„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. novembris
Sestdiena
Zigfrīda, Zigrīda, Zigrīds
-0.9 °C
neliels sniegs

Как спасали лебедей

Ранения и увечья, получаемые птицами, а именно, лебедями, в разных местах Латгалии - нередки. Зачастую люди, сталкивающиеся с подобными случаями, не знают в какие службы обращаться за подмогой. Получается, проще человека отправить в медучреждение, чем помочь пострадавшему животному или птице. Подобный случай произошел в Вецсалиенской волости Аугшдаугавского (бывшего Даугавпилсского) края.

Пришли к людям за помощью

Автору этих строк позвонила жительница хутора "Звейниеки" упомянутого самоуправления Ирина Гладкова и рассказала, что во двор ее усадьбы пришли двое взрослых лебедей и пятеро детенышей. При этом один из белоснежных красавцев, то ли самка, то ли ее напарник, не шел как обычно вперевалочку, а буквально полз по земле, что могло быть последствием перелома одной из лапок.

Женщина и ее муж Владимир Гладков после серии бесполезных звонков в разные структуры и службы Латгальского региона не знали, что в данной ситуации делать дальше.


Когда я отправился на упомянутый хутор, то метрах в 100 от него на дороге увидел лежащего лебедя. Стал обходить травмированную птицу, которая, пугаясь и шипя, пыталась уползти в траву. Укрывшись в ней, раненый лебедь успокоился, а я отправился на хутор разбираться в ситуации. Второго лебедя и выводка на дворе уже не было. Хозяева пояснили, что семейство, ненадолго задержавшись "в гостях", направилось в ближайший лес.

А до этого Ирина, которая недавно перенесла коронавирус и еще находилась в плохом состоянии, увидев на своем хуторе лебединое семейство и пищащих птенцов, очень расстроилась: "Получается, что птицы, находясь в бедственном положении, все вместе пришли просить у нас помощи. Как мы могли им ее не оказать?! Но когда попытались это сделать, то, как ни странно, оказались бессильными". Ирина и Владимир звонили во все известные им структуры и службы края и Латгалии, чтобы те прибыли, забрали раненого лебедя и помогли птице излечиться. Но в воскресный день решить этот вопрос оказалось делом почти бесполезным: "Мы обращались в полицию, где от нас, правда, не отмахнулись и дали номер телефона ветеринарной службы, и в Службу спасения, потом еще куда-то, где нас попросили по телефону сбросить фото лебедя, но в этом вопросе мы дилетанты. Все нам обещали разобраться, помочь и перезвонить, но никто этого так и не сделал".

Ирина, по ее словам, лишний раз убедилась, что люди сегодня крайне равнодушны, расчетливы - выгодно это или нет, и очень жестоки, в частности, к братьям нашим меньшим, коль в данной ситуации все "умыли руки".

Расстроенные и возмущенные супруги Гладковы позвонили своему соседу по хутору, владельцу усадьбы "Юганины" Ивану Малявке, который сталкивался с аналогичной ситуацией и имеет в этом вопросе опыт.

Но откуда взялась лебединая компания на хуторе "Звейниеки"? Сначала мы предположили, что с озерца, расположенного рядом с хутором "Грантскални" - это в 1,5 километрах от усадьбы Гладковых. Но почему тогда лебеди покинули вдруг родной водоем и направились так далеко - в "Звейниеки"?

Пообещав Ирине и Владимиру не пускать это дело на самотек, я пошел к раненому лебедю, но его, к своему удивлению, не обнаружил. Стал осматривать траву. От того места, где лежал лебедь, в сторону хутора Ивана Малявки шел след, который в высокой траве, словно борозда, был хорошо виден. Направился по нему в надежде, что птица где-нибудь да обнаружится. След довел до дороги, проходящей рядом с хутором И. Малявки, возле которого тоже есть водоем и на нем водятся лебеди. Там я увидел пару лебедей, но с четырьмя детенышами. Получается, это совсем другое лебединое семейство. Поискав раненную птицу рядом с озерцом и не найдя ее, отправился домой с мыслью, что уж коль лебедь с поврежденной ногой так быстро передвигается, то он не пропадет и найдет свою родную семью. Вместе с Гладковыми мы сделали вывод, что, вероятно, эти лебеди живут на торфяном водоеме в глухом лесу рядом с их хутором. Именно оттуда первоначально лебеди пришли во двор.

Лебедь - птица опасная

Что касается Ивана Малявки, то несколько лет тому назад зимой на близко расположенном озере он увидел лебедя с поврежденным крылом. С огромным трудом поймав птицу и получив от нее сильнейший удар клювом по голове, Иван принес лебедя домой. Что делать дальше, он не знал. Кому и куда звонить - тоже. Тогда он связался с автором этих строк с просьбой о помощи. Собственно, я и сам не представлял, к кому необходимо обращаться в подобных случаях. Первым делом, как своему старому знакомому, позвонил руководителю Латгальского зоосада Михаилу Пупиньшу, который и предоставил номер телефона спасателей диких птиц и Общества орнитологов, в компетенцию которых как раз и входит спасение пернатых.

Время шло, и Ивану надо было кормить потерпевшего, что тоже стало проблемой. Лебедь отказывался от пищи, пока спаситель не предложил ему рыбы. "Это очень опасная и сильная птица. Я слышал, что ударом крыла, порой, она даже у людей ломала кости. Мою курицу долбанула так, что та с поднятыми вверх лапами, лежа на земле, полчаса приходила в себя. А когда лебедь поднимал голову, то доставал мне почти до плеча. Я боялся к нему подходить", - говорит Иван.

Специалисты приехали и забрали у хозяина пострадавшего красавца. Помнится, одновременно был спасен и другой лебедь со Стропского озера. Его, раненого, находящегося в полынье, окружало воронье, ожидавшее момента, когда птица, сунув голову под крыло, заснет. Тогдашний начальник водолазно-спасательной службы подоспел вовремя и тем самым спас лебедя, а потом передал его спасателям, которые и отправили двух лебедей в Ригу на лечение.

Кто спасет раненую птицу?


Иногда пострадавшего пернатого или другого зверя люди стараются пристроить в Латгальский зоосад, выполняющий совсем другие функции. Или еще звонят в Службу спасения ГПСС - 112, что, после всех приключений с пропавшим лебедем, сделал и я. Диспетчер пояснила, что они занимаются спасением и вызволением животных и птиц, попавших в критические ситуации, например, если лебедь запутался в рыболовной сети, но никак не их лечением.

Диспетчер дала номер телефона организации, которая в переводе с латышского на русский называется "Крыло друга"- 29420665. А директор Латгальского зоосада Михаил Пупиньш посоветовал набирать номер 1188 и спрашивать координаты Общества орнитологов Латвии, в котором есть квалифицированные специалисты.

Не исключается обращение к руководителю самоуправления, на территории которого обнаружено пострадавшее животное или птица. И он, имея гораздо большие возможности, чем обычный человек, может оказать помощь.

Все имеют право на жизнь

Набрал номер организации "Крыло друга", ответила женщина, которая представилась волонтером Кристиной. Она рассказала, что данная общественная структура - Центр реабилитации диких птиц, созданная Анетой Асаре, существует уже 11 лет. За это время защитники пернатых оказали помощь тысячам раненых, покалеченных и просто пострадавших по разным причинам птиц.

В среднем в день за помощью к волонтерам обращаются около 30 человек. Каждый случай - это отдельная, порой, очень интересная и захватывающая история.

Порядок работы организации "Крыло друга" следующий. Получив звонок от человека с информацией о том, что в каком-то регионе Латвии находится нуждающаяся в помощи птица, волонтер-диспетчер сообщает об этом другим волонтерам, проживающим в различных местах страны, в том числе, в Резекне и Даугавпилсе, которым проще добраться до места ЧП, чем ехать из столицы: "Эти города и районы курирует девушка Елена. Она выезжает, забирает птицу и переправляет ее к нам в Ригу. Здесь мы с помощью ветврачей проводим квалифицированное обследование, если нужны конкретные специалисты, то направляем к ним, словом лечим птицу, а затем выпускаем ее на волю.


Бывает, что в дикую природу пернатые по состояния здоровья вернуться уже не могут. Тогда нам приходится их содержать и кормить", - рассказала Кристина, у которой дома в настоящее время находится на содержании 7 аистят и много других пернатых.

Видеоматериал или фото птицы, которые они просят прислать с места происшествия, нужны для оценки серьезности полученной птицей травмы. Кристина поведала, что их организация существует за счет пожертвований и на личные средства волонтеров, в том числе, ее самой. Иногда ситуация складывается такая, что деньги приходится буквально просить: "А что делать? Надо любить животных и птиц. Не проходить мимо, особенно, если они попали в беду. Ведь каждое существо имеет право на жизнь - лебедь, ворона или воробей".

Существует иная точка зрения, что, мол, не стоит без особой нужды вторгаться в мир живой природы, существующий по принципу естественного отбора, когда выживает сильнейший.


Но, к счастью, среди нас есть люди, для которых боль и страдания зверя или птицы - как своя собственная. И на них никакие оправдания жестокости законов природы и логики мышления некоторых существ разумных наподобие "моя хата с краю" не действуют. И слава Богу.

Фото автора.