„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 21. novembris
Ceturtdiena
Andis, Zeltīte
+0.1 °C
apmācies

Дрова подешевели…

Дровяное топливо разных видов по сравнению, например, с весной 2022 года, когда заоблачные цены на эту продукцию были не только не обоснованными, а попросту взятыми с потолка, в этом отопительном сезоне подешевели. Но главная проблема в том, что жители никак не могут взять в толк – почему в государстве, где кругом не степь, пустыня или тундра, а леса – дрова все время в цене. И немалой. Однако, по мнению специалистов, стоимость древесного топлива стабилизировалась, она оправдана и объяснима.

Было время…

Но сколько времени продлится этот, так сказать, ценовой рай – никто не знает, ведь вскоре нас ждет очередное повышение стоимости топлива, которое неизбежно повлечет за собой удорожание, как транспортных услуг, так и всего остального. А значит и дров.

Если лет эдак 20, а тем более, 30 назад, традиционное дровяное отопление, которым испокон веков пользовались наши предки, считалось не только экономически выгодным с точки зрения стоимости – по нынешним временам - копейки, но удобным и даже полезным для здоровья. Помимо тепла человек получал уют, возможность приготовить пищу и разогреть ее на огне, просушить одежду и обувь, в конце концов, полюбоваться на полыхающий в топке огонь и успокоить нервы, и попутно решить еще целый ряд бытовых вопросов.

Не менее важное - это также отсутствие зависимости от монополиста – поставщика тепла, а возможность самостоятельно решать вопрос собственного благоустройства. Хочу топлю, а хочу – нет!

Три десятилетия назад машина дров объемом в 5 кубов стоила всего около 30 латов, потом 40, 50 и так далее, по мере того, как все дорожало, в первую очередь топливо и электроэнергия. Потом цена машины с дровами перевалила за 100 евро, далее преодолела немыслимый рубеж в 150 и даже 200 «евриков» и подступила к 300. А потом и их перепрыгнула.

Кондиционные и качественные дрова – береза, сосна, ольха и другие тогда стали далеко не каждому по карману, поэтому люди искали альтернативные варианты. Например, покупали топливо у фирм «Яунгрива» и «Койя», которые располагались рядом с Крепостью, - разные обрезки, бруски и горбыль по низкой цене. Теплоотдача от таких дровишек была хуже, чем от добротных, но люди, тем не менее, не мерзли. Сейчас такой дешевой древесины, к сожалению, нигде не купишь.

Дрова кругом.. А цена?

От решения переселиться казалось бы в выгодную со всех точек зрения в благоустроенную квартиру многих жителей пугала невозможность вдруг однажды оказаться неплатежеспособным за поставляемые коммунальные услуги . Таких людей в то время было достаточно, из-за чего у предприятия «Daugavpils siltumtīkli» росли миллионные долги перед поставщиками мазута и газа.

По мере финансовой обеспеченности нашего населения, в том числе жителей частных домов в Даугавпилсе, а также на селе, многие из них с дров переориентировались на гранулы и брикеты, изготовляемые из опилок. Стоит такое топливо недешево, но и выгода соответствующая: компактность и удобство, меньше грязи и мусора, а, главное, одной заправки этим топливом парового котла хватает на несколько дней.

Но, по словам одного знакомого, эксплуатация подобной автономной экономичной системы отопления из-за высокой стоимости гранул или брикетов почти сравнима с оплатой за центральное отопление, предоставляемое городскими ТЭЦ.

Однако есть категория людей, которые по разным причинам, в первую очередь денежным, до сих пор не могут отказаться от дровяного отопления. Котел стоит дорого, его не купить, а печь в доме у каждого имеется.

Пару лет назад цена машины дров объемом в 5 кубов преодолела допустимый денежный и человеческий психологический барьер и, например, березовых колотых взлетела аж под 400 и даже более евро. А смешанных – березы с ольхой – 350 евро, то есть один куб – 70 евро.

Получалось, если пенсионеру на зиму требовалось 2 машины дров и более, то он должен был выделить на это дело почти тысячу евро. Для малоимущего человека – огромная сумма. И это в стране, в которой куда ни глянь - лесные массивы!

Рынок стабилизировался

Владелица деревообрабатывающего предприятия ООО «VELS – 2», расположенного в поселке Саландзей Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края Людмила Луня, которая руководит фирмой без малого четверть века, отметила, что рынок дров нынче стабилизировался и он теперь диктует цены, а не отдельные «дровяные» бизнесмены - как кому вздумается: «В моем ООО сегодня машина объемом в 6 насыпных колотых кубов в зависимости от вида и качества древесины стоит от 260 до 290 евро – это, на первый взгляд немало, но все же значительное снижение цены, которая была два с половиной года тому назад. А машину горбыля можно купить за 210 – 240 евро. Он тоже дает хорошее тепло. В основном мы продаем дрова в Даугавпилсе, но есть заказчики и из села. Сейчас цена на дрова адекватная и объяснимая».

Примером того, насколько Людмила Луня дорожит своими заказчиками, служит тот факт, что на протяжении двух последних лет, она старается сохранить разницу между покупаемыми ее фирмой дровами у одного известного на всю Латвию крупного заготовителя и реализуемую ООО «VELS - 2» эту продукцию населению, так называемую моржу, на одном и том же уровне. Едва ли не себе в убыток.

Руководитель посоветовала покупателям дров внимательнее читать объявления: «Речь идет о кубометрах насыпных дров, к которым мы применяем коэффициент 0,7, то есть, если продаем насыпных 6-7 кубов, то при данном показателе путем умножения - плотно уложенных дров будет 4,2 – 4,5 куба – это уже дрова в единицах измерения - стерах».

Стоит пояснить, что у обычных людей эта единица измерения не в ходу, они в ней попросту запутаются. Стерами обычно пользуются профессиональные вальщики леса и специалисты от этого вида бизнеса.

Людмила всегда объясняет своим заказчикам, что такое насыпные дрова.

Дорогие свои поленья

Анита Крылова со своим сыном Николаем и мамой Ритой живут на хуторе «Медни» Вецсалиенской волости Аугшдаугавского края давно. В отличие от других сельчан, они усовершенствовать системe отопления – плиту и печку не стали, а предпочитают по старой привычке пользоваться, по их мнению, самым надежным и эффективным способом обогрева – дровами.

Тем более, что покупать их не надо – у семьи есть свой собственный лес, расположенный недалеко от усадьбы. Однако ошибочно полагать, что топливо дается даром. «Мы от этого почти ничего не выигрываем. От дерева, растущего в лесу, до чурки, которую остается лишь положить в печь – надо пройти очень долгий и затратный путь. Хорошо, если есть все свое: рабочая сила, техника, средства и прочие возможности, тогда кое-что сэкономить получится. Если ничего этого нет, то за все надо заплатить немалую сумму. А сколько работы надо выполнить в лесу после того, как деревья повалены и распилены на бревна или чурки. Их надо доставить к дому, где требуется распиловка и колка дров, и так далее. Вот и посчитайте, во сколько обойдутся такие «дармовые» дрова? Еще вопрос – что проще и дешевле: самому пилить свой лес или без проблем купить готовую продукцию?», - вопрошает Анита, которая, кстати, 16 лет работает на деревообрабатывающем предприятии « VELS – 2» в местечке Саландзей упомянутой волости.

Под чужой крышей

О жителях усадьбы «Придорожная», расположенной в поселке Тартак Вецсалиенской волости, супругах Елене Гумниной и Геннадии Васильевом разговор особый. По словам хозяйки, получилось так, что они вынуждены жить в съемном жилье и менять крышу над головой.

Недавно супруги арендовали частный дом в Амбельской волости, но после того, как хозяин дал им месяц на выселение, ибо пожелал продать свое жилище, срочно пришлось искать новый угол. «Я была в положении, до родов оставалось совсем немного. Что было делать? Ситуация складывалась не из лучших. Но нам повезло. По объявлению мы узнали об этой усадьбе и переехали сюда с вещами, котом, собакой и дочерью», - рассказывает Елена, у которой два месяца назад еще до переезда на новое жилье родилась девочка Юлия.

Первым делом супруги заказали машину дров – горбыля за 220 евро, что для них - сумма немалая, но по деньгам все же спасительная. В доме одна плита, поэтому дров хватит.

«Другого жилья мы и не знаем, только с печками. Здесь одна плита, тепла хватает. Хозяева предоставили нам этот хутор с неограниченным сроком пользования. Спасибо им большое! Может со временем выкупим усадьбу?», - надеется молодая мама.

Насыпной куб и стера

Сегодня все поставщики продают дрова в насыпных кубометрах. Людмила Луня пояснила: «Применяется коэффициент, переводящий помещенные насыпанные в кузов дрова в плотно сложенные кубометры». И это правильно.

Вспоминается случай, который поведал заказчик дров, проживавший в Гайке. В то время – более 20 лет назад, ни о каком понижающем коэффициенте и речи не было.

Мужчине привезли 5 кубов дров, а когда самосвал выгрузил их, то пенсионер, увидев, что пяти кубов, если аккуратно сложить, и близко не будет, категорически отказался от дров. Шоферу ничего не оставалось, как самому загрузить свой же товар обратно в кузов и уехать ни с чем.

Поэтому во избежание подобных недоразумений сейчас поставщики помимо объема реализуемых ими дров в насыпных кубометрах, указывают также коэффициент, в том числе, если дают рекламу своей продукции в СМИ.

Поэтому вошел в моду новый вид измерения объема дров – насыпной куб - по объему кузова, в который дрова накиданы, а не сложены. Насыпной куб – это единица измерения дров россыпью, а стера – это измерение объема плотно сложенных дров. Одна стера – ящик размером 1 м х на 1 м х на 1 м, в итоге получается 1 кубический метр реальных дров, а не воздуха между ними.

Но, по словам Людмилы, заказчики дров чаще всего читают объявления об их продаже поверхностно, посему иногда возникают недоразумения.

Добросовестные поставщики этого товара - они же рекламодатели обычно указывают коэффициент измерения реального объема дровишек. Но пишется эта информация, как правило, мелким почерком, на который люди порой не обращают внимания.

Например, одна фирма в Риге предлагает шалевые дрова: горбыль и боковые обрезки досок – сосны и ели. За 8 кубов (не за 5. - прим. авт.) надо отдать 200 евро, что недорого. А за колотую ольху за этот же объем - 360 евро, получается, куб стоит 45 евро. Указан коэффициент - 0,8. Умножайте 8 насыпных кубов на 0,8. Значит, плотно сложенных будет 6, 4 куба.

В Интернете и СМИ много объявлений о продаже дров разной породы деревьев и качества, с доставкой и без, оптом – машинами и в розницу - мешками… Только плати.

 

 

Komentāri

Lai pievienotu rakstam savu komentāru, nav jāsniedz personiska rakstura informācija. IP adrese, no kuras rakstīts komentārs, ir zināma tikai LL redakcijai un tā netiek izsniegta trešajām personām.

Redakcija izdzēsīs neētiskus un rupjus komentārus, kuri aizskar cilvēka cieņu un godu vai veicina rasu un nāciju naidu.