Мы все родом из детства. И у каждого из нас есть свои воспоминания об этом времени. У одних они ассоциируются со вкусом бабушкиного варенья. Для других они связаны с запахом хлеба, испеченного в печи. Для братьев Скринда, как принято в Латгалии, это могут быть Божье имя и крест. И в ту солнечную субботу, когда мы поднялись на холм Лиепу Мукану, нас встретил обновленный крест, у подножия которого надпись на камне гласила - Дом Скринда. Дом…
Да простят меня историки, но мне кажется, что только в Латгалии места для домов выбирались на самых высоких холмах глинистой земли края. Должно быть потому, чтобы по утрам у каждого из домочадцев открывался более широкий вид на тот участок земли, который называется Земля отцов. Вероятно, хозяева дома Скринда Донатас и Аполония, стоя на вершине холма, тоже учили своих семерых детей любви к тому месту, которое в народе называют родиной. Это они доказали и на деле, так как все семеро детей были отправлены в школы, а трое братьев Бенедикт, Казимир и Антон получили возможность продолжить обучение в Петербурге.
Дом Скринда... Именно о доме, открывая крест, говорил 1-й заместитель председателя краевой думы Янис Промс, особенно благодаря всех, кто участвует в сохранении памяти о земляках, а это, по счету уже третье, освящение креста свидетельствует о том, что мы все сильны в вере. Свое благословение дал настоятель Калупского прихода Антон Аглониетис.
В заключение трогательно прозвучало духовное звучание Вабольского этнографического ансамбля «Vabaļis». К подножию креста опустились цветы. Еще только общая фотография и мы можем отправиться в Музей рода Скринда, где прошло мероприятие, посвященное одному из братьев - Казимиру, которому в этом году исполнилось бы 150 лет.
К. Скринда вел трудовую жизнь - был не только священником, но и профессором Петербургской духовной семинарии, руководил Петербургским латышским музыкальным обществом, организовывал курсы подготовки учителей, читал доклады и проводил дискуссии, которые называл «Skryndas tejas vokorim».
Самый большой жизненный вклад К. Скринды – газета «Drywa». Это наиболее долго просуществовавшая латгальская газета поры Первой атмоды. Относительная долговременность и рост газеты объясняются ее целями: содействие вере, народному (латгальскому) сознанию, нравственности и благополучию. И уже, сидя плечом к плечу в уютных помещениях Музея Скринда «Utragola», наслаждаясь кулинарным наследием музея, слушая народную музыку в исполнении фольклорного ансамбля «Dyrbyni», а также представленные литературоведом и писателем Валентином Лукашевичем и историком Арнисом Слобожаниным знания о фактах, полученных в разных экспедициях, начинаешь понимать - насколько мы богаты! Сейчас, когда в обществе кипит напряжение, недовольство и некоторая обреченность, я горжусь и восхищаюсь теми людьми, которые сидят вокруг меня. Людьми, которые не сдаются.
На мой взгляд, их дух укрепляется верой, надеждой и любовью. Ведь только вера - это та основа, которая позволяет выдержать все бури. Вера - это чудо, которое позволяет сделать невозможное. Надежда - это состояние души, которое не позволяет сдаться. А любовь - это энергия, способная сделать слабого сильным на пути к достижению цели. И жители Ваболе это могут. С настоящим латгальским духом.
Komentāri