„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 19. aprīlis
Piektdiena
Fanija, Vēsma
+5.8 °C
apmācies

Арвид Баршевский: «Эксперименты в сфере образования до добра не доведут»

Publicitātes bildes

Глядя сегодня на бастующую Францию, на полыхающие в огне кучи мусора в Париже, на не шуточное противостояние французов правоохранительным органам, понимаешь, что латвийцы к таким протестам точно не готовы. Жители страны, речь в данном случае идет об учителях и медиках, все еще надеются решить насущные проблемы мирным путем: выходя на митинги, пикеты и иногда объявляя о забастовках.

Как известно, Латвийский профсоюз работников образования и науки заявил о проведении в конце апреля трехдневной забастовки. Но по сравнению с французами, которые не согласны с повышением пенсионного возраста, забастовка по-латвийски – это практически ничто. И соответственно возникает вопрос, а не изжила ли себя такая форма протеста в Латвии? Является ли она эффективной при отстаивании своих гражданских прав? Можно ли надеяться на результат, если сами организаторы акций протеста, отменяют их, поверив в какие-то обещания? На эту тему сегодня мы рассуждаем с академиком, профессором, проректором Даугавпилсского университета по научной работе Арвидом Баршевским.

………………………………………..

О забастовке учителей

- Вопрос о забастовке как эффективной мере протестов в Латвии достаточно сложный, - говорит Арвид Баршевский. – Во всем мире, в том числе и в Западной Европе, традиция забастовок очень сильна. И они действительно эффективны, потому что политики не любят таких громких скандалов и изначально стараются с профсоюзами договориться. И если уже не получается, то тогда происходит то, за чем мы сегодня наблюдаем во Франции и не только. У нас же все по-другому. Мы очень терпеливый народ. Поэтому мы так редко бастуем. Нас бьют по одной щеке, мы тут же подставляем другую.

Что касается учителей, то я за то, чтобы труд педагогов оплачивался бы достойно. Это непростая работа, в том числе и с эмоциональной точки зрения. Тем более, что уже 30 лет труд педагога по большому счету никогда не был оценен по достоинству.

В любом случае, когда возникают такие ситуации, в частности забастовка, нужно искать компромисс. Но для этого должно быть желание.

- Но готово ли сегодня пойти на компромисс с учителями Министерство образования?

- Время покажет. Так же, как и французское правительство, скорее всего, не готово, и сегодня акции протеста во Франции продолжаются. Но во что это может обернуться… Трудно сказать.

Видите, проблема сферы образования не в том, будет акция протеста или нет. Дело в том, что латвийские профсоюзы работников сферы образования, раздроблены. У многих школ, ВУЗов созданы свои профсоюзы. И не замечать этого нельзя. Потому что как такового единого сильного профсоюза работников образования в Латвии нет. То, что делает Инга Ванага, она молодец. Но она представляет не всю систему образования страны. И это для протестного движения плохо.

- Поддержка учителей другими отраслевыми профсоюзами, о чем это может говорить?

- А это уже будет другой разговор. И правительству так или иначе придется искать компромисс и, вероятно, выполнять данные когда-то обещания.

………………………………………………..

Образованные люди нынче не нужны?

- Престиж профессии «учитель» из года в год падает. А ведь, в большей степени, именно от педагога зависит, какие возможности откроет жизнь для того или иного человека….

- Я с этим согласен. Я в ужасе от того, что сделано с престижем профессии «учитель», в том числе и на государственном уровне. Да и само общество в этом сыграло не последнюю роль. А в что результате? Учителей не хватает. И не хватает по всей Латвии. Я вам больше скажу, нет большого и количества студентов, которые хотели бы стать учителями. А многие из тех, кто получает этот диплом, в школы не идут работать, отдавая предпочтение госструктурам, коммерческим компаниям. Кто в этом виноват, учитель? Нет. Ведь каждый ищет для себя лучшее место, лучшую зарплату, лучшие условия труда. И поэтому сегодня многие латвийские школы держатся на учителях-фанатах, для которых их профессия является призванием.

А если мы вспомним о новом содержании образования в школах, так называемое образование компетенций, то здесь вообще беда. Нет даже элементарного – учебников. Знаете, как сейчас работает учитель? Вот сегодня задание с 10 страницы. Второе задание будет на 59 странице и так далее. Нет больше четкой системы. Сейчас мы наблюдаем хаос.

- Как Вы считаете, почему государство так относится к системе образования и, в частности к педагогам? В чем их вина?

- Конечно, этот вопрос лучше адресовать политикам. Лично у меня однозначного ответа нет. Сфера образования постоянно реформируется. Причем кидают ее от одной крайности к другой. А это все влияет на престиж профессии. Я считаю, что все эти эксперименты до добра не доведут, поскольку я не вижу в этом развития. И здесь мы, наверное, можем говорить о теориях заговора. Для того строя, который сейчас формируется в мире, образованные люди не очень-то и нужны. Тем более, что многие процессы сейчас заменяет искусственный интеллект. Да и менее образованными людьми легче манипулировать, легче управлять.

- Как Вы в целом оцениваете уровень образования дня сегодняшнего?

- Ничего утешительного поэтому поводу сказать не могу. В школах уровень образования падает, но не по вине учителей. Они, как и прежде, работают максимально добросовестно и ответственно. Но то, что наших детей перевели на компетентностный подход в школьном образовании. Это огромный урон для всей нашей системы образования. И, хотя сегодня это не столь очевидно, но через 5-10 лет мы к такому выводу придем, и у нас будет новая реформа.

…………………………………..

Даугавпилсский университет просто так не сдастся

- Это все звучит как-то грустно и не прибавляет уверенности. Но не только школы наше Минобразования замучило реформами. Не оставляет оно в покое и университеты. В частности, Даугавпилсский университет, который предлагается присоединить к Латвийскому университету. Правда, в настоящее время вопрос поставлен на «паузу». С чем это связано? Передумали присоединять?

- Слава Богу, что среди политиков оказались достаточно трезво думающие, люди, которые считают, что оставить второй город по величине в Латвии без университета, все равно, что подписать приговор самому городу. Ведь именно университет притягивает молодых людей, многие из которых в последствие остаются здесь. Строят свои семьи, рожают и воспитывают своих детей, создают свой бизнес и так далее. Повторюсь, я рад, что мы нашли поддержку в Сейме, причем в лице партии, которая представлена в правительственной коалиции, я говорю об «Объединенном списке».

В данной ситуации переговоры продолжаются и с министерством, и политиками. И буквально недавно министр образования Анда Чакша выступила с предложением о создании рабочей группы, в состав которой войдут и специалисты, и политики, и представители университета. И поверьте, вести себя на этих заседаниях пассивно никто из нас не будет. И очень надеюсь, что оптимальный вариант будет найден. Наше мнение: Даугавпилсский университет может работать в Латвии самостоятельно. Так что будем идти именно к этой цели!