1 июля вступили в силу предложенные президентом Эдгаром Ринкевичем поправки к закону, которые определяют, что руководство самоуправлений должно получить доступ к государственной тайне. Исполнительные директора латгальских самоуправлений и их заместители подали заявления, Служба госбезопасности продолжает их рассмотрение. В самоуправлениях Латгалии анкету оценивают как простую и легко выполнимую.
Карлис Рассис, заместитель исполнительного директора Даугавпилсского городского самоуправления:
«Об этих изменениях в законодательстве я узнал сам в средствах массовой информации. Согласно правилам Кабинета министров, мы заполнили опросник, в котором были вопросы из разных областей, о родственниках, о связях и других вещах относительно работы и личной жизни. На данный момент мы получили только ответ, что заявка поступила. Поскольку закон действует, его надо выполнять. Сам я не вижу препятствий, почему бы не мог допуск к гостайне».
Татьяна Дубина, заместитель исполнительного директора Даугавпилсского городского самоуправления:
«Получили письмо, потом заполнила анкету в соответствии с правилами Кабинета министров, приложила сопроводительное письмо, как указано в законе, и отправила. Считаю, что если государство оценило и определило, что этот допуск необходим, у меня сомнений нет. Говоря о себе - не вижу ни вопросов, ни проблем, из-за которых допуск можно было бы не получить».
Сабине Шнепсте, исполнительный директор Даугавпилсского городского самоуправления: «На все вопросы я ответила, пусть оценивают! Думаю, что если было такое решение, закон О самоуправлениях принят, обязали, значит, были аргументы, почему так сложилось. Может быть, со временем, когда мы увидим, что действительно доступ к гостайне используется, тогда, может быть, и можно будет оценить, каким должностным лицам она по-настоящему необходима и через пару лет можно внести поправки. У меня ранее не было опыта с государственной тайной, увидим по действию. Пока в моей карьере не было необходимости работать с доступом к гостайне».
Представители самоуправлений упоминают также тот факт, что, занимая пост исполнительного директора, кандидаты уже были проверены и для беспокойства нет оснований, изменения в законе, чаще всего, оценивают как нужные.
Заявление подал также исполнительный директор Краславского края с командой, должностные лица Резекненского самоуправления и Аугшдаугавского края, правда, исполнительный директор Аугшдаугавского края раскритиковал новый порядок и выдвинул свои предложения.
Петерис Дзалбе, исполнительный директор Аугшдаугавской краевой думы: «Заявления заполнили в порядке закона. Считаю, что исполнительной власти нужен допуск к гостайне, а председателю и заместителю - спорный вопрос. В демократическом процессе, тогда, когда людям предоставлена возможность выбрать председателя думы или депутата, разве было бы правильно потом какому-то учреждению решать, нужен ему или не нужен допуск к гостайне? Выход из этой ситуации может заключаться в том, что необходимо изменить Закон о комиссии по гражданской обороне, и тогда то лицо, которое назначается председателем Комиссии по гражданской обороне, действительно должно иметь допуск к гостайне. С нами Служба госбезопасности не связывалась. Что касается меня, то к тому времени, когда меня назначили исполнительным директором, обо мне уже была получена часть информации».
Служба госбезопасности не запрашивала у них какую-либо дополнительную информацию, поступили только ответы о получении заявок. Служба госбезопасности (СГД) в настоящее время не публикует информацию о количестве поступивших заявок и от более подробных комментариев отказывается, однако обращает внимание на важность изменений.
СГБ
«По оценке Службы государственной безопасности (СГБ) введенные изменения о необходимости специальных разрешений руководящим должностным лицам самоуправлений соответствуют интересам национальной безопасности Латвии.
СГБ получило несколько заявок исполнительных директоров самоуправлений и их заместителей на получение специального разрешения на работу с государственной тайной.
Оценка предоставления специального разрешения на работу с государственной тайной проводится в установленный законом «О государственной тайне» срок. То есть срок проверки лица составляет три месяца, а если по объективным причинам трехмесячный срок соблюсти невозможно, руководитель учреждения государственной безопасности может продлить его еще до трех месяцев, уведомив об этом лицо».
Можно ли доверять представителям самоуправлений, в ближайшие месяцы оценит Служба госбезопасности, работники самоуправлений после получения ответа будут находиться в ведении Министерства умной администрации и регионального развития (МУАРР). Если будут такие представители самоуправлений, которым допуск не будет предоставлен, то местным властям придется подумать, как действовать дальше.
Илзе Оша, заместитель госсекретаря МУАРР по вопросам регионального развития: «Конкретно Министерство умной администрации и регионального развития не вовлечено в этот процесс оценки, это вопрос думы и СГБ. Закон определяет, что должно произойти, если эти допуски не предоставляются. Но в плане временного графика мы смотрим, что ближе к осени могут быть какие-то дальнейшие действия, когда самоуправлениям, если какому-то исполнительному директору или заместителю не будет предоставлен этот допуск, придется решать вопрос о предложении этим лицам должностей, не связанных с необходимостью допуска. Документы гостайны имеют разные степени, и с документами какой степени будут работать в самоуправлениях, это не вопрос нашего министерства».
Исполнительные директора местных властей и их заместители должны были подать заявки в СГБ до 1 июля. А председатели муниципальных дум и их заместители должны будут подать заявки на допуск к гостайне в следующем году после выборов.