6 октября в малом зале Даугавпилсского театра состоялась премьера спектакля "Перемирие" по пьесе Алексея Куралеха. Пьеса была написана в 2017 году. На написание пьесы Алексея Куралеха, драматурга из Донецка, вдохновили реальные события, когда в 2014 году во время перемирия солдаты обеих сторон ремонтировали крыши домов, пострадавших от боевых действий. В апреле 2022 года в Даугавпилсском театре была организована читка-перформанс по этой пьесе как размышление о войне и расколе, который она вызвала в самом обществе. Актуальность пьесы, резонанс читки у зрителей, желание говорить о способности и необходимости сохранения человечности стали причинами для полноценной постановки спектакля в этом сезоне.
Пьеса очень эмоционально насыщена. Герои пьесы - непримиримые враги, люди, воюющие на противоположных сторонах, которым за семь дней перемирия нужно восстановить разрушенный войной дом, в котором живет другая героиня истории - Мария. Каждый герой несет в себе боль утраченного на войне и убежденность в правоте того, за что он борется. Но для того, чтобы выполнить свой долг и восстановить разрушенное, им придется увидеть в своем враге человека.
Перед премьерой репортеры газеты "Латгалес Лайкс" встретились с актером и режиссером Даугавпилсского театра Марисом Корсиетисом.
- Расскажите, пожалуйста, о себе, своем детстве и своих детских мечтах.
- Я родом из Виесите Екабпилсского района. До 12-го класса учился в Виеситской средней школе. В прошлом году произошло интересное совпадение, в декабре я поставил первый детский спектакль, который шел на латгальском языке. По большому счету, это мировая премьера. На латгальском языке детских спектаклей еще не было. А связь следующая... Когда я учился в средней школе в Виесите, моя мама была руководителем детского драматического кружка. И она заставила меня играть Спридитиса. Так что моей первой ролью был Спридитис, и так совпало, что впоследствии я поставил Спридитиса на латгальском языке. Ну, а когда я закончил 12 классов, то решил податься в спортсмены, мне нравился волейбол. Сначала я поехал в Ригу, поступил, но платно. Подумал, буду поступать в Даугавпилсе, может, на бюджет попаду. Приехал, подал документы на спортсменов. Здесь некоторое время уже жил мой брат. Я встретил однокурсника брата, мы уже были знакомы, и он подал документы сразу в актеры. Он сказал: "Так поступай на актеров". Я подумал, что если не попаду в одно место, то поступлю в другое. В итоге, перед самыми вступительными экзаменами, я порвал кожу на половине стопы, прыгая с мостка в озеро. Ну, и около трех километров надо бежать..., и фактически получается, как я смеюсь, это был перст Божий. В актеры я поступал на одной ноге.
Бывший директор Даугавпилсского театра Инесе Лайзане обратилась к Марису Корсиетису с предложением поставить детский спектакль. "Конечно, сначала я был в шоке, почему мне это предлагают, почему не другому сокурснику, но я сказал, что попробую", - рассказывает актер. "С первым спектаклем было очень сложно, ведь получается, что надо начинать командовать своими однокурсниками. Режиссер должен взять на себя ответственность за спектакль. Кроме того, в спектакле участвовала актриса, которая работает в театре гораздо дольше нас. Она была моим преподавателем по сценической речи, и вдруг я должен начать говорить ей что делать. На первом спектакле я как-то "переломил себя". Сейчас уже поставлено восемь или девять детских спектаклей, а "Перемирие" будет четвертым взрослым спектаклем. Два я поставил в одиночку и два с нашим режиссером Олегом Шапошниковым».
- Сколько времени Вы уделяете театру, остается ли у свободное время на свои увлечения?
- Лето я провожу в Ликсне, в частном доме. Когда появляется первое солнышко и начинают цвести одуванчики, тогда я туда уезжаю, и, кстати, в этом году сентябрь был тоже теплым. Обычно я с семьей переезжаю в город в августе. В этом году семья переехала из-за учебы, но я хотел остаться. Иногда, когда есть только утренняя репетиция, есть возможность что-то поделать. Работая, кося траву, делая что-то, я отдыхаю. Потому что здесь мы больше работаем умственно, хотя, конечно, спектакли бывают разные. Сельская местность - это моя тихая гавань, хобби и место, где черпаю силы, хотя в детстве, живя в частном доме, утверждал, что в будущем не буду иметь собственного дома, потому что очень много времени приходится тратить на физическую работу, огород, домашних животных. В доме детства были кролики, приходилось косить траву, пропалывать огород. Однако прошло 10 лет, и меня потянуло обратно к земле. Тогда я купил дом.
- Поддерживает ли Вас семья, часто ли они приходят на спектакли?
- Да, да! Когда были первые спектакли, у меня еще не было детей. Когда мы ставили трилогию "Три поросенка", моей дочери было около трех лет. Я брал ее с собой на репетицию, сажал, и она смотрела. Я не смотрел на то, что делают актеры, я смотрел на свою дочь, и когда она начинала смотреть по сторонам, на лампы или еще куда-то, я сразу отмечал для себя, что в этом месте что-то неинтересно и надо что-то менять. Сейчас у меня две дочери, Эльза и Анце, и жена, Эвия. У дочерей разница в возрасте пять лет. Старшей дочери уже не интересны детские спектакли, поэтому я приглашаю младшую. И сразу смотришь, в каком моменте она отворачивается, и понимаешь, что тут надо что-то менять. Моя жена приходит на все спектакли. Где позволяет возраст, приходит и старшая дочь. Этот спектакль "Перемирие" - с шестнадцати лет, потому что там есть нецензурная лексика. Хотя я думаю, что все они слышат ее на улице.
- Как Вы подходите к выбору пьесы?
- Об этой пьесе.... Вадим Богданов, актер Даугавпилсского театра, который также участвует в этом спектакле. Он проводил читку этой пьесы в театре. Роли были распределены, и они просто читали. Я сходил на читку, он мне очень понравился, но я как-то не думал об этом. Потом в июле мне позвонил режиссер Олег Шапошников и спросил, хочу ли я взять именно эту пьесу. Я не сразу ответил, надо было еще раз прочитать, и согласился. Сложным для меня было то, что во многих местах нужно было спрашивать, что означает это слово, потому что, когда я приехал в Даугавпилс, я не говорил по-русски. Мне было очень трудно. Я понимал, но говорить - не говорил. Как я говорю, я ввел в Даугавпилсе магазины самообслуживания, потому что, когда я приехал, больших магазинов еще не существовало в 99-м году. Я зашел в магазин, чтобы купить сметану, а продавец не поняла... В итоге это был маленький магазинчик с прилавком, где я сам взял все, что мне нужно: масло, сметану, а потом обошел вокруг и заплатил. Поэтому, конечно, мне легче ставить спектакли на латышском или на латгальском, потому что, когда я приехал в Даугавпилс, я выучил и латгальский, и русский, но все равно есть какие-то специфические слова, особенно в этом спектакле с армейской темой. А вот, например, о пьесе "Жизнь на дверце холодильника"... Я выбрал эту пьесу, потому что моя дочь прочитала книгу, сидит и плачет. Я спросил ее, что случилось, она сказала, что книга такая. Позже вижу, что жена тоже всхлипывает, читает книгу. Подумал: что тут происходит, дай-ка я почитаю. Мужчины обычно не показывают слез, но, честно говоря, я тоже плакал, пока читал...
С самого первого спектакля, который я поставил, я работал в тандеме с Эгилсом Вилюмовым, тоже актером. Он всегда был моим сценографом и художником по костюмам. Мы настолько хорошо знаем друг друга, что я ему доверяю. Он предлагает показать эскизы костюмов, но я знаю, что могу даже не смотреть, потому что он знает, как все должно выглядеть. Это доверие очень важно".
- Эта пьеса очень эмоционально сложная.
- Да, я могу сказать, что она отчасти о человечности, что реальность такова, что никто не хочет воевать, никто, но сейчас украинцы хотят защищать свою родину... Герои пьесы приходят в дом во время семидневного перемирия. Да, вначале они ссорятся, но потом каждый из них открывается. Каждый из них произносит монолог о том, что с ним произошло на этой войне, и вдруг они садятся вместе, празднуют День рождения и остаются человечными, хотя знают, что на восьмой день они снова будут стрелять друг в друга. Эти семь дней показывают, что они люди, у них есть чувства. Ключевые фразы пьесы звучат, когда один из персонажей задает вопрос: "Когда будет? Что? Перемирие. И ему отвечают... перемирия не будет, заключат первое перемирие, заключат второе перемирие, заключат третье... перемирия не будет, потому что человек, почувствовавший кровь, становится зверем, и это не изменится. Я поместил этот текст в конце. После просмотра одной репетиции ко мне подошел один из сотрудников и сказал, что после первого монолога ему хотелось уйти, потому что монолог был настолько сильным. Рассказываются ужасы войны, и ты боишься, выдержишь ли дальше, потому что, например, на генеральной репетиции я видел, что в первом монологе он уже начинали плакать.
В ролях: Мирослав Блакунов, Вадим Богданов, Маргерс Эглинскис, Виктор Янцевич, Ванда Гибовска. Художник-постановщик и художник по костюмам - Эгилс Вилюмовс, художник по свету - Сергей Васильев.
Билеты: в кассе Даугавпилсского театра (654 26520), в кассах "Biļešu paradīze" и в интернете www.bilesuparadize.lv.