За несколько лет своего существования Латгальская специальная экономическая зона проделала действительно колоссальную работу, дабы помочь экономическому развитию нашего региона. Однако дались такие результаты нелегко, учитывая и геополитическую ситуацию, и пандемию Covid-19, и ряд других факторов. Об этом нам рассказал председатель комиссии по надзору Латгальской специальной экономической зоны.
Латгальская специальная экономическая зона была создана Латгальским регионом планирования при поддержке уже бывшегоМинистерства охраны окружающей среды и регионального развития, а ныне Министерства умной администрации и регионального развития, и Министерства финансов в 2017 году. За эти семь лет сделать многое. По сути ЛСЭЗ стала одним из главных инструментов поддержки предпринимательской деятельности в Латгалии. Благодаря работе Специальной экономической зоны, а также заключенным ее представителями договорам, уже появилось несколько сотен новых рабочих мест в нашем регионе, и эта работа не останавливается.
На самом деле во наших регионах работают подобные организации, но для Латгальской СЕЗ сделаны исключения. Здесь бизнес не ограничен конкретной территорией для своих инвестиций и развития. Предприниматель сам выбирает место, главное, чтобы производство или компания по оказанию услуг находилась в Латгалии. Об этом и многом другом нам рассказал Янис Лачплесис, который с момента создания работает в данной структуре, применяя свои навыки и опыт на благо развития Латгалии.
- Янис Антонович, действительно ли у ЛСЭЗ есть определенные преимущества?
- На самом деле до момента создания этой организации, поддержка региона была недостаточной. Прямых финансирований и государственных проектов было явно недостаточно, а для того, чтобы Латгалия сократила отставание от других регионов страны, необходимо было принять меры, которые давали бы нам определенные преимущества. Латгальская СЭЗ, которая работает на территории всего региона, действительно дает эти преимущества. Предприятия, которые здесь работают и развиваются, могут получить значительную льготу. Многих интересует налог на прибыль предприятия. И в итоге, когда, выбирая дивиденды, любой предприниматель, инвестор, местный или иностранец, который развивается, все равно же хочет получить деньги обратно. Он может их получить под 6%. Это интересно.
Инструмент Латгальской СЭЗ не совсем работает на создание новых предприятий. Да, могут прийти крупные инвесторы для реализации крупных проектов, и это для них дополнительный весомый аргумент, и тут нужно понять, что этот аргумент — не единственный. Когда принимают решение, то предприниматель смотрит и на инфраструктуру, и какая есть рабочая сила, ее доступность и качество, на возможности обучения. То есть это все, что в городе создавали. Я сейчас говорю и о детских садах, и о доступных учебных заведениях, и о техникумах. Это все работает в комплексе. Кроме того, еще очень добавилась программа, в ходе которой самоуправления развивали специальные промышленные зоны и создавали различные объекты. В Даугавпилсе такой был построен, к сожалению, только один, но все равно он работает. Там сегодня размещается цех Axon Cable. Все в порядке, успешно работает. Помимо этих упомянутых аргументов, а также возможность получения льгот СЭЗ и привело сюда ряд крупных инвесторов, создавались и новые предприятия, например, как Pulsar Optics в Даугавпилсе.
- А как на счет реальных цифр?
- Возьмем предприятия, работающие в Латгалии, их оборот. Если в 2017 году, когда только начала работать СЭЗ, составлял 20 миллионов 30 тысяч, то в 2022 году оборот предприятий, работающих в СЭЗ, составил 227 миллионов 45 тысяч. Это примерно в десять раз больше. И это итоги деятельности за первые пять лет. Пришли новые предприятия, и они действительно растут. Теперь о работниках предприятий Латгальской СЭЗ. В 2017 году речь шла о 391 человеке, по последним данным на 2023 год там уже трудилось 2054 человека. И, наконец, о прибыли. В 2017 году прибыль предприятий составляла 2 миллиона 598 тысяч евро, 2022 год закончили с прибылью 55 192 492 евро. Вот вам и ответ на вопрос — на сколько эффективно работают наши предприятия.
И когда мы слушаем о новых программах правительства по поддержке экономики, мол, давайте отдавать приоритет предприятиям, которые работают эффективно, вот они у нас есть, но их мало.
- А что нужно сделать, чтобы их стало больше?
- Нужно улучшать все те факторы, о которых я говорю. Но сегодня добавилась еще одна проблема — геополитическая ситуация. Конечно же, война в Украине сказалось на сфере бизнеса, но сразу нужно отметить, что те предприятия, которые работают, они не остановились, они продолжают свои проекты развития. Да, сложнее теперь с приходом новых, но тогда нужно больше поддерживать своих. О каких проблемах мы чаще всего слышим от наших предпринимателей? Доступность финансов, кредитные ресурсы. Спасибо правительству и Сейму, приняли в этом году наше предложение о том, что инвестиции можно будет делать не только за свои деньги, кредиты, но и путем лизинговых операций.
- А чем отличаются в этом случае кредитные средства от лизинговых?
- Тем, что кредит дает банк и только банк. А банки для развития бизнеса в Латгалии не очень открыты. Получается, что кредитные средства могут получить предприятия, которым они в общем-то и не нужны. Или же если государственная финансовая институция Altum дает гарантии, берет на себя определенные риски. И вот тогда это получается дороже. И лизингом могут заниматься и другие компании, не банковские. И принятый закон существенно расширяет возможности привлечения инвестиций. Теперь посмотрим, каким будет результат. Но не воспользоваться этой возможностью я считаю неправильным.
- А от чего еще зависит наше развитие?
- От решений Европарламента. Мы уже говорили с некоторыми политиками, прежде всего, с Валдисом Домбровским, потому что есть список по классификации профессиональной деятельности, которую можно поддерживать Латгальской СЭЗ, а есть, которые нельзя. Например, недавно добавилось производство химической нити в последний год, которое принял Сейм, то есть теперь наше предприятие Nexis Fibers тоже сможет получать поддержку СЭЗ, если будут проводить инвестиции, если будут модернизировать свое предприятие, производство и развиваться. Это хорошо, но есть те предприятия, которые не могут претендовать на поддержку СЭЗ. В нашем регионе мы должны думать не только о больших компаниях, у нас проблема, и государство видит эту проблему, что есть серая экономика. И если бы по классификатору мы могли бы поддерживать других предпринимателей, например, такие как автосервисы. Надо же их модернизировать. Если бы они получали бы поддержку, они могли бы развиваться, а также выйти из серой зоны экономики, ведь чтобы получать налоговые льготы на прибыль, нужно эту прибыль получать. А если ты работаешь по-черному, ты не можешь ее получать. Государство было бы в выигрыше. Но сегодня по классификатору такие предприятия не проходят. И такие решения можно провести в Европарламенте, и тогда их можно будет применять и в Латвии.
- Мы пр-прежнему, я говорю о Латвии, являемся единым регионом для ЕС, хотя, как вы уже ни раз говорили, что нам было бы выгоднее разделить страну как минимум на два экономических региона, как это сделала Литва, чтобы получать больше средств из Фонда когезии. Как вам кажется, когда же мы пойдем на этот шаг?
- Если сейчас принять такое решение на местном, латвийском уровне, то Фонд Когезии сможет начать работать на регионы с 2031 года. Но если его не принимать, то демографическая ситуация будет катастрофичной. Она уже, во всяком случае в Латгалии, почти достигла этой точки. И, когда мы разработаем программу, хотелось бы видеть, какие результаты будут. Если решение будет принято, то хочется посмотреть, как это повлияет на количество населения, на количество рабочих мест, какие будут инвестиции. Но когда начинаешь смотреть в эту сторону, то ничего конкретного не видно. Если не остановить поток депопуляции, а его биологически уже не остановить, это сценарий может быть весьма печальным. Тут может помочь реэмиграция или же иммиграция. Сегодня активно идет строительство инфраструктуры на границе. Вот кто проводит работы? Сначала это была фирма из Екабпилса, теперь — рижане. Местных нет. Нынешнее экономическое разделение страны не работает, и это доказало время. И если сейчас принять это решение, то у нас хотя бы будет свет в конце тоннеля. Мы сможем готовиться к этому 2031 году, готовить проекты, необходимую документацию. Но если этого решения нет и не будет, то никаких других инструментов нет, то чего мы ожидаем? Правительство понимает сложности нашего региона, и комиссию создало такого уровня, чтобы рассмотреть вопросы развития, но если ресурсы в 100 раз меньше тех, которые необходимы, но нам особо не на что надеяться. Увы, но я не вижу другого варианта развития региона, чтобы сократить уровень развития между центром и остальной Латвией, их нет. Что осложняет принятие этого решения? То, что стоимость Rail Baltica выросла до таких космических размеров, что туда и отправят основные средства Фонда Когезии. При этом ни одного километра Rail Baltica по Латгалии не идет.
Но пока эти решения обсуждаются, нужно хотя бы небольшими шагами двигаться вперед. И сегодня над этим активно работает Латгальская специальная экономическая зона. Для получения дополнительной информации об установленных законом требованиях к инвестициям для получения прямых налоговых льгот в CЭЗ, а также о правилах работы cnhernehs и документации, которую необходимо представить, обращайтесь в Управление Латгальской CЭЗ: электронная почта: lsez@lpr.gov.lv, тел.: +371 26511047, www.lpr.gov.lv/lsez.