Минувшая рабочая неделя завершилась важным для региона и всей Латвии событием в сфере энергоснабжения. В Ликсне была открыта третья станция синхронного компенсатора, которая была сдана в эксплуатацию раньше обозначенного срока.
Почти год назад, 8 февраля 2025 года, Латвия сделала шаг, который стал очень важным историческим событием в жизни независимой Латвии — наша страна отключилась от контролируемой Россией системы энергоснабжения БРЭЛЛ, а через день стала частью европейской системы. Кажется, что это был такой двухдневный шаг, но на самом деле подготовка к нему началась уже давным давно. И открытие станции синхронного компенсатора стала частью этой работы.
«Мы завершили очень значимый этап. Это третий синхронный компенсатор в Латвии и девятый в странах Балтии. Это стало завершающим этапом той большой работы, которую нужно было выполнить, чтобы мы чувствовали себя стабильнее и безопаснее в сфере энергоснабжения. Это даем нам ощущение безопасности и уверенности в том, что мы сами можем содержать межсистемную энергосистему. Это сердце, которое дает нам необходимую фреквенцию в энергосистеме. В каждой стране установлены по три таких компенсатора, в Ликсне — заключительный. Мы все хотим укреплять систему, и мы со стороны министерства на политическом уровне работаем над созданием новым межсоединениями, чтобы делать нашу систему лучше и безопаснее. Все время нужно над этим работать, всегда нужно развивать систему, чтобы она работала на благо жителей Латвии. 8 февраля мы отключились от БРЭЛЛ, и сегодня у меня вопрос — с тех пор что-то изменилось в работе энергосистемы? У нас возникают перепады электричества? И при этом сегодня мы сами отвечаем за свою систему. Да, для нас это был вызов, но пока мы отлично с ним справляемся, жители даже не заметили разницы. Мы собираемся продолжать также работать, а также смотреть в будущее, чтобы делать эту систему стабильнее и безопаснее», - рассказал газете «Латгалес Лайкс» министр климата и энергетики Латвии Каспарс Мелнис.
Этого, по мнению главы Министерства, можно добиться, создавая дополнительные межсоединения и производить как можно больше своей электроэнергии.
«Это третий компенсатор. Первый мы завершили еще в прошлом году, и он находится в Гробиняс. Второй в середине июня был построен в Венстпилсе. И вот, наконец, мы подошли к заключительной точке — третьему синхронному компенсатору, который мы сегодня открываем в Ликсне. Мы его завершили раньше положенного срока. Важно понять, что это существенная технология, необходимая. В тот момент, как мы отключились от контролируемой Российской Федерацией системы БРЭЛЛ и подключились к континентальной Европе, нам нужно было стабилизировать работу сети, и эти синхронные компенсаторы для этого нам и нужны. Кстати, эти системы помогут нам интегрировать и возобновляемые генерационные станции, в частности сухую генерацию. Это действительно очень важная инвестиция для Латвии и стран Балтии, а также для всей Европы, чтобы обеспечивать стабильную, непрерывную услуги всем жителям Латвии, включая предпринимателей, которые используют электричество каждый день», - сказал председатель правления «Augstsprieguma tīkls» Роландс Ирклис.
Вспоминая конец апреля этого года, когда Испания и Португалия остались почти на сутки без электричества, сегодня некоторые скептики в Латвии говорят о том, что подключение к европейской сети было ошибкой, мол, нет никакой гарантии, что у нас также не будет таких перебоев. Роландс Ирклис, который имеет опыт работы в Европейском агентстве по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER) и Совете европейских энергетических регуляторов (CEER), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), заверяет, что это две совершенно разные ситуации: «Эксперты отмечают, что причиной могли стать структурные слабости, связанные с быстрым падением производства солнечной энергии, которая работает «без инерции». Расследование этой ситуации еще продолжается. Что касается нас, то как раз эти синхронные компенсаторы установлены для того, чтобы каждый день удерживать эту энергию. Что еще отличает нас от Испании и Португалии, мы лучше интегрированы в Европейскую энергосистему. По факту Испания, Пиренейский полуостров имеет соединение только с Францией, что составляет лишь 4% от их потребления. Страны Балтии же сегодня соединены с Польшей, Швецией, Финляндией, что составляет 50% от пика потребления. У нас также есть новая современная технология. И эти риски ситуаций, которая возникла на Пиренейском полуострове, у нас значительно ниже».
Но сегодня речь идет и о других крупных проектах в сфере энергоснабжения, и прежде всего мы говорим о возобновляемых источниках — ветропарках и парках солнечных панелей.
«Нам нужно в этом вопросе достигнуть баланса между производителями и жителями. Нам нужно понять, что если мы хотим дешевую электроэнергию, которая нам будет доступна не только в солнечные дни, но также весной и осенью, когда у нас ветрено, то у нас есть возможность этого достичь, стоя ветропарки. На самом деле это не проблема. В первую очередь должно быть место диалогу. Понятно, что мы сталкиваемся часто с полуправдой, что у людей создает впечатление некорректного отношения. Важно вести диалог, говорить о реальных планах и возможностях. Давайте на чистоту. Ну сколько мы можем построить до 2030 года ветропарков? 5 или 7%. И это некорректно. Поэтому мы подали поправки к закону, которые предусматривают, что в каждом самоуправлении по сути может быть один ветропарк, это порядка 20 турбин, а дальше можно сказать спасибо, нам остальные не нужны. То есть жители будут понимать, что на этом остановятся, у них будет один подобные объект, а не три или пять. Мы можем дискутировать на любую тему, но нужно понимать, что дешевую электроэнергию все хотим, и над этим нужно работать, но при этом обсуждая все возможности. Да, у нас есть ТЭС, у нас есть ГЭС, парки солнечных панелей, то по количеству ветропарков мы заметно отстали. Например, в той же Литве до конца года количество ветряной энергии составит 2 тысячи мВт. У нас до 20230 года только планирует достичь такого объема. Мы часто задаемся вопросом — ну как так, почему литовцы опять впереди нас? Ответ элементарен, да потому что они делают. И если мы, наконец, начнем строить эти ветропарки, это позитивно отобразится и на наших счетах. Сейчас те, которые платят по биржевым ценам, замечают, что в солнечную погоду стоимость электроэнергии значительно дешевле. И этого результата удалось добиться благодаря паркам солнечных панелей. Весной, зимой и осенью, когда у нас значительно больше ветреных дней, мы также сможем видеть значительную разницу в цене, если у нас будут построены ветряные парки», - говорит К. Мелнис.
В Латвии первая подключенная к передающей сети синхронная компенсаторная станция находится в Гробиняс, за ней следуют станции в Вентспилси и Ликсне. Реактивная мощность каждого такого объекта составляет 100 MVAr (реактивных мегавольт-ампер), они обеспечат необходимую инерцию, накапливая 2090 MVAsec (мегавольт-ампер-секунд). Общий объем инвестиций составляет 114 миллионов евро, 75% которых является софинансированием Европейского инструмента соединения инфраструктур (Connecting Europe Facility – CEF). Проект был реализован предприятием «Augstsprieguma tīkls» в сотрудничестве с «Siemens Energy» и «Enersense Latvija».
Синхронизация балтийских сетей с континентальной Европой не только повышает надежность электроснабжения в регионе, но и способствует развитию внутреннего энергетического рынка Европы и создает новые возможности для бизнеса. Кроме того, инвестиции в оборудование и технологии, осуществленные в рамках проекта, являются одним из предварительных условий для безопасного подключения к передающей сети крупных источников возобновляемой энергии и достижения целей «зеленого курса» Европы.
Komentāri