Житель усадьбы «Лазовка», расположенной в поселке Тартак Вецсалиенской волости Аугшдаугавского (бывшего Даугавпилсского ) края 65-летний Николай Слабковский ни разу не был женат. И не собирается. Но как получилось, что положительный во всех отношениях мужчина, как говорится, завидный жених, и не нашел своей второй половинки? Мало того, не обремененный брачными узами и сопутствующими такому семейному положению проблемами, он считает себя вполне состоявшимся и счастливым человеком.
Пример родителей
Дом Николая стоит на окраине леса. С цепи рвется злобный пес Жук. Хозяин колет дрова – зима не за горами. С порога жилища видна Тартакская православная церковь, что, по признанию закоренелого холостяка, позволяет ему мысленно общаться со Всевышним, не заходя в храм: «Было время, с родителями посещал храм и молился, но, к сожалению, с годами позабыл церковные правила, ритуалы и молитвы".
Воспитывался Николай в сельской семье домохозяйки Екатерины и заведующего складами в то время колхоза имени Жданова Вецсалиенского сельсовета Михаила, где, помимо него, росли старший брат Володя и младший - Иван. Родители в любви и согласии прожили в браке более полувека, что могло служить наглядным примером для их чад. Брата Володи, родившегося в 1950-м году, сейчас нет в живых – умер от болезни. У брата Ивана есть семья, имеется приемная дочь и сын. «Младшенький» иногда подтрунивает над одиноким Николаем, что надо бы его женить, пусть и он прочувствует на себе все прелести семейной жизни и отцовства. Но тот лишь отшучивается.
Виной всему - стеснительность
Сколько знаю героя этого материала – еще с Салиенской средней школы – он всегда улыбчив, доброжелателен и вежлив, про таких говорят «мухи не обидит». Но, по мнению Николая, именно это и помешало ему создать семью, мягкость и скромность. «Девчонки на меня не "вешались", за мной не "бегали" и замуж не просились. Но это отнюдь не мешало мне их любить тихой любовью и выражать свои симпатии без внешних проявлений», - признается Николай.
На школьных вечеринках Николай был чересчур скромен, девушек на танец, как это делали другие мальчишки, не выхватывал, но все же иногда приглашал: «Они не отвечали мне взаимностью – видимо, был не в их вкусе. Во время каникул не мог дождаться окончания, чтобы увидеть тех, которые мне нравились. Они об этом даже не догадывались. Одна девушка, правда, подарила мне фото с личной подписью. Оно хранится до сих пор». Николай сейчас объясняет свое излишне скромное и крайне сдержанное поведение стеснением и внутренней "зажатостью". Но поделать с собой юноша ничего не мог, стеснялся.
После окончания школы в 1974-м году он окончил в Даугавпилсе бухгалтерские курсы, практиковался в родном колхозе имени Жданова. Потом стал учетчиком шоферских путевок: «Но не всю ведь жизнь этим заниматься. Надо было получить мало-мальское образование. Поэтому в 1970-м году я поступил на заочное отделение Малнавского совхозтехникума, который находился в Лудзенском районе. Там 2 года учился на бухгалтера». Свой труд он творческим не называет – обычная бумажная возня с цифрами, за что с юмором именует себя "канцелярской мышью". Однако в этой сфере Николай протрудился почти 45 лет, заработав на память профессиональные хвори, от которых сейчас и лечится.
Свою профессию Николай считает одной из уважаемых и нужных, ведь недаром про нее даже песню сочинили: «Бухгалтер, милый мой бухгалтер…».
Все могло быть иначе
Почти за полвека своего трудового стажа Николай "прихватил" и советские времена, и нынешний период со дня обретения Латвией независимости. «Если раньше я по путевкам начислял зарплату работникам колхоза, что было для меня очень приятно, хотя лично баранку машины не крутил и рычаги трактора не трогал, то впоследствии мне по долгу службы приходилось насчитывать жителям волости счета за коммунальные услуги, причем, порой, немалые. Казалось бы, ну и что? Но я мысленно представлял, а как люди будут их оплачивать, если у них денег – кот наплакал? И на душе становилось неспокойно», - рассказывает Николай.
Во время работы в управлении колхоза с Николаем произошел случай, перевернувший всю его жизнь и, возможно, ставший причиной его нынешнего одиночества. Как-то в хозяйство из Белоруссии на практику приехали 2 девушки - ветеринары. Одна из них 19-ти летняя блондинка Людмила очень понравилась молодому бухгалтеру. Как-то они договорились на выходные встретиться, но Николай на свидание не явился: «Виной стало опять же мое стеснение и робость. Практикантки были у нас несколько месяцев, но инициативы за это время я так больше и не проявил, о чем впоследствии очень жалел. А когда Люда уехала к себе домой, то, казалось, мир под ногами рухнул, и что-то во мне навсегда сломалось. Таких сильных чувств за всю жизнь у меня больше ни к кому не было».
Именно с этого момента наш герой и решил, что на знакомствах с девушками и продолжении с ними отношений надо навсегда ставить точку. После смерти родителей отца в 1996-м, а мамы в 2008-м годах Николай остался совсем один. Теперь он уже и сам на пенсии: «Я понял, что мое время безвозвратно ушло. Всему свой черед. Теоретически, если представить, что сейчас я живу с какой-то женщиной, для меня это не столько благо и радость, сколько - проблема. По хозяйству я все могу сам. Обслужить себя – тоже. Я живу в мире, где мне никто не мешает. Сам себе хозяин. Что может быть лучше?».
Ценит свободу
Николай рассказал, что у него есть 2 серьезных увлечения - это чтение книг и кино. Он даже состоял в Обществе книголюбов, что в свое время позволяло приобретать дефицитные издания.
Случалось, когда он уезжал в Даугавпилс, чтобы сдать отчеты по путевкам и бухгалтерии в счетную станцию, после этого он успевал посмотреть 5-6 фильмов. Однажды, в так называемые «андроповские» времена, во время проверки ответственными лицами Николая застали в кинотеатре в рабочее время и сообщили об этом в управление колхоза. Но. руководство хозяйства ограничилось лишь предупреждением.
Николай не рыбак и не охотник, зато у него есть большая библиотека, состоящая, в основном, из детективных романов и классики. А огромнейшую фильмотеку из почти 250 кассет Николай подарил автору этих строк. Книги он читает с упоением и поныне. Вот только зрение подводит, но мужчина приспособился читать с помощью специального электронного приспособления, увеличивающего буквы.
А если вдруг любовь, как в той песне – нечаянно нагрянет, не исключает ли наш убежденный холостяк иного развития событий, чем жить одному в большом доме возле леса без женской заботы, тепла и ласки? Но Николай отвечает, что, со стороны глядя на чужие браки, разводы, "дележку" детей и прочие сопутствующие этим нелицеприятным процессам страсти и негативные эмоции – нет, специально искать спутницу жизни он не собирается. Николаю, по его словам, хорошо и комфортно одному. Эту свою свободу он очень ценит и разменивать на брачные узы, а по его мнению – оковы, не желает. С точки зрения отшельника – очень даже убедительно.