Находящееся в Даугавпилсе молокоперерабатывающее предприятие АО «Latgales piens» учреждено 5 сентября 2001 года и сегодня трудоустраивает более 150 работников. На предприятии из молока, поставляемого латгальскими крестьянскими хозяйствами, производятся качественные цельномолочные продукты. В 2005 году предприятию было выдано свидетельство признания пищевого предприятия Государственной ветеринарной службы, разрешающее экспорт произведенной им продукции в страны Евросоюза. Для обеспечения высокого и неизменного качества продуктов, а также необходимого покупателю количества продукции планы предприятия связываются со специализацией. Для достижения этих планов предприятие вошло в группу ассоциированных предприятий АО «Preiļu siers» и расфасовывает под товарными знаками «Latgale» произведенные АО «Preiļu siers» твердые сыры «Čedars», глазированные сырки «Mazulis», а также реализует масло, произведенное АО «Krāslavas piens». Чтобы выяснить, как сегодня обстоят дела у переработчика молока, «Латгалес Лайкс» пригласила на беседу председателя правления АО «Latgales piens» Валерия Харитонова.
* Как сегодня обстоят дела у переработчиков молока в Латгалии?
- Как и в любом бизнесе закон сохранения проблем всегда действует. Одна из самых больших проблем связана с реализацией продукта. Каждый человек на полках магазина может видеть, что конкуренция дикая, как и положено капитализму. Покупатели от этого вроде бы должны выигрывать - чем больше конкуренция, тем ниже цена. К сожалению, в страну поступает очень много не латвийских продуктов.
Большую роль в сбыте молочных продуктов играют крупные торговые сети. Мы в своих торговых местах, у нас таких в Латвии 15, никогда не будем продавать столько продуктов, сколько можем продавать через сети супермаркетов. Все сети супермаркетов, чтобы привлечь покупателя, выставляют на свои полки продукты из Литвы и Польши, которые считаются крупными странами, производящими молоко, в результате чего мы потребляем очень много чужой молочной продукции.
К сожалению, в Латвии, когда входили крупные сети, не было условия, что на их полках должно быть определенное количество продукции местных производителей. Об этом уже не раз говорилось. К сожалению, результатов до сих пор нет.
Вторая большая проблема заключается в том, что в связи с оптимизацией сети школ, с оптимизацией больниц, сокращением числа людей в стране, с каждым годом остается все меньше людей, которым молочные продукты можно предлагать. Кроме того, эта кривая достаточно драматична.
* Какая ситуация с объемами производства у АО «Latgales piens»?
- За последние три года объемы производства на предприятии и кривую сбыта удалось сохранять волатильно стабильной, так как предприятие непрерывно ищет новые возможности сбыта. Конечно, наше желание и видение - увеличить эти объемы, потому что с ростом объемов снижается себестоимость продукции.
Грубо говоря, производит ли компания одну тонну сливок или две в день, оборудование нужно мыть все равно. Для этого нужны моющие средства, тепло, вода и энергоресурсы. Поэтому понятно, если ты при одной и той же уборке производишь больше, себестоимость продукта ниже.
Сейчас, летом, после производства сыра Лиго июль и август для предприятия - тихие месяцы, так как школы закрыты, а детские сады работают на половину нагрузки.
* Как обстоит дело с поиском новых путей сбыта?
- Мы пытаемся все больше искать партнеров по сотрудничеству, для которых наш продукт - не конечный продукт, а сырье. Например, на Ливанское мороженое «Saltums» мы продаем сладкие сливки. Они делают из него мороженое.
Хорошее сотрудничество у нас сложилось и с «Latvijas maiznieks». Мы поставляем им кефир, из которого они производят знаменитый, очень вкусный белый хлеб.
* Как повлияла на деятельность предприятия война в Украине?
- Первые месяцы были шоком, потому что цены росли не в процентах, а в разы. Мы очень зависим от сырья, от упаковки и энергоресурсов. Если, например, газ раньше стоил 30 евро за мегаватт, то через пару месяцев - уже 150 евро. В результате предприятию пришлось перейти на работу со сжиженным нефтяным газом.
Сейчас уже есть определенная стабильность, цена колеблется в процентах. Но угроза по-прежнему существует, поскольку буквально только что СПГ, поступавший из России, был включен в 14-й пакет санкций, и сейчас никто не знает, какой будет его цена.
Большие проблемы были и с выполнением ранее заключенных контрактов. Когда компания выиграла закупки, контракты заключались на год. Сейчас так уже никто не делает, потому что ты просто не знаешь, что тебя ждет. Экспортирующие предприятия в основном договариваются о цене на следующий месяц - в июле на август, в августе - на сентябрь.
В нынешней ситуации учатся и самоуправления, чьи комиссии по закупкам не могут заниматься только тем, что каждый месяц или каждый квартал объявлять закупки. Спасибо самоуправлениям, что они пытаются понять и предпринимателей и ставят в договоры пункт, что через три месяца он может быть немного скорректирован.
* Как вы можете выдержать конкуренцию с литовскими и польскими переработчиками молока?
- Чтобы можно было успешнее конкурировать, нужны условия, которые предусматривали бы, что на прилавках магазинов должен быть определенный процент продуктов местных производителей.
Можно уже ликвидировать всех латвийских переработчиков молока, литовцы и поляки нас накормят. Но как показала война в Украине, это и вопрос безопасности страны. Если у нас, не дай Бог, что-то начнется, мы должны будем быть способны прокормить себя сами, потому что каждая страна захочет прокормить свое население и нет ничего страшнее, чем голодный человек.
В этой связи как инициатива, как пожелание - простые условия, которые предусматривали бы, что на полках наших магазинов, например, должно быть 70% продукции от местных производителей, причем не только молочной.
* Ощущается ли нехватка рабочей силы?
- Специалистов в стране не хватает в самых разных отраслях, не только в переработке молока, это известная всем проблема. Наша самая большая проблема в том, что в Латвии нет учебного заведения, которое бы подготовило необходимые нам кадры.
Есть сотрудники, которых можно подготовить на предприятии. Но есть и такие специальности, как оператор молочного предперерабатывающего пастеризатора, операторы другого оборудования, с подготовкой которых большие проблемы. Это оборудование оснащено программой управления, оно управляется с сенсорной панели. И тут важно не только понимать, что в оборудовании происходит с молоком, но и иметь IT-знания, чтобы понять, как управлять этим оборудованием. Людей, готовых принять такой вызов и учиться, тоже мало.
Еще сложнее обстоят дела с подготовкой мастеров по производству молока, которые, так сказать, являются высшей кастой в переработке молока. Это те люди, которые утром, видя количество заказов, остатки на складе, планируют работу на весь день - сколько нужно молока, обезжиренного молока, чтобы выполнить заказы на завтрашний день, как нагрузить оборудование, чтобы не получилось так, что ты забираешь молоко, пастеризуешь его, моешь оборудование и в какой-то момент понимаешь, что молока на самом деле нужно было чуть больше.
Еще одна вещь - понимать молоко как таковое, потому что это живой продукт. Были ситуации, когда, например,
варишь творог и он не сворачивается. Берем анализы - нормальное молоко, рецептура тоже не менялась. Особенно часто такие ситуации возникают, когда сезоны меняются. Например, коровы выходят из хлевов на пастбища или наоборот, когда меняется структура молока. И таких специалистов, способных найти решение в таких ситуациях, не учат вообще.
Сейчас технологии развиваются, появляется новое оборудование, которое может достать из молока протеины, лактозу и многое другое. Это примерно как в металлообработке, где нужны операторы CNC, или станков с числовым программным управлением, которые должны быть даже больше IT-специалистами, чем металлистами, потому что задача - дать роботу задание. Аналогично обстоят дела и с обслуживанием современного оборудования по переработке молока.
Ситуация усугубляется возможностями предприятия платить работникам высокие зарплаты. Можно было бы платить по две, три и 5000 евро, но эти деньги как-то надо зарабатывать. Если мы поднимем цены на продукцию, ее никто не будет покупать.
* Может, есть какие-то проекты развития?
- Инвестиции сейчас поставили на паузу, потому что своих свободных денег нет, а деньги в кредитных учреждениях сейчас очень дорогие. По мере возможности думаем и смотрим на поддерживаемые Евросоюзом проекты через программы Службы поддержки села.
Если инвестиции в Даугавпилсское предприятие пока не планируются, то в материнское предприятие в Прейли инвестируется как в возобновляемые источники энергии, так и в другие процессы. Буквально на днях был завершен проект, в ходе которого у дочернего предприятия ООО «Agrofirma Turība» был построен парк солнечных панелей и проектируется уже следующий на территории завода «Preiļu siers».
Об энергии солнечных панелей думают и в «Latgales piens», но тут заминка, так как для этого нужно менять крышу. Было бы глупо сейчас ставить панели, а потом думать, как заменить крышу.
* Какая помощь нужна переработчикам молока?
- Налоговая нагрузка большая. Здесь больше могло бы помочь снижение ставки НДС на продукты питания. Это дало бы больше преимуществ и в конкуренции с ввезенными продуктами. То есть на прилавках магазинов мы со своей продукцией могли бы стать интереснее для покупателей.
Главная задача АО «Latgales piens» - попытаться найти для своих продуктов новые пути экспорта. Это был бы сразу определенный объем, регулярный денежный поток, а также возможность загрузки оборудования на большую мощность, что, в свою очередь, позволило бы предприятию стать более эффективным.
Сейчас мы перерабатываем 30 тонн молока в день. Можно было бы удвоить этот объем, работая уже не в одну, а в две-полторы смены.
Призывы к предпринимателям перепрофилироваться и искать другие рынки, - это позиция дилетантов, потому что это сложный процесс. До реальных переговоров о каких-то экспериментальных партиях и так далее, нужны годы.
Ситуация с освоением новых рынков сбыта осложняется еще и тем, что сроки годности продукции нашей компании невелики. Кроме того, для ее перевозки нужны рефрижераторы.
В заключение интервью Валерий Харитонов сказал большое спасибо клиентам, которые остаются верны продукции предприятия, а также поставщикам молока - латгальским крестьянам, которые фактически являются «нашим последним бастионом».