Такого еще никогда не было, чтобы вся ольха в округе и далеко за его пределами буквально потемнела – нет ни одного здорового деревца. Причем, повреждены не отдельные листья или ветки, а вся крона. На фоне остальной зелени это смотрится неестественно и даже пугающе, хотя другие виды деревьев целы и невредимы. Обеспокоенные жители Аугшдаугавского края звонили в редакцию газеты «Латгалес Лайкс» и автору этих строк с вопросом: «Что произошло, чем объяснить данную природную аномалию, не приведет ли это к дисбалансу флоры и фауны, но, самое главное, какими могут быть последствия этого необычного явления?»
Самое ходовое дерево
Без преувеличения, ольха самое привычное для нас, популярное, ходовое и выгодное дерево, ведь его испокон веков использую не только в качестве топлива, но также в строительстве и разных других сферах жизни человека. Например, без ольхи нельзя коптить мясо и колбасу. Мы порой недооцениваем этот вид дерева, считая его сорным и потому подлежащим вырубке. Но на самом деле ольха - дерево достаточно качественное с высокой теплокаллорийностью, когда дело касается топки печей и плит. И по цене ольха, несмотря на резкое повышение стоимости древесины, в сравнении, например, с березой, кленом, ясенем и даже хвойными деревьями, самая дешевая и потому наиболее употребляемая. Трудно представить, что ольхи в наших лесных угодьях и быту однажды не будет. Это, без преувеличения, станет катастрофой не только для изучающих флору работников службы охраны природы и растений, других специалистов, но и для обычных людей, которые с помощью ольховых дров готовят пищу и обогреваются. Сегодня же куда ни кинь взгляд – вокруг, словно опаленная пламенем, ольха. Возникает вопрос – выживет или засохнет?
Житель поселке Фальтопы Салиенской волости Аугшдаугавского края Михаил Кусанов - человек наблюдательный и неравнодушный к проблемам своего местожительства: «Увидев ржавчину на ольхе, жители Фальтоп встревожились и не без основания. Даже старожилы этих мест, которым по 80-90 лет, за всю свою жизнь такого явления не припомнят. Многие боятся ходить в лес, полагая, что ольха стала жертвой неких неизвестных доселе химикатов и потому можно отравиться, либо мы наблюдаем нашествие вредных насекомых, наподобие древоточца, поголовно уничтожающего наши леса или колорадского жука, от которого страдает картофель».
Михаил сразу же позвонил в Латгальское отделение Государственной службы защиты растений (VAAD), где его внимательно выслушали, но к неудовольствию пенсионера, реальной подмоги не оказали, посоветовав ему своими силами и средствами бороться с заболеванием ольховых деревьев. «Мне сказали, что лабораторные исследования на предмет заболевания ольхи я должен делать за свой счет. Но почему? А участие в этой проблеме государства? Ведь проблема касается не только меня лично, но и Латвии в целом, так как, вероятно, ольха заболела на всей ее территории. Это стихийное бедствие наподобие потопа или пожара, только в другом виде. Мы еще не знаем каковы будут последствия данной беды». – беспокоится Михаил.
Обращался он также к волостному руководству, но там тоже развели руками, да и как это сделать, ведь поражены десятки, если не сотни тысяч деревьев. Тут никаких ни сил, ни средств не хватит. Но главное, надо знать, от чего и чем лечить ольху. Михаил, по его утверждению, обнаружил в высохшем ольховом листочке личинок и червяков, которые, по его мнению, и являются причиной поражения деревьев и уверен, что они с полностью уничтоженной кроной не выживут.
Житель Фальтоп одновременно недоумевает, почему по этой проблеме нет никакой информации в республиканских и городских СМИ, чтобы успокоить жителей региона и Латвии и объяснить, что собственно произошло, ведь все столкнулись с подобной природной аномалией впервые.
Без леса нет жизни
Опытному руководителю с 20-летним стажем деревообрабатывающего предприятия «VELS – 2», расположенного в местечке Саландзей Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края Людмиле Луне проблема видится вовсе не в жучках и личинках – не могли они за пару месяцев все ольховые деревья в Латвии пожрать, а намного глубже и с более драматическими последствиями: «Как бы вообще без ольхи не остаться! Тогда беда! Кто станет дорогие дрова покупать? Люди попросту разорятся или замерзнут.
У нас в Аугшдаугавском крае, да и по пути в Ригу, я вижу, как варварски вырубаются леса. Это уже не цветущая и зеленая Латгалия и Латвия, которую называли второй Швейцарией, а безжизненная африканская пустыня. Только вместо песка просеки, вырубки и пни. Какая гармония природы? В ней ведь все взаимосвязано. Если леса исчезнут, птицам селиться негде будет. Они улетят от нас, а кто жучка клевать станет? Да и паразитам грызть будет нечего, если деревья вдруг исчезнут».
Для справки Людмила пояснила, что древесный бизнес между Латвией, Россией и Беларусью приказал долго жить. Поэтому скандинавские фирмы, в первую очередь шведские, кому и принадлежит большая часть наших земель и лесных угодий, с энтузиазмом принялись их выпиливать и увозить кругляк в свои страны. Причем, за ценой заморские бизнесмены не стоят, по словам Людмилы, им что 50 евро заплатить за куб, что 100 – без разницы: «Государственных лесов у нас мало, большая часть продана скандинавам, вот они и «куют» пока горячо. Мы для них лакомый кусочек. В результате страна остается без леса, то есть без легких, а это в свою очередь влечет за собой природный дисбаланс. Отсюда и проблемы с ольхой».
Особенно Людмила возмущена тем, что в Латвии принят Закон, разрешающий бизнесменам пилить молодой лес, что, по мнению руководителя фирмы, станет самой настоящей экологической катастрофой.
Надо провести исследования
Специалист Латгальского отделения Государственной службы защиты растений рассказала автору этих строк, что причиной массового поражения ольхи, скорее всего, стал синий ольховый листоед. Оказывается, есть такой вредитель. Хотя в предыдущих сообщениях некоторых наших городских СМИ была ссылка на сухость погоды и небывалую активность солнца, что кажется тоже вполне вероятным. Например, когда я фотографировал пораженные листья ольхи, то никаких насекомых не обнаружил, некоторые листья были целыми, но высохшими, коричневыми и скрученными, иные в дырочках, однако никак не съеденные паразитами до самых прожилок». Это видно на фотографиях. И потом не может жук в одно мгновение уничтожить такое громадное количество деревьев. Они начинали быстро рыжеть, а потом чернеть не в каком –либо определенном месте кроны ольхи, а сразу - сверху донизу, будто деревья опрыскали каким то ядовитым химикатом или облили кипятком. Лично наблюдал этот процесс на своем хуторе.
В Государственной Службе защиты растений, расположенной в Риге, пресс-секретарь данной структуры Даце Удре поведала, что многие жители Латвии из разных городов и регионов, обеспокоенные данной проблемой, уже обращались за разъяснениями – что произошло и как с этим бороться?
По словам пресс-секретаря, конкретно назвать причину ольховой эпидемии в Латгалии пока затруднительно, но, предположительно, это вышеупомянутый жук: «Для более правильного и объективного заключения необходимо провести обследование деревьев на месте и сделать лабораторный анализ поврежденных листьев ольхи с приложением фотографий».
Г-жа Удре пообещала, что от имени руководства VAAD она даст указание даугавпилсским специалистам Службы защиты растений, чтобы они провели необходимые исследования и дали заключение. «Этот жук был всегда, он и ранее повреждал деревья, но не в таком количестве и не столь агрессивно, как этим летом, когда для вредителя сложились очень благоприятные погодные и климатические условия. Думаю, деревья не пострадают, следующей весной они снова распустятся. Если бы такое произошло на протяжении пяти лет, тогда можно было бы говорить о экологическом бедствии и значительном ущербе для природы и наших лесов. Пусть жители не волнуются и не впадают в панику», - резюмировала Даце Удре.
Попутно в VAAD проинформировали, что этот самый зловредный листоед бывает зеленым и синим. Если первый повреждает только листья, то синий на этом на этом не останавливается, уничтожая даже кору деревьев. Как сказала Даце Удре, ольховый листоед любит не только ольху, но и другие деревья, однако этим летом он их, к счастью, обошел стороной.
Конечно, специалисты скажут свое авторитетное слово, но, если наличие вредителей и всевозможных паразитов на разных деревьях, плодово-ягодных кустах и прочих растениях, а также овощах и фруктах, с повреждением небольших участков – привычное дело, и люди знают, как с этим бороться, то столь невиданное доселе тотальное поражение именно ольхи, несмотря на оптимистический прогноз специалистов Службы защиты растений, все же вызывает чувство опасения и беспокойства.