Если проехаться по Латвии и Латгалии, то во многих местах взору до сих пор представляются неубранные поля зерновых. Часть их прибита к земле дождями и ветрами, в иных районах до сих пор пшеница и рожь стоят в воде, а кое - где стебли почернели и зерно осыпалось. По данным Латвийской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов общие убытки фермеров оцениваются почти в сто миллионов евро. На данный момент в закрома родины отправлена хорошо, если половина запланированного урожая.
Все делает погода
Виной всему крайне плохие погодные условия, начавшиеся еще с весенних заморозков, затем перешедшие в обильные летние дожди, которые за редким исключением не прекращаются до сих пор. Поначалу потери урожая оценивались в 30 млн. евро, затем в 60, а теперь, похоже, перевалят за 100.
По данным Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии, в мае – июне этого года количество осадков значительно превысило месячную норму, затопив сельхозугодья в Центральной и Восточной Латвии.
В ближайшее время стабильных благоприятных погодных условий для уборки урожая не ожидается – то дождь, то пасмурная погода, иногда солнце. В такой ситуации настроиться на эффективную работу невозможно. Однако в конце прошлой недели, когда выглянуло солнышко и земля немного подсохла, фермеры как по команде дружно ринулись в поле, чтобы отвоевать у ненастья хоть часть урожая, которому грозит полное или частичное уничтожение.
Тем не менее, привычная битва за урожай, когда на полях от зари до зари грохотала техника, в этом сезоне не состоялась. Земля буквально пропиталась водой, из-за чего вывести технику на некоторые поля попросту невозможно. Она местами до сих пор увязает в грязи, не говоря о комбайнах, для которых хорошая погода является залогом успеха.
В это время уборка зерновых, которая считается венцом всех летних работ, обычно заканчивается, а зерно из бункеров комбайнов поступает на элеваторы или в иные места хранения. А нынче уже сентябрь, а хлеба с полей еще не убраны.
Заместитель председателя правления общества «Крестьянский Сэйм» Майра Дзелзкалея – Бурмистре в интервью СМИ отметила, что на середину августа в Земгале было убрано всего около 30% урожая, а в остальной Латвии – около 20%. Сейчас – немного больше, так как дожди по-прежнему не прекращаются.
Она отметила, что были годы, когда к этому времени в Земгале убирались все зерновые: «Ситуация меняется каждый день. Есть места, где вообще нельзя будет убрать урожай, потому, что он все еще под водой. Проблема не только с запасами зерновых, но и в скотоводстве, поскольку наблюдаются сложности с кормами для животных. Точный объем потерь можно будет подсчитать только к октябрю».
Столь же пессимистичен председатель правления по сотрудничеству сельхозорганизаций Гунтис Гутманис: «Идут дожди, вдобавок по утрам роса, поэтому зерновые переувлажнены. Если их убирать, то будут большие затраты на сушку. Качество зерна плохое, а это означает, нет зерна продовольственного качества, есть лишь кормовое, цена на которое, опять же, ниже. Что касается овощного сектора, вопрос в том, как все, что выросло, будет потом храниться?».
Второй хлеб тоже страдает
Артур Эриньш хозяйничает на ферме «Пумпури» в Резекненском крае, где занимается выращиванием овощей и зерноводством, обрабатывая около 200 гектаров. В последние два года, когда лето было сухим, урожай корнеплодов у Артура был хорошим. В этом году из-за частых дождей ситуация у фермера плачевная. В предыдущие годы он пробовал свежий картофель сразу после Лиго, а нынче такого удовольствия хозяин лишился. Посадка картофеля была начата в апреле, а закончена - лишь в конце июня: «В результате частых дождей пострадали почти все выращиваемые в хозяйстве культуры, но больше всего – картофель, а от сырости и грызунов - капуста. В целом потери урожая картофеля в хозяйстве в этом году могут составить до 70 - 80%».
В «Пумпури» также выращивают зерно, с которым ситуация далеко не блестящая. Артур сказал, что из подготовленных к посеву 100 гектаров земли на данный момент засеяно лишь 40, так как на технике в поле не выехать: «А у многих из тех, кто успел засеять поля, в результате дождей их попросту вымыло».
Из-за того, что техника не может выехать на поля, разрастаются сорняки, подавляющие урожай. Словом, получается замкнутый круг, когда одна проблема рождает другую или сразу несколько.
Ливневые дожди повредили в Латвии посевы на площади 49 392 гектара, не засеянными остались 6027 га. Больше всего пострадали овес, яровая и озимая пшеница, горох и многолетние травы. Примерные убытки оцениваются в 43, 686 миллионов евро.
Кроме этого весенние заморозки повредили 2107 гектаров плодовых культур, больше всего пострадали яблони, груши, ягодные кустарники, черника, смородина и облепиха. Ущерб оценивается почти в 20 млн. евро.
Неблагоприятные погодные условия оказали влияние и на животноводство, осложнив выпас скота. Большинство хозяйств еще не приступили к заготовке силоса.
Отпустил вожжи
В отчаянии пребывает владелец крестьянского хозяйства «Талскати» в Скрудалиенской волости Аугшдаугавского края, Николай Буторин, в хозяйстве которого около 30 дойных коров. Под покос было отведено около 100 га.
Проблема в том, что он с началом лета, не рискуя, решил косить в день всего по 5 га, но потом пошли дожди, сгноившие почти 20 га сенокоса. В конце августа Николай скосил еще 7 га, даже успел сграбить сено в валы, чтобы потом скрутить в рулоны, однако дождь снова помешал довести работу до конца. В результате фермер успел заготовить лишь треть от требуемого объема кормов – сена и сенажа: «Чем буду зимой кормить животных – не знаю. Я в шоке и растерянности! Такой ситуации за все время моего фермерства не было. Руки опускаются от бессмысленной работы. Из-за бессилия что – либо изменить к лучшему я отпустил поводья – куда вывезет!».
Со своей бедой Николай не одинок. Он рассказал, что его сосед не может смолотить зерно, так как не в состоянии заехать на комбайне на напитанное водой поле.
«У меня такая же проблема, как и у него. Для страховки на поле надо выезжать на двух тракторах, на случай буксировки, если вдруг один завязнет в грязи», - говорит фермер.
Его родной брат Анатолий, усадьба которого тоже именуется «Талскати», но расположена в Лауцесской волости, более оптимистичен: «У меня тоже убытки и немалые, но что делать? Сгнило пол гектара картошки, там стоит вода и плавают чайки. Сено скосить успел и даже заготовил в рулоны, однако, вовремя вывезти с поля не смог, поэтому и они плавают. Это уже будет не качественный корм, а некий сурогат. Обидно, что лишился самого ценного сена, скошенного еще до Лиго. Таким образом, 50 га травы пропало».
Всего Анатолий на зиму заготавливает около 3 тысяч рулонов, а сейчас в наличии есть порядка 2 тысяч – этого объема для его буренок хватит, и, несмотря на убытки, фермер уверен, что с ситуацией справится: «Если выплатят компенсацию, то спасибо, а нет, так и нет. Переживем…».
Главное - работать
Ситуация настолько сложная, что пострадавшие хозяйства посещал даже сам президент Латвии Эдгар Ринкевич. Он говорил не только о финансовой помощи фермерам, но и о том, чтобы чиновники не мешали им работать, имея ввиду, что крестьянина контролирует масса институций, требующих множества разрешения, отчетов и составления немыслимого количества бумаг. Поэтому у фермеров попросту на это нет времени – им бы хоть немного отдохнуть.
Министерство сельского хозяйство Латвии направило правительству предложение объявить с 4 августа до 6 ноября чрезвычайное положение в сельском хозяйстве по всей стране, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный холодом, дождями и наводнениями.
В министерстве подчеркнули, что фермеры продолжают подавать в службу поддержки села сообщения о пострадавших площадях, поэтому их количество и масштаб ущерба будут только увеличиваться. Кроме того, реальный ущерб может быть еще больше, так как не все производители сельхозпродукции оперативно сообщают о проблемах.
Но вряд ли стоит обольщаться по поводу компенсаций за потери, так как по информации представителя Крестьянского Сэйма, начиная с 2017 года латвийские крестьяне не получают никаких денег за неурожай от государства. Рассчитывать они могут только на средства европейского кризисного фонда, а также на страхование.
Тем не менее, в этом году Латвия запросила помощь из этого фонда, и было бы делом чести и совести соответствующих структур оказать крестьянам материальную поддержку, ибо нынче ситуация крайне сложная. Фермеры не ждут, чтобы им компенсировали все убытки, для них главное - возможность продолжать сельскохозяйственную деятельность, значит, жить для себя, а также с пользой для государства и всех нас.
Komentāri