„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 22. decembris
Svētdiena
Saulvedis
+1.4 °C
apmācies

Хмель

«Хмель – многолетнее двухдомное растение семейства коноплевых с вьющимся стволом длиной до 6 м. Растет в кустарниках, на берегах рек, во влажных лиственных лесах, его также культивируют».1

В целительстве чаще всего используются головки цветов хмеля, или так называемые шишки, которые высушиваются и используются как внутрь, так и наружно. «Наружно применяется при различных кожных заболеваниях, ранах, язвах (отвары для омывания), при раке кожи, нарывах, при ревматических болях, подагре (цветы; 1 ст. ложку порошка «шишек» хмеля смешать с 1 ст. ложкой свиного жира или свежего масла), при ушибах (влажные компрессы), против перхоти, чтобы укрепить рост волос».2

У нас дома два-три хмеля росли возле лип между Малыми воротами и Маленькой комнатой. Как правило, этот хмель вырастал и опутывал липы, с веток которых его было трудно доставать. Когда срывали хмель, было ощущение, что настоящая осень пришла – надо копать картошку, собирать зимние яблоки.

В нашем доме пиво не делали. Один раз дедушка приготовил – когда можно было купить в магазине в стеклянных банках солодовый концентрат. В тот раз хмель, выросший у нас дома вроде как тоже пригодился. Деревянная бочка для пива у нас дома была, но обычно стояла неиспользованной.

Хмель в нашем доме чаще всего использовали женщины для мытья волос.3 Воду для этого тоже специально собирали – на улице стояло ведро, в котором скапливалась дождевая вода. Я с раннего детства знал, что дождевая вода непригодна для питья.

Говорили, что после ополаскивания волос отваром хмеля, они становятся мягкие, не секутся и не «пушатся». Шампуни тогда были редкостью, приходилось справляться природными средствами. Если в те времена было шиком мыть волосы каким-нибудь импортным шампунем, то сейчас шик - мыть их в отваре хмеля.

Конечно, хмель больше всего ассоциируется с напитком, который так и называется. Известный в окрестностях Даугавпилса пивовар Вильгельм Янис Паберз рассказал, как он готовит этот напиток.

«Предположение о том, что качество пива определяет хмель, является частично правильным, говорит Вильгельм Янис, подчеркивая, что не менее важную роль играет ячмень при приготовлении солода.

Еще в колхозные времена в Ликсне Вильгельм Янис купил сорт белорусского ячменя, который в народе так и прозвали - пивным ячменем, и выращивает его по сей день, так как он действительно хорошо уживается с выращенным в Латвии хмелем. Отмечаемый латышами сорт ячменя «Abava» не так хорош, заметил пивовар.

Сначала Вильгельм Янис замачивает ячмень не менее 24 часов в прохладном темном месте под пленкой. Он показал в сарае то место, где ячмень прорастает. Это бетонный пол, на котором установлена неглубокий короб, а там, в свою очередь, насыпана нужная доза ячменя. Ячмень нужно раз или два перемешивать, чтобы он прорастал равномерно, и периодически поливать, чтобы не засыхал.

Затем ячмень сцеживает и ставит наверх в баню сушиться. Вильгельм Янис несет свой ячмень к соседу, который топит баню, и через сутки ячмень готов, чтобы перемолоть его в муку. Мастер размалывает муку самодельными электрическими жерновами.

Вильгельм Янис начинает варить пиво с раннего утра, чтобы хмель обладал вкусом утреннего солнца и запахом утреннего скошенного луга. Он насыпает в бочку муку, и деревянной лопаткой измеряет, сколько ее насыпано, делает на лопатке засечку (отметку). Затем кипятит 1-2 ведра воды, и эту кипяченую воду, периодически перемешивая, вливает в бочку. Воду заливает до фильтра. У Вильгельма Яниса фильтр представляет собой ванночку из нержавеющей стали с сеткой и четырьмя слоями марли. Вильгельм Янис высыпает в сито хмель. Через это сито процеживается образовавшийся в бочке жидкий «суп». Когда жидкость остыла до температуры нагретой летним солнцем дождевой воды, мастер добавляет дрожжи (на 15 ведер требуется три пакетика дрожжей). Чем жидкость холоднее и дольше бродит, тем пиво вкуснее.

Оставшуюся дробину (солодовую гущу) Вильгельм Янис отдает соседу, потому что коровы съедают ее с удовольствием.

Ошибочно поступают те, кто подсыпает в пиво сахар, полагая, что пиво станет крепче. Сила хмеля зависит от солода – большую крепость дает больший концентрат солода.

Хмель он спрессовал в бочку, и этого ему хватит до старости. Из ведра ячменной муки получается примерно 1,5-2 ведра хорошего пива».4

Хмель - это консервант, придающий напитку и дополнительный вкус. В древние времена вместо хмеля использовали тысячелистник.

Чтобы сваренное пиво быстро не испортилось, в него часто добавляли немного свежей крапивы.

Сделанное дома крепкое пиво называли кумушкой, бражкой и др. Домашнее пиво сильно изменилось, когда сахар можно было купить дешево и много.

Сейчас в Латгалии для пива промышленного производства закупают приготовленный в других странах солод и хмель. В Латгалии немногие домашние или пивовары-любители используют местное сырье, но такие еще есть.

Хмель вплетен и в искусство. Есть достаточно много народных песен, где он упоминаются, в качестве примера я бы назвал «Eima, eima, muosenis», которая особенно популярна была в 30-50-е годы 20-го века.

«Eima, eima, muosenis» – из свадебных песен5 – как «Zīdi, zīdi, rudzu vuorpa» и многие другие. В песне народные слова, в том числе мелодия, но для нее несколько музыкантов сделали свои аранжировки. В 1940 году на Празднике песни в Стропах «Eima, eima, muosenis» была исполнена под аккомпанемент Екаба Граубиньша (1886-1961).

Песня «Eima, eima, muosenis» достаточно популярна и сегодня. В своей интерпретации эту песню спела Айя Римша. У группы «Borowa MC» есть песня «Eima eima», где рэп дополняет стилизации этой латгальской народной песни. Хореограф Илмар Дрельс создал танец «Eima, eima, muosenis», за основу которого взята обработка Гунара Игауниса.

Слова и ноты народной песни опубликованы в «Munā dzīšmu gruomotā», составленном Эдите Хусаре. Начало песни такое:

«Eima, eima, muosenis,

Pa upeitis molu.

Tymā upis molā

Auga apeineiši.

Paškynu apeiņu,

Zaļu da smuordeigu.

Padareju aļteņu

Soldonu da gordu.»6

Хмель есть и в милых романтических стихотворениях, как, например, в этом Онтона Слишанса.

«edz, kai tu atlidovi –

kai bezdeleiga nasdama leita viesti,

edz, kai tu apčieri mani –

kai apeiņa steiga apsaveji,

edz, kai tu mutis maņ devi –

kai dīva gūteņa pa lyupuom bizineji.»7

Я встречал в жизни людей, у которых фамилия Апейнанс, Апейнане (лат. «аpinis» – «хмель», прим. пер.). Они были со стороны Ленджи и Берзгале, и эта фамилия всегда казалась мне очень древней и по-настоящему латгальской.


1. Populārā medicīnas enciklopēdija (atb. red. A. Bļugers) – Rīga: Galvenā enciklopēdiju redakcija, 1985., 46. lpp.

2. Pētersone A. Ārstniecības augi. I – Rīga: Liesma, 1975., 103. lpp.

3. Слышал, хмелевый чай можно использовать для успокоения нервов.

4. Jonāne E.T. Vabolietis Vilhelms Jānis Pabērzs dara alu priekam // „Latgales Laiks”, 22.06.2007.

5. Из грустных, где в тексте проявляются также упрямство и юмор.

6. Muna dzīšmu gruomota (sast. E. Husare) – [B.v.]: LgSC, 2020., 80. lpp.

7. Slišāns O. Salve regina – [B.v.]: GIRG, z. s. Jākupāni, 2008., 36. lpp.