Журналисты «Vaduguns» неоднократно писали, что есть сумасшедшие люди, которые двигают мир. В северной Латгалии это определенно деятель культуры, образования и общественный активист Марута Цастрова. Ее знают как режиссера театральных фестивалей «Вишневый сад» и Вселатвийского слета любительских театров в Балви, организатора праздников дворов, праздников улиц, Праздника песни, ежегодной премии негосударственных организаций «Sprēslīca» и многих других мероприятий, основателя студии «Azote» и общества «Ritineitis», ведущую форумов жителей на протяжении не менее 10 лет. Этот список можно продолжать и продолжать... Что еще добавить? Всю свою сознательную трудовую жизнь на протяжении 46 лет она посвятила обществу, образованию, поддержке людей и творчеству.
- Какое поле действия, или активность, является любимым «ребенком»?
– Наверное, это была бы режиссура какого-то большого праздника. Например, театральный фестиваль в Балви, в том числе XVIII спортивные игры на селе. Спустя пять лет по радио случайно услышала разговор валмиерского спортсмена с журналистом, который отметил, что до сих пор помнит спортивные игры в Балви, на которых чувствовал себя как на Олимпийских играх. Конечно, это была командная работа, потому что на мероприятиях надо суметь удивить не только зрителей, но и участников. Получается, только если ты во всем присутствуешь сердцем и душой.
- Чему сейчас уделяется пристальное внимание?
- Каждое лето на озере Балви в августе проходит концерт «Музыка для заката». 16 августа он прозвучал уже в десятый раз, что подтвердил салют на озере, также прошли соревнования по рыбной ловле Балвского края, не были забыты и другие спортивные мероприятия, была возможность покататься на ретро-мотоциклах общества «Rūsa vējā». Помогаю организовать День благодарения «Объединения больниц Балви и Гулбене», чтобы 24 августа вместе с жителями края выразить благодарность и уважение нашим медикам - людям, которые ежедневно заботятся о нашем здоровье и жизни. Идея в том, что медиков также отблагодарят восемь поющих семей, которые подарят концерт. В Латвии сейчас проходят театральные фестивали. Только что со спектаклем «Кошачья мельница» побывали в Цесисе, в эти выходные отправимся в Валку, а в сентябре - в Лимбажи.
- Где искать «крючок», чтобы привлечь к активностям людей с разными интересами?
– Этот крючок – энергия. Довольно долго живу на этом свете. Руководила и домом культуры, работала с активными общинами и обществами. Еще один мой ребенок - это возможность работать с молодым поколением, вырастить их, чтобы уже позже молодые люди сами дальше сотрудничали. Например, Латвийский Красный Крест, сейчас — Балвский театр. Вместе с молодежью и сам чувствуешь себя молодым …
- Получается?
– Нужно немного понянчиться, увлечь. Не будем говорить, что легко, потому что в любой работе есть какая-то специфика. Нужно заинтересовать, потому что каждому хочется в конце борозды морковку увидеть.
- Вам не чужда и сфера благотворительности...
– Об этом сейчас очень трудно говорить. Да, занимаюсь благотворительностью, но хочу сказать... Нередко я как невидимый человек... Сейчас самой нужна поддержка.
- Вы никогда не боялись публично делиться размышлениями, несмотря на злую болезнь...
– Этого не скрываю. Сама и доктор в Риге, где уже шестой год получаю свою дозу терапии, удивляется... Многих людей, с которыми я познакомилась в Гайльэзерсе, уже нет среди нас. Не знаю... Я стараюсь не обращать на это большого внимания. Если допустить бессилие, то осталась бы в кровати. Пользуясь случаем, еще раз хочу поблагодарить каждого жертвователя за финансовую поддержку, потому что лекарства, которые мне нужны, стоят слишком дорого... За все плачу дорого... Когда я спросила доктора, сколько еще мне придется принимать дорогостоящее лекарство, которое обходится почти в 4 800 евро в месяц, я получила ответ: «Все время».
- Стараетесь не допустить бессилия?
– У меня сейчас не такая благоприятная ситуация, поэтому ценю и буду ценить любую поддержку. Я тоже готова других поддержать – и советами, и различными активностями. Всегда говорила, что медикам нужно верить. Они наверняка могут тебя спасти, но важно и самому не впасть в невозможность. Нет, ты можешь! Это, кажется, недуг века.
- Каковы ближайшие планы?
– До сих пор была специалистом по управлению общественностью города Балви. Человек предполагает, а Бог располагает. Я активно начала работу в Балвском театре как в сотрудничестве с обществами, так и написав проекты. Сформировались три группы: детская, молодежная и все остальные по желанию. Думаю, основная работа будет театральным режиссером.
- Вся жизнь вертится вокруг Балвского центра культуры и отдыха...
– Там я выросла. Это мой второй дом. В Балвской усадьбе тоже провела 10 лет, и там был один из моих любимых детей – Балвский центр дальнейшего образования и развития человеческих ресурсов.
- Что бы сейчас посоветовали себе или сказали, если бы этот вопрос задала Варна Клара, которую в театре первый сыграли в 13 лет? Пошли бы тем же путем в жизни?
– Мы были все-таки придворные вороны. С точки зрения вороны, ничего особо в моей жизни не изменилось. Работаю, служу и действую. Ни о чем не хочу сожалеть, ни о чем не могу жалеть. Все, что я делала, мне нравилось, я любила и уважала, творила честно и с азартом. Может быть, довольно единолично принимала решения, я не системный человек. Нередко все ждут, чтобы за 2-3 месяца до мероприятия был готов сценарий. У меня его нет, хотя я знаю, какой он будет. Затем отхожу из этой идеи и ищу другие, в конечном итоге возвращаюсь к тому же самому, что было изначально. Но все равно эти повороты, канавы и тропы сомнений надо пройти. Многие свои мероприятия увидела во сне.
- Какие размышления возникают?
– Нужно с людьми разговаривать. Мы живем в сложной и стрессовой ситуации. Откуда берутся эти болезни? От принятого стресса, от проглоченных комьев, когда в себе оставляется гнев и недовольство.
- Нередко людей подталкиваете к тому, чтобы снять комфортные тапочки. Получается?
– Должно быть желание их снять. Нельзя никого упрекать, потому что каждый на эту землю послан со своей сущностью и предназначением. Каждый из нас должен выполнить какую-то задачу... Почему меня не забрали, когда я была в тяжелом положении, дважды видя то, что называется светом в конце тоннеля. Меня не забрали, значит, я еще не все сделала.
- В свое время сказали, что многие идеи падают в землю и сгнивают или замерзают. До сих пор так?
– Да, многие.
- Что делать, чтобы этого не было?
– Мы переходим от времени эмоций к времени искусственного интеллекта, который может многое сказать. Нам не надо на этом сосредотачиваться... На самом деле все идеи, которые мы реализуем, уже придуманы. Колесо создано, только каждый из нас его чем-то дополняет, что-то добавляет. Или видит с другой стороны...
- В 2009 году основали общество «Ritineitis».
- Хотелось, чтобы название напоминало, что мы в Латгалии, что мы движемся вперед. В одном из поэтических сборников понравились слова «Крутись, крутись, колесико...».
- Чем сейчас занимается «Ritineitis»?
- Пишем проекты, поддерживаем студию ремесленников и домашних производителей «Azote». Сотрудничаем с украинскими беженцами. Преподаем латышский язык, привлекаем к различным культурным мероприятиям и мастер-классам. Очень сложно работать с детьми и ребятами, которые сидят дома и учатся удаленно. Пытаемся найти то, что их привлекает. Дети альфа-поколения рождаются с телефоном в руках, окруженные техническими средствами. Неплохо, но допускаю, что в мире через 300 лет начнется новая эра.
- Какая?
- Надеюсь, придет время, когда мы сумеем и захотим работать в команде. Кто сейчас выживет во время искусственного интеллекта? Мы сейчас уходим от эмоционального времени к интеллектуальному. Счастливее будут те, кто вместе способен создавать общины. Театр тоже община, танцевальный коллектив тоже община, рыбаки тоже община. Если таких групп нет, то одним будет сложно. Тогда мы становимся роботами. В Балви сейчас не так легко, в своем сердце могу сказать, что люблю свой город. В город приезжают жители из волостей, и у них нет такого сильного чувства принадлежности. В связи с этим теряем историю своего города. За время своей работы обновляю и городской флаг, и герб, и другие атрибуты.
- Это важно?
– Это знак, что я люблю это место.
- По-прежнему считаете, что источником силы латгальца является дух?
– Идейно, да. Нигде нет такой тяжелой земли, как в Латгалии. Люди живут тяжелее, упрямее и труднее, но в то же время в них открыты душа, доброта, легкость, гостеприимство, сила и трудолюбие. Конечно, свой язык.
- Вы считаете себя видземкой или латгалкой?
- Балви - это ворота и в Латгалию, и в Видземе. Мы граница, как и Салдус. Они говорят, что находятся в Курземе, а не в Земгале. Живя на границе или возле границы, есть более просторное поле для работы.
- Как не потерять свое Я жителям приграничья?
– Не думаю, что в случае худшего сценария первым будет уничтожено приграничье. Мы даже в каком-то смысле защищены от того, чего боятся в Риге, Лиепае или Вентспилсе. Будем держаться – с любовью, с верой и тем же духом.
Марута Цастрова. За работу получила множество Грамот признания и Благодарственных грамот от Балвской городской думы, в том числе благодарность Латвийского объединения образования для взрослых за вклад в развитие образования для взрослых в Латвии и активное участие в работе LPLA (2006 год), Грамоту признания Совета по развитию Латгальского региона планирования за вклад в развитие образования для взрослых в Латгальском регионе (2008 год). В 2019 году руководитель общества «Ritineitis» и Центра неформального образования для взрослых «Azote» Марута Цастрова награждена Грамотой признания Балвской краевой думы.
Komentāri