Молодой, амбициозный, окрыленный музыкой человек. Это все о нем. О нашем сегодняшнем герое: Ренате Цвечковском, музыканте, композиторе, главном дирижере Даугавпилсского оркестра «Daugavpils Sinfonietta».
Для этого музыкального коллектива, работающего под крылом «Vienības nams», который некоторое время назад остался без дирижера и большей части музыкантов, Ренат стал подарком судьбы. Вместе с художественным руководителем оркестров «Vienības nams” Евгением Устинсковым у него получилось создать свою новую команду, которая сегодня готова на любые музыкальные эксперименты.
Осенью этого года для оркестра «Daugavpils Sinfonietta» начался новый 18 сезон. И как рассказывает сам Ренат Цвечковскис, почитатели классической музыки должны быть готовы к сюрпризам и не судить их строго. Ведь поразмыслить будет о чем.
«Великие за это нас простят...»
- По своей натуре я человек-импровизатор, – рассказывает Ренат Цвечковскис. - Так живу, так чувствую, так играю и дирижирую. Дело в том, что все самые невероятные идеи приходят мгновенно. И тогда наступает время экспромта и все правила уходят на второй план. Честно сказать, я люблю и ценю в себе это качество. Это и есть творческая свобода, которая позволяет реализовать свои мечты. И я счастлив, что мои коллеги-музыканты, те, кто сегодня рядом, находятся со мной на одной волне. Это огромная удача. Именно поэтому, я повторюсь, сегодня мы наслаждаемся свободой творчества.
- Однако, когда мы говорим о Бетховене, Шопене, Чайковском, Шумане и других великих композиторах, импровизация воспринимается как некое «хулиганство». Да, со знаком плюс, но тем не менее. Должны ли быть границы у импровизации или гори все огнем...
Р. Цвечковскис: - (смеется) У любого произведения есть музыкальная партитура, написанная по своим законам, по законам гармонии и форме. В конце концов, по законам творческого гения, в противном случае, о музыкальном произведении никто бы ничего не знал. Но... Эти мастера в своих произведениях потомкам оставили загадку, ребус, которые мы должны решить. Я в этом уверен и убежден. Да, всегда был и есть и будет вечный спор, как интерпретировать Великих, потому что у каждого свое видение. Но время проходит, тенденции меняются, а рукописная партитура при этом всегда остается неизменной. И главная линия сонаты, пьесы, симфонии, этюда – она вечна. Это Библия, которой мы (музыканты) следуем. А вот как ее толкуем – это уже зависит от культуры самого человека, времени и образования музыканта.
«Дирижер задает тон всему»
- Оркестром «Daugavpils sinfonietta» Вы дирижируете около двух лет. И мы знаем, что в этом коллективе достаточно много музыкантов, с которыми Вы вместе учились, участвовали в конкурсах, дружили и т.д. Теперь Ренат Цвечковскис дирижер. Начальник. Насколько Вам легко в этой роли? Каково дирижировать теми, с кем в школьные годы сбегали с уроков сольфеджио?
Р. Цвечковскис: - Я в своей творческой жизни работал с разными коллективами. У меня были проекты и с Национальным оркестром, и с Лиепайским оркестром и зарубежными коллективами. Но «Daugavpils sinfonietta» - это любовь. Это тот коллектив, который выдержал и прошел через все перипетии и родился заново. За этих людей я радею, переживаю, стараюсь поддержать, если им это необходимо. И это уже разговор не только о музыке. «Daugavpils sinfonietta» - это личные глубокие отношения. Надеюсь, что не только с моей стороны. Это уже вопрос о любви к друг другу.
- Вас назначили руководителем оркестра, то есть коллектива, который два года назад пережил даже не перезагрузку, а революцию (!). В тот период оркестр остался в «побитом» состоянии: без дирижера, часть музыкантов тоже ушла. И вот оставшимся оркестрантам говорят: здравствуйте, вот ваш новый руководитель. Как Вас приняли?
Р. Цвечковскис: - Да, тогда ситуация была не из простых. Но давайте вспомним мудрейшего Соломона, который сказал: «Все проходит и это пройдет...». А вот еще одна его фраза: «Время собирать камни. Время разбрасывать камни» или же «Время обниматься или время уклоняться от объятий». То есть мы были не первым и не последними. Прошли все эти испытания и хорошо.
А если мы говорим о «Daugavpils sinfonietta», то меня приняли в этом коллективе более, чем хорошо. Наши отношения с коллективом до сих пор развиваются. И моя задача как дирижера, как руководителя оркестра создать микроклимат в оркестре для всех максимально комфортным. У нас могут быть разногласия, споры по поводу прочтения и исполнения материала. Бывает, искры летят. Однако, все-таки у нас одна цель, одна миссия на всех, один вектор, по которому мы идем. Мы все в одной лодке.
В далекое будущее я не заглядываю. Понимаю, что рано или поздно придет время, когда я должен буду уйти из коллектива. Но я очень хорошо знаю, что нет в жизни незаменимых людей.
- А легко ли быть сегодня дирижером? Ведь от этого человека, от его динамичности, позитива, авантюризма (в хорошем смысле слова) будет зависеть продажа билетов на концерт. Вы же не будете отрицать, что харизма дирижера имеет важное значение?
Р. Цвечковскис: - Абсолютно верно. Дирижер задает тон всему. Но и он же во всем всегда виноват, если что-то идет не так. Это закон и его нельзя игнорировать.
Если мы говорим о музыканте-дирижере, то это уникальный человек. Музыкант, который во время выступления не издает ни одного звука. И я такой же. Я проживаю музыку внутри себя. Я не танцую перед оркестром, зрителем, но в душе в этот момент у меня вулкан, который иногда вырывается наружу. Ну и пусть. Главное, чтобы это музыкантам не мешало.
Если дирижер - человек творческий, ответственный и с любовью делает свое дело, тогда он обязательно пожнет свои плоды. А как известно, «древо познается по плодам его». Я слепо верю в это.
Когда душа поет от счастья
- В последние годы у населения появился интерес к классической музыке. Мы это видим и по заполненности залов и по тому, как люди приветствуют музыкантов. Опера Моцарта «Бастьен и Бастьенна», премьера которой состоялась накануне «Музыкального августа», тому подтверждение. Впрочем, как и концерты «Музыкального августа». На Ваш взгляд, с чем связан этот интерес?
Р. Цвечковскис: - Музыка, которую мы сейчас воспринимаем как серьезную классическую, раньше была поп-музыкой. И в этом нет ничего зазорного. Время такое было. Время, когда творили Моцарт, Верди и другие. Вот, например, Верди – не успел презентовать свою новую оперу, а уже более яркие ее фрагменты разлетелись по миру до премьерного показа. Оперетты Штрауса или Венские вальсы - это все об этом. И эта музыка тогда была популярной среди масс разных сословий. Это было просто развлечением.
Но история циклична. И есть периоды, когда человек больше посещает концерты классической музыки. А в какой-то период люди хотят чего-то более легкого. В Даугавпилсе мы сейчас видим запрос на классическую академическую профессиональную музыку. И это здорово.
- Вы недавно сказали, что «Vienības nams» начинает походить на филармонию... О чем это говорит?
Р. Цвечковскис: -Это говорит о том, что формат творческих проектов «Vienības nams» становится более дорогостоящим. И да, я считаю, что «Vienības nams» постепенно превращается в филармонию. Я не знаю, нужен ли этому учреждению культуры такой статус, но развитие в этом направлении меня радует. Как и радует, что «Daugavpils sinfonietta» реализует международные творческие проекты. На открытии 18-го сезона с нами выступала знаменитая пианистка из Финляндии. Ее менеджер сам нас нашел и сам предложил совместное выступление.
- Ренат, но вы не только дирижер. Вы еще композитор. Остается ли сегодня время на музицирование?
Р. Цвечковскис:- Да. Есть и коммерческие предложения. А есть что-то и для души. А для нее хочется писать либо, когда пытаешься справиться с большой душевной болью, либо, когда душа поет от счастья.








Komentāri