Даугавпилсское литовское общество "Rasa" объединяет около 60 активных членов, и у каждого своя история, как его или ее род укоренился в Латгалии.
Любовь, работа и репрессии
Директор Даугавпилсского литовского дома Римантас Клепшис, который приехал в Даугавпилс в 1978 году, чтобы работать преподавателем в Даугавпилсском высшем военном авиационном инженерном училище им. Яна Фабрициуса, считает, что литовцы – братья латгальцев, потому что столетиями живут по соседству, обогащая друг друга языками и песнями. "Если говорить о литовцах в Латгалии, то есть, по меньшей мере, три причины, как литовец здесь оказался. Первая и главная – это любовь. Литовец отправляется туда, куда вели ему сердце. Поиски лучшей работы – это другая причина. Латгальцы всегда ездили работать в Литву, а литовцы в Латгалию. И, наконец, третья причина – депортации литовцев. Вернувшись из ссылки, литовец, как и латгалец, не мог вернуться в отчий дом. Поэтому жители литовского приграничья стали жить на приграничной территории Латвии, в Селии и Латгалии", - сказал Римантас.
Его дети после школы вернулись в Литву, а внуки живут в Германии и не знают литовского языка.
К сожалению, из-за миграции невозможно точно сказать, сколько литовцев живут в Даугавпилсе и Латгалии, продолжил Р. Клепшис, добавив, что числа ничего не говорят о народе, его самая яркая визитная карточка – это язык и культура. "Даугавпилсские литовцы бережно хранят этот подарок предков, а что будет через столетие – только Бог знает. Но когда у моих детей и внуков спрашивают, кто они, ответ однозначен – мы литовцы", - говорит Римантас.
Живут дружно
Пьятрас Скарбаускас родился в Игналине, после окончания военного училища 33 года служил в советской армии, на аэродроме в Лоциках. Но Даугавпилс стал постоянным местом жительства, потому что Пьятрас женился на даугавпилчанке. "Я могу пошутить, что литовец может одеть и раздеть. Но если говорить серьезно, мы, литовцы, живем в Латгалии очень дружно. Жаль, что не знаю латышского языка, в армии говорили только по-русски, жена тоже была русской. Я остался один – дочь живет в Воронеже (Россия), а сын в Литве. В обществе "Rasa" много думаю, говорю и пою по-литовски", - рассказал Пьятрас.
Хорошее чувство юмора
Альдона Битиня работает в обществе "Rasa" с момента его основания. Она гордится, что является даугавпилсской литовкой. "Мой путь в Латгалию – это дорога репрессированного домой из Сибири. Нас увезли в 1948 году из местечка недалеко от Клайпеды. Тогда мне было 6,5 лет. Сначала мы приехали в Зарасай. Так как после средней школы мне было запрещено учиться в вузах Литвы, поступила в тогдашний Даугавпилсский педагогический институт на факультет биологии и химии. Осталась в Даугавпилсе, потому что влюбилась в Битиньша. Здесь была семья, работа. Всю жизнь проработала в библиотеке этого вуза", - сказала Альдона. Ее умение говорить и петь на литовском унаследовали дочь и сын. По наблюдениям Альдоны, когда встречаются литовцы и латгальцы, виден их талант много шутить.
Литовец вдохновляет литовца
Катерина Агурянова приехала в Селию в 1956 году, чтобы учиться в тогдашней Даугавпилсской 6-й средней школе им. Я. Райниса. Потом вернулась в Литву, чтобы окончить курсы учителей. После смерти отца в 1963 году она снова приехала в Даугавпилс и осталась здесь. "Здесь уже раньше поселились многие мамины родственники. Когда жили в Литве, мы после гостей в Даугавпилсе привозили вкусный белый хлеб. Я окончила финансовый техникум, и всю жизнь работала в Даугавпилсе финансистом и бухгалтером. С тех пор, как вышла на пенсию, моим домом стало даугавпилсское общество "Rasa", где мои милые литовцы меня вдохновляют", - рассказала Катерина.
У литовца одна Родина
Любовь Пракапавичиене является руководителем вокального ансамбля даугавпилсского литовского общества "Rasa". Взяв аккордеон, она сыграла веселую литовскую польку. "Это было в прошлом веке, оказалась в Латгалии случайно. Я хотела жить в большом городе, поэтому решила квартиру в Рокишкисе, где жило около 7000 человек, поменять на квартиру в Вильнюсе, но не получилось. Единственную квартиру нашла в Даугавпилсе, где в свое время училась в Даугавпилсской музыкальной средней школе. Всю жизнь работала в сфере культуры", - рассказала Л. Пракапавичиене, подчеркнув, что, как бы там ни было, у литовца есть одна Родина – Литва.
В Латгалии и в Литве кугель есть кугель
Катерине Агуряновой нравится латгальская кухня, она родственная литовской, например, в Латгалии хозяйки делают колбасы из тертой картошки, по-литовски это "vedarai". "В Латгалии кугель такой же самый, как в Литве", - сказала Катерина.
Альдона Битиня отметила, что в Латгалии люди более приветливые, разговорчивые. "У латгальцев и литовцев похожие песни, танцы и слова", - подчеркнул Р. Клепшис.