„Latgales Laiks” iznāk latviešu un krievu valodās visā Dienvidlatgalē un Sēlijā, „Latgales Laiks” latviešu valodā aptver Daugavpils pilsētu, Augšdaugavas novadu un apkārtējos novadus un pilsētas.
2024. gada 23. novembris
Sestdiena
Zigfrīda, Zigrīda, Zigrīds
-0.9 °C
neliels sniegs

Анита Озолиня: Все лучшие вещи происходят незапланированно

Кафе «Kotoffski» - единственное кошачье кафе в Латвии. Оно принадлежит активной и привлекательной Аните Озолине, которая в 2000 году спонтанно решила сменить место жительства в пользу Ирландии, где Анита провела 6 лет. В интервью газете «Латгалес Лайкс» Анита Озолиня делится своим опытом возвращения и открытия предпринимательства.

«Я из Краславской стороны, из Эзерниеков, - говорит Анита Озолиня. - Очень красивый поселок у озера. Я поступила в те времена в Даугавпилсский педагогический институт, здесь же училась в магистратуре. Год проработала учителем латышского языка в Даугавпилсской 13-й средней школе. Потом переквалифицировалась и 6 лет проработала брокером в Агентстве недвижимости».

Анита вовсе не жаловалась на жизнь в Даугавпилсе, но здесь казалось слишком "тесно". «В Латвии было неплохо, - подчеркивает Анита, - у меня была хорошая работа. Все было действительно хорошо, но новых впечатлений не хватало. Была молода, поехала на свадьбу подруги в Ирландию, там была очень приятная атмосфера. Поначалу я вовсе не собиралась там оставаться. Первые 5 месяцев меня даже не уволили с работы в Латвии. И лишь 5 месяцев спустя я решила остаться в Ирландии на некоторое время, и тогда прервала трудовые отношения. Я начала работать в ресторане. Поначалу знаний английского практически

не было. Только то, что знала после школы. Проработав какое-то время, я стала «супервайзером», затем менеджером. Так прошло 6 лет".

Решение остаться в Ирландии пришло настолько спонтанно, что Анита Озолиня начала свою жизнь за границей с одним чемоданом. «Конечно, будучи молодой женщиной, я хотела пополнить свой гардероб новыми платьями, новыми нарядами. У меня тоже была хорошая зарплата в Даугавпилсе, но когда я начала зарабатывать деньги в Ирландии, моя зарплата не могла сравниться с той, что была здесь. Конечно, мой шкаф очень быстро заполнился новой одеждой. Я не жалею, что осталась там. Ирландия - очень красивая страна, очень красивая природа, приятные люди, интересные традиции. Я жила в Дублине, очень красивом городе. У меня там, в Ирландии, остались хорошие друзья», - вспоминает Анита.

Помимо работы в ресторане, Анита Озолиня активно участвовала в различных общественных мероприятиях, посвященных русскоязычной диаспоре. «У нас было русское радио, - говорит Анита, - у нас была очень хорошая команда, с которой мы готовили различные передачи для русскоязычной диаспоры. Еще был клуб по интересам, куда мы приглашали интересных русскоговорящих людей, например, музыкантов или психологов. Здесь я тоже принимала активное участие, познакомилась с интересными и узнаваемыми людьми».
Анита признает, что, несмотря на привлекательную среду, было нелегко почувствовать себя частью ирландского общества: «Я закончила школу с серебряной медалью. Я хорошо училась и был активисткой в университете - пела, танцевала, работала на хорошей работе. Когда приехала в чужую страну, начала работать на работе, для которой я не была квалифицирована, чувствовала себя не очень хорошо. Язык не поддавался. Сколько ночей я проплакала и хотела все бросить! Но была очень рада, что смогла преодолеть себя, и для меня открылись новые возможности».

Анита Озолиня уехала в Ирландию в 2000 году, но вернулась в Латвию в 2006. За это время она познакомилась с мужем и создала семью, а также регулярно навещала родителей на родине. Решение вернуться в Латвию Анита приняла с рождением ребенка. «Процесс возвращения тоже был спонтанным, - говорит Анита. - Через 5-6 лет многие люди чувствуют усталость, меняют работу или место жительства. У меня тоже так было. Но самой важной причиной, из-за которой я приняла такое решение, было рождение ребенка. Чтобы там хорошо жить, надо много работать. Когда родился ребенок, я поняла, что мне придется нанять няню, и мой ребенок будет расти с чужим человеком. Мы с мужем решили, что ребенок должен расти с семьей. Малыш появился на свет здесь, здесь мы жили первые полгода, потом я возобновила работу в Ирландии, но через месяц решили вернуться в Латвию. Поначалу я наслаждалась материнством. Когда ребенку исполнилось 3 года, я написала свой первый бизнес-проект о детском центре и детской парикмахерской. Мой детский центр "Superkids" работает до сих пор. Организуем лагеря. Это была моя работа на протяжении примерно 12 лет. Конечно, во время "ковида" меньше, но продолжаем работать».

Анита Озолиня говорит, что часто поддается спонтанным решениям: «Все в моей жизни происходит спонтанно. Все самое лучшее происходит незапланированно. Мне кажется, что спонтанные вещи делают жизнь каждого человека интереснее и ярче. Планировать нужно сейчас, когда многое уже сделано, и параллельно вести разного рода предпринимательство. Но мы все равно пытаемся воспользоваться случайными возможностями».


Кафе «Kotoffski», завоевавшее популярность как единственное кошачье кафе в Латвии, также является одной из спонтанных идей Аниты Озолини. «Прочитала информацию о конкурсе Даугавпилсской думы «Импульс», - вспоминает Анита. - До окончания срока подачи проектов оставалось четыре дня. Я подумала, что слишком мало времени, лучше, как настоящая дама, пойду в магазин и куплю новое платье. Ходила по магазинам, смотрела платья и заметила слово «импульс» на одной из этикеток. Зашла в книжный магазин, там тоже заметила это слово. Решила, что это знак и нужно участвовать. Моя мама бухгалтер, поэтому позвонила ей и сказала приехать в Даугавпилс, потому что мы будем участвовать в конкурсе. Я подготавливала всю теоретическую часть, все описания, а мама расчеты. Практически наш проект был сделан за 3 дня. Я даже не ожидала, что из него что-нибудь получится. Кошачье кафе - даже члены конкурсной комиссии скептически отнеслись к этой идее».

Идея создать кошачье кафе в Даугавпилсе у Аниты появилась во время путешествий. Первое кошачье кафе, которое они с мужем посетили, было в Милане. Однако позже Анита старалась посещать кошачьи кафе во время каждой поездки, где это было возможно. Для успешной реализации идеи Аните пригодился ее первый опыт предпринимательства и опыт работы в ресторане в Ирландии.
«Реализация этого проекта тоже была непростой, - признается Анита. - Нам отказали в первом запланированном помещении для кафе. Нынешние помещения пришлось ремонтировать. Мы открыли кафе, и через несколько дней была объявлена чрезвычайная ситуация. Нормально мы поработали только прошлым летом, это было 3-4 месяца. Есть много ограничений, к которым нужно приспосабливаться. Наша летняя терраса тоже получилась случайно. Собрали мебель, которую красили сами. Наш шеф-повар сделал пол для террасы. Пришел мой дядя и смастерил для террасы крышу. Террасу построили за двое суток».

Пятеро из шести хвостатых обитателей кафе - из приюта для животных. Кот Жора из бродяги с улицы Ригас попал под опеку Аниты еще раньше. «Я не чужой человек в приюте для животных, всегда стараюсь помочь, когда у меня есть возможность. Поэтому в приюте мне поверили и знали, что о котиках здесь будут хорошо заботиться. У нас здесь строгие правила - нельзя брать кошек к себе на колени, будить, фотографировать со вспышкой, не сгонять со стола. Предупреждаем посетителей, что они приходят в гости к кошкам, что кошки здесь главные. Конечно, сейчас здесь мало гостей, но для котиков созданы комфортные условия. У них есть своя отдельная комната для отдыха, и посетителей туда не пускают», - говорит Анита о жителях кафе.

У многих наверняка возникает вопрос, соответствует ли присутствие животных в кафе требованиям Продовольственной ветеринарной службы. Анита Озолиня поясняет: «Согласно законодательству Латвийской Республики животные не должны находиться в помещениях, где хранятся продукты или готовится еда. Мне нравятся проверки, потому что тогда можно вовремя устранить недостатки. Приглашаю проверяющих каждый раз, когда планируются какие-то изменения, чтобы убедиться, что мы все делаем правильно. Конечно, мы регулярно убираем помещения. Наше законодательство разрешает животным содержаться в залах для принятия пищи».

Как и другие предприниматели, Анита тоже пострадала от ограничений пандемии "Covid-19" и связанных с этим трудностей. «Когда вступили в силу ограничения "Covid", мы пытались найти разные подходы. Какое-то время мы работали как пространство для фото, но и это потом запретили. Пытались продавать печенье, этого было недостаточно. Мы оказались в ситуации, когда пришлось попросить помощи у других людей. Благодаря тем, кто поддержал, удалось пережить это время. Открыли террасу, но предлагаем посетителям небольшие экскурсии внутри - индивидуально или в пределах домохозяйства. Наши гости довольны такой возможностью. К нам приезжают любители кошек со всей Латвии, потому что мы единственное кошачье кафе в стране».


На вопрос, в какой стране чувствует себя лучше - в Латвии или Ирландии, Анита Озолиня отвечает: «Я никогда не пытаюсь ничего сравнивать. Когда я еду в Ирландию или сейчас, когда путешествую, мой дом там, где я нахожусь в конкретный момент. Сейчас у меня большое хозяйство (смеется), а в то время меня ничего здесь не держало, только родители. Тогда Ирландия была моим домом. На каждом этапе жизни для нас отведено место, где нужно провести определенное количество времени. Ирландия была тем местом и временем, которые позволили мне пересмотреть свои ценности. Мне очень понравились изменения, которые произошли со мной после возвращения из Ирландии. За 6 лет, что прожила в Ирландии, многое изменилось и в Латвии. Здесь я тоже чувствовала себя инопланетянкой, потому что законы изменились. Когда вернулась, стала все изучать, но не сравнивать. Конечно, в Ирландии я чувствовала себя финансово свободнее. Здесь и там есть свои плюсы и минусы, но я не сравниваю. Если Бог дал возможность куда-нибудь поехать, что-то пережить, тогда нужно наслаждаться этим».

Поскольку Анита вернулась из-за границы около 15 лет назад, она не называет себя реэмигрантом, но охотно делится своим опытом. «Первое, что я сделала, когда вернулась, зарегистрировалась в Государственном агентстве занятости и прошла все возможные курсы. Сейчас много возможностей, разных курсов, фондов, бизнес-акселераторов. Если у человека есть желание, можно устроиться где угодно. Сейчас гораздо больше возможностей, чем в то время, когда я вернулась. На тот момент все проекты только начинались. Главное помнить, что даже самые безумные идеи возможно воплотить», - подчеркивает Анита.