Есть в предместье Даугавпилса местечко, которое как бы не относится к поселку Межциемс и в то же самое время к Средней Погулянке – это территория в районе бывшей железнодорожной станции «Межциемс», характерная тем, что находится на перепутье многих дорог. Несмотря на небольшую площадь этого района, он имеет достаточно солидную инфраструктуру.
С разным статусом
Здесь проходит ветка железной и автомобильной дорог от Даугавпилса до Риги, есть шоссе, ведущее на Среднюю Погулянку и грунтовые дорожки в сторону леса. Есть тут заправка, кафе «Фазенда», авторемонтная мастерская, солидная фирма по продаже разных насаждений – от зимников до цветов, магазины, а, главное, лес с его дарами и рядом расположенным озером. И, конечно, символ Даугавпилса знаменитая «чайка».
Живут здесь люди разного достатка – от состоятельных с коттеджами, до обычных людей с домами, соответствующих их социальному статусу, есть малоимущие со скромными жилищами. Имеются даже пустые дома, несмотря на явную привлекательность микрорайона.
Есть здесь объект, о котором приходится говорить с сожалением и в прошедшем времени – это бывшее предприятие «Заготзерно» - мукомольный и комбикормовый цех, лаборатория и прочие структуры. Сейчас тут царит разруха и запустение.
В двухэтажном красивом доме, расположенном на улице Лиепзиеду, живет Татьяна Ханжина с мужем. Хозяйка является инвалидом и получает пособие. Она официально не работает, но находит себя на собственном садовом участке, на котором с удовольствием занимается огородничеством: «Некоторые жители не могут понять, где они на самом деле живут – в Межциемсе или на Средней Погулянке. И где проходит эта линия. Но какая разница? Главное, здесь хорошие и доброжелательные люди, тишина, покой, спальный микрорайон и красивая удивительная природа.
В момент нашего знакомства Татьяна прогуливалась по улице со своими внуками – старшим Николаем, которому 8 лет и 6-летним Константином. Оба впереди бабушки катили на велосипедах. Помимо велоспорта старший увлекается борьбой, поэтому в качестве доказательства своей физической силы он дал мне потрогать бицепсы. Внушительные.
С 13-ти лет в бизнесе!
При въезде в этот микрорайон со стороны Даугавпилса с левой стороны расположена торговая площадка товаропитомника из Вабольской волости – хвойников, кустарников и цветов, владельцем которого, на удивление, является молодой человек Элмарс Байкс, которому всего 19 лет: «Этим делом я увлекся в 13 лет, а потом, по мере расширения хозяйства, к работе на нем с их согласия подключил своих родителей, тем более, что моя мама по профессии садовод. Сейчас в коллекции разных кустарников, цветов и растений насчитывается около 250 видов, одних только гортензий почти 70 сортов».
Живет семья в Ваболе в частном доме. Когда в усадьбе стало не хватать места для разведения и реализации товара, Элмарс оформил в аренду участок земли в районе поселка Межциемс, в лесу.
После окончания 12 классов молодой предприниматель захотел, чтобы его будущая профессия совпадала с хобби, поэтому в этом году он поступил в Латгальский индустриальный техникум, которые реализует интересные для сельскохозяйственников программы в Вишках. В будущем он станет профессиональным агрономом.
Судя по тому, что покупателей на торговой площадке было немало – они то и дело подходили к Элмарсу с выбранным товаром, можно было судить, что место он выбрал бойкое. Остается лишь порадоваться за успешного молодого бизнесмена. Побольше бы таких!
Могут дом снести
Но как и в любом даже самом красивом уголке нашего города и его окрестностях – не без проблем.
Валентина поведала о своей беде: «Уже имея жилье в центре Даугапилса, в 2004 году я купила в железнодорожном домике по адресу «384 километр» его четвертую часть – однокомнатную квартиру, чтобы использовать в качестве дачи. Все документы имеются. В трех остальных тоже жили люди. Все бы ничего, но в 2024 году в одной из квартир, где собирались любители выпить и закусить, случился пожар».
Впоследствии нерадивому владельцу сгоревшего жилья предоставили другое, двое других жителей тоже ушли из этого дома, а до его части, в которой находилась квартира Валентины, огонь не добрался и она сохранилась в нормальном виде. Но остальная часть дома повреждена, что все строение, конечно, не украшает.
«Квартира оформлена на меня, то есть я являюсь ее законной владелицей. Исправно оплачиваю коммунальные услуги и налог, но может получиться так, что в один прекрасный момент дом пойдет под снос», - переживает пенсионерка, кстати, еще моложавая, симпатичная и интересная женщина, хлебнувшая в этой жизни горя сполна. В 26 лет умерла ее дочь, в память о которой остался ее 19-летний сын Александр, внук Валентины, также уже давно ушел из жизни ее муж, а в этом году в 66-летнем возрасте скончался родной брат.
Валентине кроме квартиры принадлежат хозпостройки – кирпичный сарай и банька, но нужны мужские руки, чтобы все довести до ума, но где найти такого спутника жизни? Валентина дала примерные установочные данные своего потенциального еще пока не состоявшегося избранника: «Зачем мне старик? Ему должно быть от 65 до 75 лет, чтобы имел простой автомобиль, чтобы из города на дачу ездить, и чтобы у него была пенсия – не сидеть же на моей шее».
Валентина: «Я осталась здесь, как последняя из могикан. Это очень печальная история. Жалко терять эту дачу. Тут лес, грибы и ягоды. Для меня не существует плохой погоды, я одинаково радуюсь и солнышку, и дождичку. Поэтому приезжаю сюда, чтобы получить заряд энергии и хорошего настроения. До пожара я называла свое жилье светлицей, а сейчас - темницей».
Она здесь родилась
Этот дом, которому около 150 лет, имеет очень богатую историю, в том числе связанную с судьбой самой Валентины, ее родителей и бабушки с дедушкой: «Они жили в сожженной квартире и во время войны видели, как проходящую рядом железнодорожную колею строили советские военнопленные, которых охраняли немцы. Сердобольная бабушка тайком давала пленным хлебушек. У бабушки и деда жил немецкий офицер, который делился с ними пайкой, не был агрессивным и злым. Но если во время работы пленные от истощения сил падали, то их безжалостно убивали, вывозили в лес и выбрасывали. А бабушка потом закапывала тела.
Отец Валентины был железнодорожником, а мама трудилась на разных работах. Они жили рядом с нынешним жилищем героини этого материала, держали хозяйство, здесь она с братом и родилась. Словом это место – родовое гнездо пенсионерки.
После окончания средней школы Валентина уехала в Ленинград, где встретила спутника жизни, с которым прожила 15 лет, а всего в Питере она пробыла почти 30 лет, после чего, выйдя на пенсию, возвратилась на родину. В Ленинграде она работала бухгалтером и в других местах. После смерти мужа Валентина так не вышла замуж.
Ее жизненная философия не совсем входит в общепринятые человеческие рамки. Валентина не любит вспоминать свое прошлое, а тем более, его анализировать и винить себя в чем-либо. Не занимается критикой в адрес правительств, какими бы они ни были, верит в Бога и загробную жизнь, но при этом считает, что без греха нельзя прожить – на то мы и люди, очень любит бытие и природу, называя себя ее дитем, поэтому крайне негативно относится к людям, загрязняющим флору и фауну. Разговаривать с Валентиной можно на любые темы, она эрудированный и понимающий человек.
Пока никаких документов о выселении пенсионерка не получала, но, по ее мнению, в любой момент они могут прийти: «Конечно, горелый дом не украшает это местечко, но может быть его отремонтировать и вселить сюда людей. И им крыша над головой, и мне веселее».
На данный момент пенсионерку беспокоит лишь одно, чтобы не выбросили из родного уголка – места жизни трех поколений героини этого материала.
Komentāri