„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 29. marts
Piektdiena
Agija, Aldonis
+10.2 °C
apmācies

Александр Исаков: «Хочу, чтобы футбол развивался»

Александр Исаков — человек весьма известный в спортивном мире Латвии, да и за его пределами. Он был игроком сборной страны по футболу, а сегодня возглавляет детский футбольный центр «Даугавпилс», где занимаются более сотни юных футболистов. И именно он сегодня стал «Гостем редакции». Конечно, основной темой нашего разговора стал футбол, но и о себе Александр успел рассказать.

 

- Александр, расскажите немного о своем детстве? Как вы увлеклись футболом, а не другим видом спорта?

- Мое детство было таким, как я его называю «Перекати поле». Мой отец был военным, он закончил наше ДВВАИУ (Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище). По распределению мой отец вместе с семьей побывал во многих странах. Беременная мама вместе с ним сначала отправилась под Выборг, это Ленинградская область. Там я и родился. Затем успели и в Туркмении пожить, кстати, именно там я и начал заниматься футболом. Мне тогда было 7 лет. Если честно, то эти занятия с натяжкой можно назвать нормальными тренировками. Да, бегали, учились пинать и пасовать мяч. Но ничего такого ахового.

- А когда вернулись в Даугавпилс?

- Мне было уже 10 лет на тот момент. Родители развелись и мы с мамой вернулись в Даугавпилс. Я сразу попросил маму подыскать мне секцию футбола, хотел продолжить тренировки. Причем с удовольствием. Здесь уже был совсем другой уровень.

- А почему именно футболом, ведь были же и другие виды спорта?

- Знаете, я считаю правильным то, что родители по ходу этих детских лет дают своему ребенку возможность попробовать свои силы в нескольких видах спорта, чтобы он сам понял, где он чувствует себя удобно, что ему на самом деле нравится. Одни успешно себя реализуют в индивидуальных видах спорта, другие — в командных. Про себя могу сказать, что еще играя во дворе в футбол, я почувствовал, что именно этот вид спорта меня затягивает. И поэтому, вернувшись домой, я попросил маму записать меня именно на футбол.

- Скажем так, у спортсменов нередко бывает, что спорт занимает все их время, а вот на учебу сил уже не хватает. Успевали ли вы «грызть гранит науки»?

- Вы знаете, на меня учителя никогда не жаловались по поводу учебы. Я учился, когда еще была пятибалльная система. У меня были четверки и пятерки, то есть я был таким крепким «хорошистом». Мне и мама говорила, что спорт спортом, но учеба — это главное.

- А в какой школе вы учились?

- когда мы вернулись в Даугавпилс я начал учиться во 2-й восьмилетней школе в Крепости, а затем перешел в спортивный класс 5-й средней школы. Среди нас были представители четырех видов спорта: футбола, плавания, фехтование, стрельба. Отличное было время. Целенаправленно занимались спортом, не забывая и об учебе. Идешь утром. Сначала два урока в школе, затем надеваешь куртку и едешь на трамвае, например, зимой на тренировку в спортзал «Строитель», был такой в свое время в Гайке. Потренировался, обратно в школу на уроки. После учебы — продленка. С нами все время был учитель, который следил, чтобы мы выполнили домашнюю работу. И вечером мы уже все расходились на вторую тренировку по своим видам спорта.

- А мама была требовательной по отношению к своему ребенку?

- Моя мама — замечательный человек, которого я бесконечно люблю и уважаю. Она сделала для меня все, чтобы я состоялся как личность. Спасибо ей, что дала мне шансы абсолютно везде, она помогала мне и словом и делом, и продолжает это делать. Мы не были зажиточной семьей, у меня не было такого, что я получал все, что захотел.

- А вы в детстве мечтали стать футболистом или грезили другой профессией?

- Вы знаете, в детстве было столько всего, были различные желания, о долгосрочной перспективе не думали. Мысли о том, что можно профессионально заниматься спортом и зарабатывать на этом хорошие деньги, даже не проскальзывали. Так что желания были самыми разными. Что касается спорта, и именно футбола, то мне он нравился и нравится по сей день. Вы знаете, жизнь спортсмена не может быть однообразной, каждый день отличается от предыдущего и заполнен различными интересными событиями. Так что я точно не пожалел, что стал профессиональным футболистом.

- В те времена у нас не было компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, даже такого количества телеканалов в мультфильмами, как сейчас. Поэтому все время мы проводили на улицах, играя в различные игры или занимаясь разными видами спорта. Сегодня молодежь и дети предпочитают иначе проводить свое свободное время. Неужели причина только в компьютерах?

- Я не могу сказать, что это какая-то одна «болячка», на то есть целый комплекс причин, жизненных обстоятельств. Конечно, имеет место и увлечение компьютерами, которое распространено не только среди детей, но и некоторых их родителей. Кроме того, стало меньше контактов среди людей, кстати, этому поспособствовал еще и коронавирус со своей «удаленкой». Люди уже с трудом понимают, как встретиться, о чем поговорить. Среди молодежи это особенно выражено. Сами посмотрите. Они выходят из школы и сразу в телефоны. Подобное в последнее время все чаще проскальзывает и у взрослых, которые не желают никуда ходить, не делают куда-либо водить детей, считая это абсолютно ненужным действием. Все это тоже способствует тому, что пропадает интерес к спорту или другим занятиям.

- Но давайте вернемся к вам и вашему увлечению футболом. Как получилось, что вы в итоге стали профессиональным футболистом?

- Я не могу сказать, что был прям одаренным футболистом. В моей группе были ребята помощнее, поперспективнее. Просто получилось так, что в возрасте 15-16 лет в моей жизни произошел переломный этап. Мне хотелось себе и всем что-то доказать. Я на каждой тренировке выкладывался по полной программе, и этого же требовал от своих партнеров. И я «давил» в этом направлении. Я заметил прогресс и решил дальше это развивать. Тогда меня и начали привлекать в различного возраста юношеские сборные, затем я прошел все циклы в молодежной сборной Латвии. На тот момент тренером этой сборной был Александр Петрович Старков, который впоследствии стал главным наставником взрослой сборной Латвии по футболу. Взрослую карьеру я начал в родном Даугавпилсе, в «Dinaburg», а потом уехал в Россию, где за несколько лет поиграл в нескольких клубах.

Через несколько лет Старков отправил своего помощника Игоря Клесова ко мне в Астрахань, где я играл за местный клуб в Первой лиге, смотреть меня как кандидата в сборную Латвии. На тот момент я уже был во взрослом футбольном возрасте, то есть уже не новичок, мне на тот момент исполнилось 28 лет. Но было одно условие — закончить этот российский вояж и вернуться в Латвию, играть в «Skonto». По деньгам я, может быть, и проигрывал, но зато я вернулся домой, да еще и в сборную своей страны. Эти два фактора и сыграли в пользу футбола, а не в пользу денег.

- Вы всю карьеру играли на позиции защитника. Почему?

- Это был тренерский выбор, но и не стоит исключать твою ментальность. Я не был индивидуалистом, который требовал, мол, дай мне мяч, я пойду и забью. Я всегда играл за команду и командой, мне всегда хотелось защитить команду. Каким ты будешь: правым центральным или левым центральным, тут уже все зависит от твоей физиологии, то есть кто ты: левша или правша, правда, когда ты в сборной, ты играешь иже с двух ног на одном уровне. Сейчас, например, мне без разницы, какой ногой играть.

- У вас два сына. Вы из них тоже делали футболистов или все же дали свободу выбора?

- Со старшим было без вариантов. Я был молод, и мне хотелось, чтобы сын пошел по моим стопам. И знаете, в этом случае все сложилось отлично. Ему действительно нравился футбол, он с удовольствием играл, ездил в различные страны на соревнования. Он сам принял решение закончить с тренировками в средней школе, когда пошли сложные экзамены. Времени уже просто не оставалось, нужно было делать выбор. Он пришел ко мне и сказал, что не является лидером, и ему лучше больше времени уделить учебе. Конечно, я поддержал его в этом решении. При этом он сказал, что не жалеет о том, что я привел его в футбол, говорил мне слова благодарности. С младшим сыном все было немного иначе. Я его тоже привел в футбол. Он около года отходил, но он чуть другого характера. Он точно индивидуалист, ярко выраженный. Он сам высказался, мол, папа не веди меня больше на футбол. Мне тогда уже позволяла жизненная мудрость не настаивать, не заставлять. В итоге он стал заниматься плаванием, и до сих пор уделяет все свое внимание именно этому виду спорта. И я горжусь им.

- А о чем вы мечтаете?

- Я, пожалуй, продолжу футбольную тему, я хочу видеть развитие футбола в родном для меня Даугавпилсе. Я хочу, чтобы этот вид спорта не влияла бы политика. Я хочу, чтобы футбольная общественность и наша городская власть пришла бы к единому знаменателю, чтобы сделать такое ядро сильное, где мы могли заявить всей Латвии, что у нас сформирован крутой футбольный центр с детской насыщенностью в то же время с отличной инфраструктурой, где есть и стадионы с искусственным покрытием, и с натуральным. Я хотел бы убрать все предрассудки. И тогда, поверьте, у нас будут отличные результаты!

- Спасибо за беседу.