„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 26. decembris
Ceturtdiena
Dainuvīte, Gija, Megija
+5.5 °C
apmācies

Солошниеки Резекненского края

Valentīns Lukaševičs

Человек живет в большей или меньшей общине. Есть семья, родственники, друзья, коллеги, соседи и т. д. На селе - односельчане. Эта общность ощущается даже тогда, если от одного дома другого даже не видно и от одного конца деревни до другого пару километров. Деревня - вот в чем особенность Латгалии! - остается деревней даже если становится подворьем.

Говоря о Латгалии, нужно говорить деревня. В других местах Латвии были поселки. Помните "Пареньки села Замшелого" Андрея Упитиса. Одна главная дорога, по обеим сторонам дома недалеко друг от друга. Села - это уже продукт советского времени1 - с конторой в центре и хотя бы парой многоквартирных домов.

Но главное не дома, главное - люди. Если нет людей, через какое-то время рушатся и дома.

В Солошниках (так это населенное место называют латгальцы) 13 мая 1893 года родился Петерис Шадурский. Обычно в энциклопедиях указывают этот год и дату, но я слышал от родственников этого человека, что это не совсем точные данные. Неправильно указывают и его родителей, правильно - отец Август (умер в возрасте 83 лет в 1923 году), мать Агата (ур. Зачс, умерла в возрасте 48 лет в 1895 году).2

Петерис Шадурский учился в Петербурге, воевал в разных армиях и фронтах, был политиком, публицистом, чиновником. С 1924 до 1940 года - член правления, в последние годы директором Ипотечного банка. По сути был одним из наиболее влиятельных, значимых латгальцев в межвоенный период.

По его желанию в Солошниках рядом с родовым домом был построен новый - с высокими потолками, большими окнами, основательной печью и т.д. Это был один из самых роскошных, современных сельских домов в тогдашней Латгалии. В нем жили его братья Езупс,3 Мейкульс,4 Тадэуш5 и сестра Леня, все неженатые. Этот дом своим простором, пригожестью удивляет и сегодня, особенно прекрасное крыльцо.6

В старом доме разместилась Солошникская основная школа. 10 мая 1935 года сюда приехал и встречался со школьниками7 писатель Янис Яунсудрабиньш. Он пробыл здесь пару недель - ловил в озере рыбу,8 писал, общался. Так было и в 1936 и в 1937 годах.

В 1935 году в семье Яниса Яунсудрабиньша назрел конфликт, он ушел от жены и жил у родственников и друзей. В Солошники он приезжал в гости к учительнице Милде Озоле, с которой у Яниса Яунсудрабиньша развились романтические отношения. Более подробно об этом писали Луция Кюзане и Имант Пийолс.

С Милдой Озолой Янис Яунсудрабиньш познакомился в Гостинях, где она работала до Солошников. Яниса Яунсудрабиньша привлек характер этой женщины и таланты - тоже литературные.

Милда Озола родилась в Ридельском поместье в семье прислуги. В годы Первой мировой войны была в эвакуации в России, там окончила Казанский университет. В 1921 году вернулась в Латвию, работала канцелярским сотрудником в Даугавпилсском округе, затем учительницей в Малинове, Ванагах, Гостинях, Солошниках.

Здание Солошникской основной школы было на 2 конца - на одной стороне учились латышские дети, на другой - русские. Комнаты для учителей были в новом доме Шадурских. Там жила Милда Озола и вторая учительница - София Розеншильда-Паулина.

В Зальмуйже один за другим жили два помещика Модесты, которых обычно путали. Тот, с которым боролся Питерс Миглиникс, был Модест Николаевич Розеншильд-Паулинс (1833-1886). После его смерти в Зальмуйже жил его сын - тоже Модест. Модест Модестович был 4-м и последним владельцем Зальмуйжи из этой династии, большевики застрелили его в Пскове в 1920 году. У него было 6 дочерей, которые потом жили в Латвии. Насколько можно понять, София была одной из этих дочерей. Хорошая учительница, работала во многих русских школах Латгалии, похоронена на Илзескалнском православном кладбище (Кульневас).

Почему Янис Яунсудрабиньш не женился на Милде Озоле - версий много, сложно сказать...

Милда Озола стала директором Рижской 27-й основной школы, в годы гитлеровской оккупации была репрессированна, после войны вышла замуж за Боброва, была директором Ильгюциемской средней школы. Преподавала историю, ее учениками были Зигмунд Скуиньш и Раймонд Паулс, которые отмечали ее в своих интервью. Раймонд Паулс даже упомянул, что именно директор Милда на одном из школьных мероприятий побудила его сыграть на рояле перед публикой - на своем примере показав, как это делается.

Редко кто даже среди латышских филогогов знает поэта, писателя, драматурга Онтона Зачеста (он же Зачс). Известно, что он родился в декабре 1899 года в деревне Солошники, его отца звали Донат. Подростком работал на случайных работах в больших и малых городах, с 1919 до 1927 года служил в Красной армии. С 1930 до 1933 года учился в Московском Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада (учебное заведение Коминтерна), за время этой учебы полтора года преподавал латгяльский язык студентам из Латгалии, учившимся в этом вузе. Был одним из латгальской секции "Прометей", одним из основателей журнала "Ceiņas Karūgs" (1933-1937, Москва; вышло 25 номеров). Изидор Кукойс, Йуоньс Кейранс, Альбина Межуле, Питерс Липиньш, Онтонс Зачестс - наиболее известные латгальские лиретаторы, жившие и работавшие в 20-30-х годах в Советском Союзе. Не знаю, удалось ли Онтону Зачестсу выбраться из репрессий 1937-1938 годов.

Сейчас в Солошниках осталось 3 дома, где люди живут постоянно, и еще в 4 люди приезжают нерегулярно.

Озера Солошнику, Солошу, Солою (об этом говорит само название!) имеют острова.

Солойс на севере от Андрупене, Солошу - по дороге в Ленджи и Солошу в Лаудерской волости - эти озера радуют туристов по сей день, о них писали в туристических буклетах еще в 20-х годах 20-го века. Не отстает и от трех выше упомянутых озеро Солошнику - между Пилцене и Шкиербиники.

На озере Солошниеку 4 острова, общая площадь которых составляет 1 га (площади зеркальной поверхности озера - 81,2 га). Из названия озера Солошнику и появилось название одной из деревень, расположенной на его берегу. Бывает иногда сложно понять, дало ли название реки или озеро обозначение населенному месту или наоборот (это реже, но случается., но в случае с Солошниками можно смело утверждать - сначала было название озера, потом так назвали деревню (обратный вариант кажется нелогичным).

В начале осени, когда уровень воды в озере максимально падает, где-то посередине между двумя островами побольше иногда можно увидеть поверхность огромного камня. Есть поверье, что люди видели сидящую на нем русалку.

В 3-й главе 6-й части 2-й книги исторической трилогии Онтона Рупайниса "Māra mostas" ("Мара пробуждается") написано, что Питерс Миглиникс (1850-1883) и Густав Мантейфельс (1832 - 1916) встречались на озере Солошнику.

Питерс Миглиникс работал экономом в Зальмуйже, приемная дочь Модеста Николаевича Соня сказала, что нужно ехать рыбачить на озеро Солошнику, где сейчас рыбачит приехавший в отпуск Густав Мантейфельс. В романе упомянуто, что озеро принадлежит Дрицанскому поместью, но лодку у озера разрешалось держать и Зальмуйже, Посреди озера встретились две выдающиеся личности и их сопровождающие, все высадились на острове и барон приготовил уху из только что пойманной плотвы и окуней. Барон угостил всех змеиной настойкой, о которой Питерс Миглиникс (которого Густав Мантейфельс называл Пушкиным Инфлянтии) сказал, если культура опускается до изысканного сладострастия, то начинается ее упадок. У Питерса есть идеи издавать латгальские книги и латгальскую газету, но Густав объяснил реальную ситуацию и тот понял, что его мечтам не суждено сбыться. Этот эпизод весьма символичен, сложно сказать, было ли в его основе реальное событие.

 

 

1. Стоит отметить, что так однозначно и категорично, как я пишу, не было. В 1929 году Вилис Плудонис опубликовал стихотворение под названием "Мне нравятся эти латвийские поселки" ("Man tīk šie latvju ciemati"). Поселки древних латышей воспевает Александр Грин в опубликованном в 1937 году стихотворении "Zemgaļu kaujas dziesma" и Карлис Зариньш в романе "Kaugurieši", археологи в то время писали о латгальских поселках возле Ерсики и др. Сейчас во многих местах Латвии строят эко и торговые поселки. Именно слово поселок ярко связывает прошедшие времена с современностью.

2. Похоронены на Солошникском кладбище. Здесь, недалеко от сделанного в стиле так называемых редемптористов, покоятся родители матери режиссера Тейво Тулио Онтон и Иева Гаршанти.

3. Езупс меньше занимался крестьянскими работами. Подметал и топил школу, выращивал капусту и огурцы, зимой шил шубы.

4. Был отправлен на русско-японскую войну. Очень богобоязненный, в боях всегда молился Богу. Несколько шинелей в клочья разорваны, а на нем ни царапины. Возле Портартуры попал в плен, отправлен в Нагасаки. Там был голод, ели котов. После плена вернулся домой. Из Японии привез сестре невестку, а дома еще долго хранился его меч.

5. Тадэуша родственники вспоминали, как очень хорошего человека. У него были усы, которые больше всего запомнились.

6. Его можно увидеть на обложке моего изданного в 2011 году "Латгальско-латышского словаря".

7. Вошел в класс и угощал конфетами - так вспоминал Петерис Зачс (1928–2014).

8. До сих пор сохранилась печь для хлеба, возле которой он чистил пойманных в озере окуней. На берегу озера есть камень, на котором он сидел и глядел на поплавок.