Анастасия Григорьева за свою спортивную карьеру завоевала четыре титула чемпионки Европы и приняла участие в трех Олимпийских играх. В мае этого года спортсменка объявила о завершении спортивной карьеры. Это вовсе не значит, что теперь Анастасия будет отдыхать и о спорте забудет. Она говорит, что теперь может говорить и выражать свое мнение, поэтому полна решимости представлять интересы спортсменов.
Умная и доброжелательная - так можно описать эту хрупкую и одновременно сильную женщину.
В интервью Анастасия Григорьева делится размышлениями о детстве, карьере и своих планах на будущее.
- Какими были детство и путь, связанный со спортом?
- Рассказывая о детстве в интервью, у меня каждый раз получается отвечать по-разному. В детстве мы жили в окрестностях Нидеркун, далековато от центра, и семья не имела возможности ни по времени, ни финансово поддерживать меня, возить на кружки. Во время учебы я попробовала около десяти видов спорта, и волейбол, и хоккей, даже бегала. Там, в Нидеркунах, Любовь Копылова открыла факультатив кружка по интересам - теннис, новус и многое другое для молодежи, чтобы качественно проводить свое свободное время недалеко от места жительства.
Летом, когда мне было 12 лет, я пошла посмотреть, как брат занимается дзюдо, и Любовь ко мне реально привязалась, чтобы я пришла на тренировку. Попробовала, побилась и подумала, что это не мой вид спорта. Любовь, правда, весь следующий год, увидев меня, звала: «Анастасия, почему ты не приходишь на тренировки!» Мне было стыдно отказать взрослому человеку, поэтому я вернулась. Потом все было как по волнам – тренировалась и уходила и потом снова по кругу. В 2005 году, когда мы перешли на вольную борьбу, я подружилась с коллективом и осталась. Вместе мы чувствовали себя семьей. Так как я из неполной семьи, для меня было очень важно ощущение своего сообщества. Любовь, на мой взгляд, видит в каждом ребенке потенциал, что-то особенное. Человек с широким сердцем, она сама покупала для детей обувь, кормила и давала больше, чем просто тренер - она была рядом. Что касается финансов, то мне очень нравилось дзюдо, но я не могла себе это позволить финансово, летом работала, чтобы потом участвовать в соревнованиях. И сейчас считаю, что в городе этим видом спорта пренебрегают.
- Что мотивировало стараться и побеждать?
- Моей самой большой мотивацией в начале спортивной карьеры было это чувство сообщества, поддержка и, конечно, результат. На первом чемпионате Европы мне казалось, что одолею всех соперниц и поеду домой. После того, как в двух поединках не набрала ни одного очка, поняла, что нужно что-то менять. Увидела, какой уровень в мире, поэтому поставила цель, прежде всего, доказать себе, что я могу. В любом занятии деньги не могут быть мотивацией, это может быть приятный бонус. Даже если бы мне предложили миллион за олимпийскую медаль, смогла бы я это сделать? Вряд ли. Даже когда мне никто не обещал миллион, я старалась изо всех сил. Часто во время карьеры я слышала, что мне повезло, что в следующий раз я не выиграю, что я уже стара и ничего не добьюсь, поэтому, конечно, и другим хочется доказать свои способности. Если бы что-то можно было изменить, то я бы больше наслаждалась своей спортивной карьерой, а не просто пыталась кому-то что-то доказать, но второй возможности нет.
- Спортсменка и мама в одном лице. Что изменилось, когда дети вошли в вашу жизнь?
- Многие наверняка думали, что моя карьера закончилась с появлением детей. Хочу подчеркнуть, что тогда, когда, тренировалась с ребенком на руках, было одно, сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что это было не нормально. Женщина совмещает работу, уход за ребенком, учебу, личную жизнь – сумасшествие. Окружающие говорят – но это твой выбор. Однако мужчине такой выбор - хочет ли он быть только отцом или одновременно работать - делать не нужно. Кто сказал, что роды обновляют тело женщины? Здоровье, эмоциональное состояние подорваны, стыдно просить помощи. Во время спортивной карьеры я была уверена, что мне нельзя жаловаться, я всегда должна улыбаться и показывать, что со всем справляюсь. Большинство спортсменов лишь демонстрируют положительную сторону повседневности, потому что, если сказать о трудностях, общество начинает «съедать». Если бы я могла вернуться в прошлое, я бы ничего не меняла. Дети - лучшее, что может произойти в жизни человека. Мамам в спорте следует оказывать дополнительную поддержку, поскольку в повседневной жизни женщины также испытывают больше нагрузки, а женщина и мужчина никогда не занимали равных позиций в спорте. Я выжила благодаря своей уверенности, что могу рассчитывать только на себя. Я такой человек, которому нужны активные будни и новые вещи - в этом году написала магистерскую работу, прошла различные курсы личностного роста, не могу сказать, что сейчас отдыхаю.
- Каковы планы на будущее?
- Спортсмены часто боятся говорить, что они на самом деле думают. Есть много вещей, о которых нельзя громко говорить, потому что страшно, что отнимут финансирование, не пустят на соревнования, будут проблемы. Сейчас, когда я планирую работать со спортсменами, я хочу быть голосом спортсменов, мне кажется, нужно менять структуру. Она устроена таким образом, что определенные вещи находятся в ведении руководителей и они находятся в эпицентре, однако в центре должны быть спортсмены. Именно у спортсмена нужно спрашивать, чего он хочет, с какими трудностями сталкивается и как можно было бы решить проблемные вопросы. Конечно, можно продолжать кричать, что нужно только финансирование, но в реальности спортсменам нужны не только деньги, зачастую не хватает человеческих ресурсов.
Свою магистерскую работу я писала об интеграции спортсменов в общество после завершения карьеры. У нас есть поддержка спортсменов во время активной карьеры и пенсионного возраста. Мы теряем большой ресурс спортсмена, пока он находится на этом промежуточном этапе. Речь не идет о том, что каждый должен подготовить теплое местечко, но все же нужно предоставить достаточно ресурсов, чтобы уже в течение карьеры можно было расширять свой кругозор и подготовить план. У спортсмена дуальная карьера, он может учиться и тренироваться, однако образование, полученное 20 лет назад, после завершения спортивной карьеры может быть неактуальным, неинтересным и у спортсмена нет никакого опыта в этой сфере. Во время активной карьеры говорят – ты должен думать только о спорте! После карьеры спрашивают – о чем ты думал?
Каждый из нас сам отвечает за свой выбор, мы сами выбрали стать спортсменами, но так можно сказать о каждой профессии. Если нужно распределять финансирование молодому спортсмену или тому, кто завершил карьеру, тоже есть вопрос - зачем поддерживать молодого спортсмена, если он в определенном возрасте окажется в такой же ситуации, без четкого будущего и плана. Нужно менять подход к этой системе. После объявления о завершении карьеры я позволила себе некоторое время не знать, чем хочу заниматься, позволила себе не выбирать карьеру на всю жизнь.
В ближайшее время хочу поработать в спорте высоких достижений. Поскольку я являюсь членом комиссии атлетов, баллотировалась на должность члена состава Комиссии европейских атлетов. Хочу говорить и защищать женщин в спорте, им нужна поддержка, как женщинам, так и молодым мамам. Говорить о карьерном переходе в определенном возрасте, создавать механизмы поддержки, чтобы хотя бы проводились какие-то карьерные консультации, чтобы понять направление будущего. Меня также интересует коучинг, это инструменты, которые я сама использую во время карьеры, это психолог, коуч. Если бы я за свою карьеру больше пользовалась этими услугами наставничества, возможно, результаты были бы еще лучше. Как бывшая олимпийка, я сейчас получаю эти услуги ментора и это очень ценно, во время разговора все выстраивается «по полочкам». Есть механизмы поддержки, но многие о них не знают. Видение будущего - развиваться как ментальный тренер, наставник (ментор), чтобы помочь спортсменам, особенно женщинам, на стадии выгорания. Человек в центре системы - это нужно помнить всегда.
Фото из личного архива А. Григорьевой.

















Komentāri