„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 28. aprīlis
Svētdiena
Gundega, Terēze
+17.9 °C
nedaudz mākoņains

В Цибулевке живут душевные люди

Anatolijs Krilovs

Поселок Цибулевка в Таборской волости Аугшдаугавского края, расположено ровно в 4 км от Даугавпилса, если ехать от него по левобережью Даугавы в сторону Краславы. Не выделяющийся особыми размерами (всего несколько домов), этот населенный пункт отмечен проживающими в нем людьми – общительными, доброжелательными и предельно откровенными. Помимо этого есть все же в поселке некая инфраструктура и даже своя славная и не очень история, о которой поведали герои этого материала.

Была племенная станция

В Цибулевке стоит всего лишь один многоквартирный жилой дом с печным, точнее, котловым отоплением, в котором 18 квартир. Кстати, в трехэтажке свободного жилья нет. Контингент обитателей разный, от старожилов в преклонном возрасте, до молодых семей, и даже обосновался в этом доме бывший рижанин, переселившийся из столицы Латвии в глубинку нашего края. К сожалению, узнать у этого человека о причине столь радикальной смены места жительства не удалось. Может устал от шумной Риги и нашел уединение в Цибулевке? Есть в ней также несколько частных домов, отнюдь не заброшенных, а, наоборот, заботливо украшенных хозяевами клумбами с цветами, декоративными кустарниками и разными композициями из камня и дерева.

Цибулевка знаменита тем, что в советские времена в ней располагалась одна из 8 имеющихся в Латвии государственных племенных станций по забору семени у быков, коих насчитывалось около 60 голов. Животных обслуживали порядка полусотни человек. В том числе 79-летняя Раиса Савельевна Иванова: «Это был очень опасный труд. Надо было залезать под быка весом в тонну и выполнять необходимые операции. Как он себя поведет – не знаешь, в любое время рискуя быть покалеченной или убитой насмерть. Кстати, такие случаи были, в том числе с летальными исходами».

В Латвии Раиса с 1975 года, до этого она с мужем жила в Белоруссии в местечке Перебродье. Супруг Феофентий работал трактористом, а его молодая спутница жизни дояркой и телятницей. В 1965 году у них родился сын Александр, спустя год – Леонид. «Мы жили с родителями мужа, но вместе нам было тесно, неудобно, да и сложно в отношениях. Поэтому решили искать собственное жилье, для этого подались в Латвию. Сначала мы жили в поселке Садники – 4 года, позже переехали в Цибулевку», - рассказывает Раиса.

В 2014 году ее муж умер. За 35 лет общего стажа, белорусского – 15 и латвийского – 20 Раиса получает пенсию в размере всего 280 евро: «Хотя ее и индексируют, но денег не хватает. Машина дров стоит 300 евро, а надо три, то есть надо заплатить почти тысячу. А лекарства, а лечение? Приходится экономить на всем. Но живу, с голода не помираю, голая не хожу – обута и одета. Много ли мне надо?»

С детьми женщины случилась беда. Младший Леонид, заработав серьезную травму, сейчас получает пособие по инвалидности. Старший Александр некоторое время работал дальнобойщиком, но тоже потерял здоровье, которое, к сожалению, доктора, переадресовывая пациента от одного специалиста к другому, поправить не могут. Оба сына женаты, всего у Раисы Савельевны 5 внуков и столько же правнуков. Например, старшая внучка Екатерина, дочь Александра, живет и работает на Кипре, у нее есть дочь.

Тут была тюрьма

Со шлангом на улице возился Иван Лазарев, которому 71 год: «Что нам надо? Не так уж много! Мира и спокойствия на земле, чтобы не было войн, и без того потрясений хватает». Иван, как и его вышеупомянутая соседка, приехал в Латвию из Белоруссии, когда ему было 12 лет. Таким образом, в Цибулевке мужчина без малого 60 лет. В течение почти 28 лет он развозил хлеб по торговым точкам и прочим учреждения Даугавпилса и района, работал в других местах. Общий трудовой стаж – 47 лет. Супруга Евгения трудилась парикмахером, в полиции и в волости. Сын живет в Норвегии, а дочь – в Латвии.

Иван Васильевич, что почти всегда вызывает у людей ассоциации с известным фильмом и улыбку, рассказал, оказывается, в Цибулевке во времена 2-ой Мировой войны была расположена тюрьма для политических заключенных: «На месте, где когда-то стоял старый дом, в котором мы поначалу жили, находилась тюремная баня. Рассказывали, что во время войны, когда советские войска подходили к Даугавпилса, из этого спецучреждения сбежали трое узников и переплыли Даугаву». Иван добавил, что однажды в Цибулевку привезли старушку, которая рассказала жителям поселка о том, как она пребывала в этом остроге и за что была в него помещена. Осужденных развозили на работы к зажиточным хозяевам округи.

Через холод и голод

Станислав Самсонович - самый старый житель Цибулевки, ему 88 лет. В поселке он с 1975 года. До этого семья жила в местечке Малютки, что рядом с Юдовкой.

Пенсионер, несмотря на преклонный возраст, лихо рулит на своем авто, совершая вояжи на городской рынок и в костел. Станислав прожил очень трудную, наполненную разными событиями жизнь. Родился он на хуторе Дедино Миорского района Витебской области. Отец был кузнецом, а мама воспитывала ребятишек, коих было аж 7: 4 брата и 3 сестры. Три брата уже умерли, две сестры – тоже, остались в живых лишь Алина, которая находится в Елгаве, да герой этого материала.

«Как я попал в Латвию? После войны в Белоруссии был страшный голод и разруха. Жить было невозможно. Ели жмых и мякину, щавель и картофельные очистки считались деликатесом. А если на поле находили картошку, то набивали ею карманы, а потом пекли на костре. В 13 лет я сбежал из дома и приехал в Латвию в Елгавский район на прополку свеклы», - повествует собеседник.

В 18 лет Станислава призвали в армию. Службу он проходил сначала в Финляндии, затем был переведен в Балтийск Калининградской области, откуда и демобилизовался. После этого снова приехал в Латвию. А потом подался в Сибирь, где жили родственники: «Там тогда люди могли заработать. Деньги мне нужны были, чтобы помочь маме. Жили мы тогда очень бедно, в доме вместо деревянных полов были глиняные. Я звал маму в Сибирь, но как она могла все бросить и ехать в неизвестные и чужие для нее края?».

В Сибири Станислав закончил школу механизации и стал шофером. Умел также слесарничать. В этом качестве и был направлен в Казахстан на целину: «Обещали много чего – золотые горы. А когда я туда приехал, то нормальной техники, чтобы на ней работать, не было. Но было интересно - прибывало много молодежи со всех концов СССР. Мы работали, не покладая рук».

Домой, на родину!

Однажды Станислав получил письмо, якобы от мамы, но позже выяснилось, что написали его соседи. Они сообщали, что живет она одна в большой нужде и болеет. Целиннику ничего не оставалось, как все бросить и отправиться в Белоруссию. А когда приехал, то увидел, что у мамы все в порядке.

На родине Станислав, которому на тот момент было 29 лет, на танцах встретил свою судьбу 19-летнюю Ядвигу. Она заканчивала 11 класс и одновременно работала в библиотеке. Молодые люди заключили брак, после чего Станислав привез супругу в Даугавпилс. Здесь она закончила пединститут, работала учителем, затем бухгалтером племенной станции, а позже главбухом. Тут же шофером трудился супруг Ядвиги Брониславовны. В 1994 году все развалилось и пришлось уйти на пенсию. Общий стаж Станислава составляет 60 лет: «На наши деньги жить можно, всего хватает. Мне, испытавшему на себе голод и холод, грех жаловаться».

У супругов, совместный стаж проживания которых приближается к бриллиантовому, двое сыновей – Александр и Анатолий. Старший живет вместе с родителями, у него 4 детей. Анатолий находился в России и работал пилотом самолета гражданской авиации. Но в 2008 году он погиб в авиакатастрофе. Без отца остались сын и дочь.

Поселок не исчез

Сейчас все жители дома озабочены предстоящим отопительным сезоном, посему проверяют и приводят в готовность системы отопления, котлы, дымоходы и трубы, ведь обслуживание и эксплуатация жилища полностью лежат на их плечах. Кстати, квартиры в этом доме стоят дорого – из-за близости к городу.

Молодая пара шла куда-то с собакой. Мужчина представился Игорем Паршиным, он живет недалеко от Цибулевки – в поселке Ласенберг, работает строителем. Его подруга, к которой Игорь приходит в гости, проживает в Цибулевке уже 6 лет, она домохозяйка. Обоим очень нравятся эти два населенных пункта, а Игорь городской жизни, тесной, шумной и суетливой, предпочитает комфортное для души бытие деревенское.

У пары пока нет детей, они еще проверяют свои чувства на прочность, но не исключают, что наследники вполне могут появиться, и даже не один.

Делаю экскурсию по поселку. В здании бывшего управления племенной станции кто-то живет, кругом красота и ухоженность, рядом теплицы и огород. Некогда сарай для сена быкам тоже не без вкуса обустроен и выглядит вполне эстетично. Правда, хлев разрушен и портит вид. Мои собеседники из трехэтажки пояснили, что один человек выкупил этот участок вместе с землей и теперь там хозяйничает.

Рядом вплотную к этой территории расположен современный ангар, который, как выяснилось, принадлежит предпринимателям, занимающимся зернопроизводством. Невдалеке виднелась вышка телефонной связи.

Словом, маленькая, но красивая и уютная Цибулевка не канула в Лету, исчезнув с географической карты, она хоть и не бурлит жизнью, тем не менее, существует и даже развивается. Вот и прекрасно!