Сармите Тейване — человек весьма занятой. Она трудится в Латгальском регионе планирования, занимаясь различными проектами, связанными с развитием нашего региона, в то же время успевает заниматься своим детищем — руководит фольклорным коллективом «Svātra». Есть и другие проекты, которым тоже требуется время и внимание. И в столь напряженном графике Сармите все же смогла выкроить время, чтобы посетить редакцию газеты «Латгалес Лайкс» и рассказать нам о своей, насыщенной событиями, жизни.
- Сармите, расскажите о своем детстве? Где оно прошло?
- Мое детство прошло недалеко от города, в чудесном месте под названием Ликсна. И Ликсну я всегда вспоминаю с любовью. Светлый, добрый, святой этап моей жизни. Ликсна помогла мне двигаться дальше, дала определенный толчок, а также понятие настоящей любви к родному месту.
Я училась в местной восьмилетней школе. Милая, по-домашнему уютная, маленькая школа. Нас было семь детей в классе. Всего же в школе учились порядка 70 учеников. Учитывая особенности учебного заведения, мы делали все, что было нужно. Все должны были уметь играть в театре, танцевать, петь. Каждый должен был максимально развить свои способности.
- А родители?
- Мои мама Виргиния Корсака и папа Владислав Корсакс ушли из этой жизни совсем молодыми. Моему отцу было 48 лет. На тот момент я уже училась в Резекне, была подростком со своими проблемами. И у меня не было осознания, что отца больше нет. Мне на тот момент казалось, что папа уже был в солидном возрасте. Это сейчас я понимаю, что 48 лет — это еще совсем молодой человек, которому жить и жить. Мама ушла из жизни, когда ей было немного за пятьдесят. В тот этап жизни я занималась созданием своей семьи. Конечно, я очень сильно переживала эти обе утраты, но совсем другие ощущения были, когда из жизни ушла моя бабушка Анна, которая после смерти родителей заменила мне их. Я уже на тот момент была совсем взрослой, но казалось, словно у меня вырезали частичку сердца. Мне очень не хватало моей мудрой Анны. Пока ты молодой, кажется, что можешь все сделать сам и советы не нужны. И лишь с возрастом понимаешь, насколько ценными являются советы старшего поколения. И я , уже будучи взрослым человеком, очень ценила жизненную мудрость своей бабушки.
- Вы упомянули о своем этапе жизни в Резекне. Можете рассказать подробнее о нем?
- О, это было просто фантастическое время. После окончания школы я отправилась туда учиться. В конце восьмидесятых годов уже прошлого столетия там открылась педагогическая школа. Я обучалась профессии воспитателя детского сада. Парадокс к том, что я до тех пор ни разу даже не была в помещения детского сада, не имели никакого представления о том, как работает эта система. На тот момент мои родители были живы, и они меня поддержали в моем желании. Мама сказала, что я всегда буду при работе, город недалеко, если что, то смогу уехать работать в Даугавпилс.
Я поступила в эту педагогическую школу, которой очень быстро был присвоен статус учительского института. И я уже закончила учебное учреждения, имея профессию учителя танцев и педагога 1-4 классов. И именно в этом учреждении я встретила многих важных для меня людей, с которыми мы поддерживаем тесные дружеские отношения до сегодняшнего дня. Мы очень многому друг у друга учимся. Вместе занимались в танцевальном коллективе «Dziga», который был создан в 1991 году. «Dziga» для начала девяностых, когда наша страна вновь обрела независимость, стала настоящим открытием. Мир шире узнал, что у латгальцев есть свои танцы, своя характерная для региона музыка, которая звучит сказочно красиво в сопровождении традиционных музыкальных инструментов. Мы очень аккуратно и внимательно отнеслись к процессу создания этого коллектива.
Это было время пробуждения - атмоды. Мы хотели вернуть утраченное в мир, проводили исследования, общались с людьми, которые чтили традиции и самобытность латгальского народа. Записывали латгальские песни и танцы. Хорошо, что в то время к нам пришло осознание, что нужно это сделать. Сейчас нам доступны цифровые архивы, многие исследования, проведенные студентами Музыкальной академии, а тогда, в девяностые, всего этого не было, приходилось начинать с нуля. Мы хотели показать людям, на сколько мы богаты, насколько богата наша культура, в том числе через музыку, через танец.
- Вы об этом мечтали в детстве?
- Ой, нет. Мое детство проходило в период космической эры. Тогда все были под впечатлением от первого полета в космос, выхода в открытый космос, покорения Луны. И на тот момент, будучи совсем еще маленькой девочкой, я мечтала стать космонавтом. В газетах публиковали фотографии самых известных космонавтов, я их вырезала, собирала информацию об этих героях. В то время мама в большую комнату купила наш первый ковер, он был большим, и каждый вечер я на нем тренировалась, готовясь стать космонавтом. - И тем не менее, вы решили в итоге стать педагогом. А вы работали по своей специальности? - Да, шесть лет. После окончания учительского института в 1992 году я вернулась в родную Ликсну, где начала работу в местной основной школе. Вскоре в Даугавпилсе была открыта Эко-школа. Она находилась на улице Елгавас, там, где сейчас располагается корпус начальной школы бывшей уже 12 средней школы. Это было очень маленькое учебное учреждение, там царила по-настоящему домашняя обстановка. Мы каждое утро начинали в актовом зале с исполнения школьной песни, и лишь потом отправлялись на занятия. Вместе праздновали все дни рождения. Бывало, что в фойе звонил телефон, просили позвать одного и детей, и не было никаких проблем понять, о ком идет речь. Многие родители мечтали отдать своего ребенка именно в Эко-школу. Меня пригласили туда работать завучем по воспитательной работе. Также преподавала латышский язык, руководила танцевальным и фольклорным коллективом, вела обучение латышскому фольклору «Белые занятия». - А откуда появилось такое название «Эко-школа»? - Оно не связано с экологией, как может показаться на первый взгляд, речь идет об экософии - мудрости земли и народа. - А когда родилась «Svātra»? - Именно в Эко-школе и был создан этот коллектив. Это была середина девяностых годов. На домашней страничке коллектива можно найти первые фотографии, датированные 1994, 95, 96 годами. Дети активно включились в этот процесс, с удовольствием играя на национальных музыкальных инструментах, исполняя латгальские народные песни и танцы. В основном в нем активно участвовали школьники. С момента основания прошло много времени и "Svātra" пережила много разных перемен, но уже почти 10 лет действует в том же самом составе. Мы выступали на фольклорных фестивалях и концертах в Латвии, Литве, Австрии, Канаде, Италии, Испании, Болгарии, Польше и Португалии. Мы чтим вековые традиции, исполняем почетные, праздничные, бытовые и мифологические песни, демонстрируем латгальские танцы. Звучание песен сопровождается традиционными латышскими музыкальными инструментами: к сопровождению танцевальной музыки присоединяются цитара, скрипка, барабаны, аккордеон, контрабас. - Вы много, где себя проявили, причем в каждом случае, будь то Центр
Ротко или Дом традиций, везде провели огромнейшую работу для популяризации нашей культуры на международном уровне. - Один может сделать много, но я говорю огромное "спасибо" моим коллегам и единомышленникам как в коллективе "Svātra", так и в Латгальском регионе планирования, в Доме Единства, всем, кто был задействован в реализации моих идей или проектов, потому что чаще всего эти большие вещи достигаются в команде. Да, каждый новый этап в моей жизни был вызовом для меня, но раскрывал новые идеи. Я не умею работать спустя рукава. Каждой своей работе я отдаю всю себя и хочу достичь самого лучшего из того, что возможно в каждом конкретном случае. Я действительно думаю, что добрыми делами можно изменить мир к лучшему. - Сейчас начинается волшебное время. Совсем скоро будем отмечать Рождество, Новый год. В это время могут исполниться наши желания. Может быть у вас есть пожелания для жителей Латгалии? - Да, в первую очередь хочу пожелать нам всем мира. Во вторых, согласия, процветания, любви. И, конечно же, здоровья!