Даце Мелбарде — депутат Европейского парламента, которая была избрана от нашей страны. Большую часть времени она проводит в Брюсселе, изредка вырываясь домой. В один из таких приездов она, по приглашению директора Europe Dirrect Center DienvidLatgale Оскара Зугицкого, посетила Даугавпилс. Помимо семинара на тему «Медиаграммотность», Даце Мелбарде также выкроила время, чтобы в неформальной обстановке пообщаться с журналистом «Латгалес Лайкс» и рассказать о себе и своих планах.
Коротко о Даце Мелбарде:
Даце Мелбарде - латвийский культурный деятель, политик, депутат Европейского парламента от Латвии. Была директором Латвийского национального культурного центра, министром культуры, депутатом Сейма. Родилась в Риге 3 апреля 1971 года. Окончила Валмиерскую 1 среднюю школу, а затем историко-философский факультет Латвийского университета, после получила степень магистра теории культуры, управления и истории в Латвийской академии культуры. В 2019 году была избрана в Европейский парламент.
- Даце, расскажите немного о своем детстве?
- Я родилась в Риге, где жила до трех лет, но если честно, то этого периода своей жизни я вообще не помню. Когда мне исполнилось три года моя семья переехала в Валмиеру, и именно с этим городом связаны мои самые яркие детские воспоминания. Он является для меня родным. Я причисляю себя в жителям Видземе.
В Валмиере я закончила среднюю школу, сейчас это Валмиерская гимназия. Конечно, это время оказало на меня огромное влияние. У меня были прекрасные педагоги, которые помогли моему дальнейшему становлению. Я также использовала это время, чтобы развиваться в нескольких направлениях: я училась в музыкальной школе, танцевала народные танцы, пела в хоре, занималась легкой атлетикой и обучалась игре в теннис. Добрым словом всегда вспоминаю своих учителей по литературе, истории. Приближалось время «Атмоды». У нас в школе тогда был совсем молодой директор Андрис Пиебалгс, которого многие жители помнят, как министра народного образования и министра финансов. Он долгое время трудился на должности европейского комиссара от Латвии. Так вот, он в то время не боялся новшеств, он проводил своеобразные опыты, искал новые решения, создавал школу будущего.
- А родители как повлияли на вас?
- Вы знаете, я по-настоящему счастливый человек, потому что мои родители до сих пор со мной. Они уже отметили 50 лет со дня свадьбы. Мы всегда были настоящей, крепкой семьей. Я выросла в многодетной семье. У меня есть брат Херберт и сестра Гунта. Мы сохранили крепкие семейные узы. Знаете, на самом деле, где бы ты не находился, пока есть родители, ты чувствуешь себя в безопасности. Ты приезжаешь к ним гости и понимаешь, что находишься дома, идет ощущение дома в таком философском понимании этого слова. Все равно, кто ты есть, что с тобой происходит, родители тебя любят и ждут. Молодежь может быть не так это ценит, но с возрастом ты четко понимаешь, как здорово, что есть родители, ценишь их советы, наставления. Семья становится твоим якорем. Еще один якорь — это твоя принадлежность своей стране, своей культуре.
- Вы упомянули время «Атмоды». Как оно на вас повлияло?
- Я в это время заканчивала школу. Это как раз время формирования нового взрослого человека. Конечно, для многих людей все эти изменения стали настоящим шоком. И это можно понять. Долгое время мы все жили в некоем воздушном пузыре. И когда он взорвался наша жизнь резко изменилась. Для меня этот период тоже стал шоковым. И именно тогда я решила изучать историю, посвятить свою жизнь этой науке.
- А кем вы хотели стать до того момента?
- Вы знаете, я планировала связать свою жизнь с журналистикой. Мне было 14 лет, когда я стала посещать «Школу молодых журналистов». Нужно было ездить в Ригу, где в Латвийском университете был факультет журналистики. Но все изменила «Атмода». Я решила изучать историю, чтобы узнать, как на самом деле все это время жил весь мир, как он развивался. Ведь нам все время рассказывали об этом весьма однобоко. И поэтому я выбрала факультет истории Латвийского университета. Изучение истории — это причина начать мыслить. В политике это вообще незаменимая вещь. Это помогает находить истину, видеть реальную ситуацию.
- А какими были ваши студенческие годы?
- О, они были яркими, насыщенными. Когда я училась на первом курсе как раз началось это время баррикад. И мы, первокурсники, конечно же, участвовали в этом мероприятии, мы были на этих баррикадах. Время было тревожное. До этого мы были на раскопках где-то в Курземе. Сами понимаете, тогда еще не было мобильных телефонов, информация, особенно в деревню, доходила очень медленно, поэтому мы не сразу узнали о грядущих переменах в жизни нашей страны.
На втором курсе я стала совмещать работу и очное обучение. Другого выбора не было. В самом начале после обретения независимости было очень сложно в финансовом плане. Поэтому я сначала устроилась на полставки, а затем и на ставку в Военный музей в отдел образования. Мне было доверено создать в музее образовательную программу, а вы сами понимаете, что в этом случае речь идет преимущественно об экскурсиях. И меня это так захватило, заинтересовало, что я затем этой теме посвятила свою магистерскую работу, когда обучалась в Латвийской академии культуры.
- Вы довольно долгое время посвятили культуре. Но что сподвигло вас уйти из этой сферы в политику?
- Вы знаете, я на самом деле никогда не покидала культуру. Я ведь и в политике работала в сфере культуры. Я и пошла в Сейм, чтобы развивать латвийскую культуру, долгое время занимала пост министра культуры, да и сейчас в Европейском парламенте я много внимания уделяю именно культуре. И в Даугавпилс я в этот раз приехала заниматься вопросами культуры, образования, молодежи. Сегодня очень многое зависит от молодежи, их активности, их желания развиваться и развивать свою страну. Они должны знать о тех возможностях, которые им предоставляются, должны владеть необходимой информацией и должны понимать, что они могут найти поддержку для своих идей.
- Долгое время вы представляли Национальное объединение, но в начале этого года сменили политическую партию на «Новое Единство». Почему?
- На это решение повлияли события последних лет — пандемия «Covid-19», вторжением России в Украину, а также моя деятельность в Европарламенте. Нам нужно прекратить делить наше общество на своих и чужих, нам нужно найти пути соприкосновения, показать, что мы открыты для сотрудничества, что мы готовы идти друг другу на помощь.
Что касается моей работы в Европейском парламенте, то я долгое время работала в группе консервативных, но не чувствовала своей принадлежности к ней. Знаете, я нахожусь в рядах европейских оптимистов. Я убеждена, что Латвия нужна Европейскому союзу. Мы не должны быть евроскептиками, мы должны вместе работать над созданием крепкого союза, я сейчас говорю о разных направлениях: безопасности, экономике и так далее. У нашей молодежи должна быть возможность учиться в том числе и в европейских высших школах, получать европейское образование. Я являюсь убежденным сторонником евроатлантического сотрудничества. На мой взгляд, сейчас как никогда Латвия нуждается в сильном ЕС и сильном НАТО. Я вижу, что у меня есть общие ценности и понимание роста Латвии с «Новым Единством», поэтому я теперь нахожусь в команде «Нового Единства».
- Сейчас наступило, пожалуй, самое волшебное время в году, когда мы можем загадывать желания, и они зачастую сбываются. Что вы хотите пожелать жителям Латгалии, да и всей нашей горячо любимой Латвии?
- Я хочу, чтобы наши жители осознали, что главная ценность в нашем мире — это они сами. Наша жизнь стремительно меняется, и нам нужно очень быстро подстраиваться под эти изменения, при этом помогая другим. Я хочу пожелать нашим людям, независимо от их возраста, продолжать учиться, вкладывать в себя, ведь нам нужно создавать общество, которого готово учиться все время. Ходите в музеи, посещайте библиотеки, читайте книги, создавайте сами свою жизнь, не давайте это делать другим. И, конечно, в наше нелегкое время я хотела бы пожелать нам всем мира и добра!
- Спасибо за беседу.