На протяжение многих лет к Латгалии всегда было отношение предвзятое. Нас называли «депрессивным регионом», намекая на то, что мы якобы портим статистику. При этом финансовые потоки утекали в другие регионы. Но сегодня все изменилось. Латгалия, пережившая непростой период, это уже другой регион. Он знает, чего хочет, и он имеет поддержку в Сейме, правительстве и министерских кабинетах. Не последнюю в этом роль сыграли Латгальский регион планирования и новое поколение политиков. Председатель самоуправления Прейльского края Алдис Адамович один из них.
- Г-н Адамович, в этом году, после длительного перерыва, вы вновь возглавили Прейльскую краевую думу, а также были избраны председателем Совета по развитию Латгальского региона планирования. В курс дела уже вошли, во всем разобрались или нужно еще время?
А.А: - Все эти прошедшие восемь лет в парламенте и последние два года в Латгальском регионе планирования для меня тесно были связаны с Прейльским краем и Латгалией в целом. Так что о тех вопросах, которые предстоит решать нашей команде, мне хорошо известны. Более того, в меру своих сил и возможностей я делал это всегда. Так сказать, занимался лоббированием (в хорошем смысле этого слова) вопросов, связанных именно с нашим регионом. Может быть не сразу все получалось, но в конечном итоге целей своих достигали. И сегодня, об этом говорю с гордостью, более 1/3 всех средств, предусмотренных государством на ремонт, реконструкцию дорожной инфраструктуры осваиваются именно в Латгалии. Это и большой проект по реконструкции участка транзитной магистрали Резекне-Даугавпилс. Это и полная реновация участка четырехполосного шоссе А 6 Ницгале – Даугавпилс. Плюс ожидается большой ремонт еще 3-4 региональных дорог.
- Еще несколько лет назад очень часто в разговоре с политиками, представителями бизнеса можно было слышать такую фразу: «Латгалия – это депрессивный регион». Сегодня с этим мнением вы бы согласились?
А.А: - Точно нет. Проработав два года в Центре развития предпринимательства Латгальского региона планирования, я практически исколесил весь наш регион. И могу сказать, что наши люди развивают свой бизнес, не дожидаясь помощи со стороны (можно и не дождаться – прим. автора). Да, сегодня, вероятно, есть сложности у тех, кто занимается грузоперевозками, деревообработкой, но многие успели переориентироваться в этих условиях на другие рынки. Я не говорю, что это было легко сделать, но ведь смогли и это радует. Поэтому в любом случае, развитие бизнеса происходит. Посмотрите на Резекненский мясокомбинат на их новые производственные цеха, новые рефрижераторы и т.д. Посмотрите на “Latvijas Finieris” в Резекне. Посмотрите на целый кластер производственных предприятий в Даугавпилсе, Ливаны... так что развитие есть и говорить сегодня о Латгалии, как о депрессивном регионе было бы несправедливо. Конечно, проблемы есть, но хоронить нас рано.
- Говоря о развитии Латгальского региона нельзя не сказать о значении Латгальской программы, работа над которой началась в 2010 году и в последующие годы именно через нее регион получил сотни миллионов евро на создание новой современной инфраструктуры. Сегодня такой программы нет, но о ее реанимировании говорят все громче. Алдис, получится в сегодняшних условиях это сделать?
А.А.: - Немного истории, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. Мы прошли через две Латгальские программы. Реализация первой началась в 2010 году и длилась по 2014-й год. Вторая началась в 2014-м и продолжалась до 2021 года. В целом за это время самоуправления Латгалии получили 100 млн. евро. Каждое самоуправление реализовывало свои проекты, связанные с развитием дорожной инфраструктуры, реновацией зданий (школы, детские сады и т.д), социальной сферой, развитием среды и т.д.
Сейчас, вы правильно отметили, как таковой Латгальской программы нет. Но мы активно работаем над достижением этой цели, ведя диалог на прямую с Еврокомиссией и Европарламентом. И мы сегодня находимся на этапе, когда говорим о конкретной программе для самоуправлений, которые находятся на приграничных территориях со стороны РФ и Республики Беларусь. Эта программа могла бы включать в себя проекты по созданию, реновации объектов инфраструктуры на приграничных территориях, а также возможности для развития здесь предпринимательской среды. Возможно, эта программа начнет действовать после 2027 года. А сейчас, до этого времени, в Латвии есть программы (на 600 млн. евро), в рамках которых тоже можно реализовать хорошие проекты на своих территориях. Например, строительство Центров оперативного управления и реагирования. В нашем регионе такие объекты уже построены в Даугавпилсе, Илуксте, Дагде, Ливаны. Строительство начато в Виляны и в Прейли. Остаются Балви, Лудза и Резекне.
- Но предприниматели любят тишину. И они оценивают все риски, тем более, если им предлагают развивать бизнес в приграничных районах, где сегодня действуют особые условия...
А.А.-: Я считаю, не нужно надеяться и ждать только инвесторов «заезжзих». Нужно помогать своим. А их немало. И спасибо им за то, что они инвестируют в свои предприятия, обеспечивая работой жителей. Посмотрите на работу Латгальской СЭЗ – за последние три года было создано около 38 предприятий, на счету которых 80 проектов и объем инвестиций в экономику Латгалии составили больше 100 млн. евро. А это значит новые производственные линии, технологии, новые рабочие места. Конечно, вместе с LIAA специалисты ЛСЭЗ посещают различные международные выставки, рекламируя возможности, которые предлагает инвесторам наш регион, но большой отзывчивости мы не видим.
- Одним из первых решений Прейльской краевой думы нового созыва стал вопрос о роспуске правления муниципального предприятия “PREIĻU SAIMNIEKS”. Действительно, вопросов к нему накопилось много, в том числе и у жителей. Кроме этого, за последние четыре года “PREIĻU SAIMNIEKS” стал убыточным предприятием. Как будете спасать такого «пациента»?
А.А.:- Если мы хотим сохранить это предприятие, а мы хотим этого, то перемены необходимы. И роспуск правления – это был одним из первых шагов. Второй шаг - это сокращение числа членов правления с трех до одного и назначение временного руководителя “PREIĻU SAIMNIEKS”. До утверждения результатов конкурса на эту должность, это муниципальное предприятие будет работать под руководством Скайдрите Жуковой, которая является председателем правления SIA “Preiļu slimnīca”. И в отличие от “PREIĻU SAIMNIEKS”, медицинское учреждение работает с прибылью. Так что сегодня перед г-жой Жуковой поставлена задача для начала стабилизировать ситуацию в “PREIĻU SAIMNIEKS”, убытки которого в 2021 году составляли 1,8 млн. евро, а спустя четыре года увеличились до 2,3 млн. евро.
- А следует ли спасать такое предприятие?
А.А.: - Повторюсь, спасать будем, ибо городу нужно это предприятие. Ведь оно отвечает за коммунальные услуги, за отопление, водоснабжение, вывоз бытовых отходов и т.д. Более того, в настоящее время “PREIĻU SAIMNIEKS” участвует в трех больших европейских проектах, в которых 85 процентов софинансирования - это доля еврофондов. А там разговор короткий: не выполняешь условия договора, возвращаешь деньги.
Первый проект – это замена старой теплотрассы на новую на ул. Кооператива. Его реализация уже началась. Второй проект – это замена всех инженерных коммуникаций под центром города. И только что подали пакет документов на реализацию проекта по реконструкции Прейльских очистных сооружений. Речь идет об освоении 3-4 млн. евро.
Так что хочешь-не хочешь, а выбирать “PREIĻU SAIMNIEKS” из непростой финансовой ситуации мы будем.
Что касается тарифов на коммунальные услуги, то увеличился немного тариф на воду и канализацию. Что касается отопления, то по имеющейся у меня информации, до конца этого года пока тариф останется прежний. Подготовка к отопительному сезону идет полным ходом. Котлы, работающие на щепе, сейчас ремонтируются. Один сезон они еще нам послужат, но потом нужно думать об их замене.
- То есть впереди одни пока расходы...
А.А.: - Так получается
- Лето медленно, но верно идет к завершению и самоуправлениям сегодня приходится решать вопросы, связанные с началом учебного года. В Прейльском крае как проходит этот подготовительный процесс? Что ожидает городские и сельские школы? Все ли они доживут до 1 сентября?
А.А.: - 26 августа мы встречаемся с министром образования. Главной темой станет вопрос о сохранении средней школы в Аглоне. Наша позиция, что она должна там остаться. Два года назад я не был также согласен с ликвидацией средних школ в Прейли и Риебини, но тогда большинство депутатов думы предыдущего созыва решили иначе. И сегодня, если мы говорим о Прейльской школе № 2, то со следующего года, на административном уровне, она объединится с Прейльской основной школой № 1. И тогда будем смотреть, как организовать этот процесс.
- От образования перейдем к медицине. Дальнейшая судьба родильного отделения Прейльской больницы – еще один вопрос, который волнует многих жителей региона. Тема его ликвидации обсуждается на протяжении нескольких лет. Но, каждый раз, и не без вашего участия, находились варианты для продолжения его деятельности. А сегодня вновь заговорили о том, что Прейльский роддом может быть закрыт. Как вы считаете, получится отстоять родильное отделение Прейльской больницы и на сей раз?
-А. А.: Прейльский роддом работает и будет работать. В ближайшее время будем говорить с министром здравоохранения Хосамом Абу Мери о выделении дополнительного финансирования, поскольку родильному отделению платиться по факту, то есть сколько приняли родов, столько и заплатили. И если еще недавно в Прейли родились 400 малышей, то сейчас это число снизилось примерно до 300, а значит и объем финансирования снизился. И для бюджета Прейльской больницы это не хорошо и этот вопрос нужно решать. Но Прейльский роддом принимает больше родов, чем Резекненская региональная больница.
И еще одна важная информация: в связи с уходом в отпуска врачей родильного отделения с 18 августа по 15 сентября родильное отделение Прейльской больницы услуги оказывать не будет. Свою работу Прейльский роддом возобновит 16 сентября с 8 часов 30 мин.
- Спасибо за беседу.
Komentāri