалось нам и манила к себе.

После очередного перекура мы с охотно бежали к небольшой речке и бросились в ее ледяные объятия, чтобы в следующее мгновение ослепительные лучи июньского солнца осушили прохладные капли воды на телах. Во время обеда мы нарезали лук из вкуснейшей черемши, как ее здесь называли, и ощущали кровь тайги в своей. Вместо десерта тайга любезно подавала свежеспелый нежно-красный арахис, плоды, которые мы выкапывали из земли».8

Моя свекровь тоже пережила депортацию в Сибирь. В 1949 году ей было два годика, когда ее депортировали вместе с матерью и другими родственниками. Они жили в селе Чебакли Большевецкого района Омской области и вернулась в Латвию в десятилетнем возрасте. Помнит природу Сибири, людей, школу, игры и даже съедобные растения (вероятно, Allium victorialis), которые там назывались черемшой.


1. Vējonis R. Madonas rajona aizsargājamie augi // „Stars”, 18.05.1989.

2. Līne I. Savvaļā augošus lakšus vākt aizliegts // „Rēzeknes Vēstis”, 29.04.2022.

3. Piecas dabas veltes imunitātes stiprināšanai pavasarī // „Latgales Laiks”, 01.06.2021.

4. Laiks, kas palika tālumā // „Dzimtenes Balss”, 23.03.1989.

5. https://www.lakuga.lv/2018/04/25/modernuokais-30-godu-latgalisu-dzejniks-augusts-smagars/ (см. 23.05.2022).

6. Умер в 1985 году.

7. https://www.literatura.lv/en/person/Augusts-Smagars/872505?place-tab-page=1 (см. 17.05.2022).

8. Smagars A. Kur ciedras šalc // „Daugavas Vanagu Mēnešraksts”, 1997., Nr. 1.