Следующая история - Резекненский Белый храм
Однажды на истории я услышал - сжег мост. Позади, за собой! В то время думал, что это вредительство, плохой поступок по отношению к другим. А еще - как можно спичками поджечь металлического гиганта возле Мазие Гаранчи?
Я не знаю, было ли это совпадением или перстом судьбы. Я стоял на этом мосту прямо над рекой, когда запищал телефон. Смотрю, пришло сообщение. „Zeme atsateirēs nu līkuo. Paliks grīzini i casnāgi, olūti i prīdis. A tī, kur beja slīdis, jaunam, gryuši pascēt, voi pītiks vītys."
Посмотрел на рельсы сзади, на холодное и мощное течение внизу. Могло бы быть популярным местом для самоубийств!
Удивляюсь, что по этому мосту разрешено переходить через реку. Насколько помню, люди по нему ходили всегда. Железнодорожники в черной форме, женщины с тяжелыми сумками в руках. Мама ходила здесь напрямик, когда работала в продуктовом магазине в Макаровке.
Эти мосты находятся в городе, сразу за ними - сельская местность. Идешь и не замечаешь, как попадаешь в Мазие Гаранчи. Здесь часть подоходного налога с населения поступает в бюджет волости/края. Есть работают законы, применимые к сельской местности, здесь другие обязывающие правила. Другие кадастровые значения и т. д., хотя от Мазие Гаранчи, Лиелие Гаранчи и даже Ратиниеков до центра города ближе, чем от Випинги или Посаженного леса.
Железнодорожный мост или мосты через реку Резекне были построены не позднее 1862 года, когда была открыта железнодорожная линия Санкт-Петербург - Варшава. На фотографиях царских времен видно, что здесь не один, а два параллельных, расположенных рядом моста.
Если бы фотографий было много и они были цветными, можно было бы увидеть, что пассажирские поезда были яркими и блестящими! В царские времена пассажиры могли выбирать - хочешь путешествовать престижнее и комфортнее, тогда покупай билет намного дороже! Можно было ездить в трех классах вагонов, каждый класс вагонов имел свой цвет. Вагоны первого или более шикарного класса были темно-синими. Вагоны второго класса были коричнево-желтыми, а вагоны третьего класса - темно-зелеными. В советское время все вагоны были специально зеленого цвета, демонстрируя таким образом симпатию к тем, кто раньше ездил в таких вагонах.
Железнодорожный мост, который находился со стороны Мазие Гаранчи, имел под рельсами большой металлический ящик. А тот, что со стороны города, был с дугообразной аркой под рельсами. Удивительно, но когда все противоборствующие стороны в военных конфликтах особенно стараются уничтожить железнодорожные мосты, этот - с его арочной аркой - сохранился до наших дней.
Клепаный мост появился в год смерти инженера Станислава Кербедзса - в 1899 году. С проектами инженеров и архитекторов (здесь слово проект можно употреблять в его более раннем первом значении!) происходит так, что они часто реализуются десятилетия, иногда через сотни лет после смерти автора.
Видел, как дедушка дома скреплял разные металлические уголки, полосы, треугольники и т. д. Таким способом он сам сделал каркас для теплицы, столярный верстак и многое другое.
Раньше металл склепывали очень часто и много. Это вовсе не устаревшая технология. Сейчас, например, автомобильные рамы тоже склепывают. Если металлическая конструкция постоянно качается и вибрирует, то лучше клепки пока ничего не придумали.
Чаще всего эти мосты я видел со стороны Мазие Гаранчи, очень редко - из города. Если меня отправляли поехать и что-то купить, я ездил в ближайший магазин «Деповско», в Железнодорожную столовую или на станцию Резекне I. Там был не только буфет, но и различные киоски внутри и на перроне. Я был тогда слишком мал, у меня не было прав и желтого номера на велосипеде, поэтому по городу не ездил. Много раз ходил за покупками в магазинчик в Мазие Гаранчи, который все называли Голубым Дунаем.
Небольшое деревянное здание стояло на перекрестке, где дорога разветвлялась на Большой Гаранчский холм. В лавке можно было купить хлеб, сахар, макароны и т. д., у дверей всегда стоял какой-нибудь мотоцикл, машина, колесный или гусеничный трактор. Работники совхоза очень часто приезжали в магазины, клубы, в гости на таком транспорте. В Дунае можно было купить Приму, кильку в томатном соусе и 777. В настоящее время об этом легендарном магазине свидетельствует только заросший травой фундамент.
Муж сестры отца Виктор рассказывал, что напротив Дуная в свое время жили сестры Вереды - выдающиеся рукодельницы! Именно они вышили флаг Резекненского 9-го пехотного полка - делали это очень долго, даже несколько раз переделывали!
В прошлом мимо этого магазина проходила единственная автомобильная дорога на Лиелие Гаранчи. Хорошо помню, как по другую сторону нашего дома строилась новая дорога Резекне-Озолмуйжа. Это было в конце 70-х годов. Дедушка очень радовался, что пыли будет меньше, потому что интенсивное движение теперь будет немного дальше. Потому что, когда по старой дороге проезжал какой-нибудь Зил или Сорок, пыль через открытые окна попадала во все комнаты.
Когда была построена Новая дорога, где-то недалеко от Мазие Гаранчи был раскопан немецкий дзот времен Второй мировой войны. Его как-то вытащили и вытолкали на перекресток Новой дороги за Мазие Гаранчи. Чтобы не возникало лишних вопросов, сторону дзота от дороги заложили кирпичами и поставили указатель - Советская Латвия. Так назывался совхоз. На больших дорогах была мода указывать, где какое советское коллективное хозяйство начиналось.
Тот дзот мы облазили основательно. В старших классах школы летними вечерами я бегал от своего дома в Лиелие Гаранчи по Новой дороге до дзота и обратно. Стартовал от автобусной остановки возле Ивановых, пару секунд отдыха у Рябининых, потом немного постоять возле дзота и обратно.
Попросил кого-то на машине измерить расстояние. До дзота было 1,5 км. Я бегал с часами на руке и тренировался, и на экзамене смог пробежать 3 км за 12 минут. Мне не давались ни короткие, ни длинные дистанции - либо не успевал разогнаться, либо себя исчерпал.
В 2021 году в латгальских СМИ www.lakuga.lv появилась новая рубрика - каждый понедельник известный общественный деятель подсказывал, чем культурным читатели портала могут заняться на этой неделе.
Мастерский гид и историк культуры Латгалии Волдемарс Ивдрис порекомендовал маршрут для прогулки длиной 4-5 км в спокойном темпе за 1,5-2 часа.
„Nu Rēzeknis izīmam pa Lubānys īlu, puori dzeļžaceļam par Stučovys kolnu, tuoļuok sūpluok Reigys dzeļžaceļa linejai, leidz Reigys īlai. Izreiz aiz viadukta pasagrīzt pa kreisi i īt pa stidzeņu, kura aizvad da laipom puori upei. Ūtrā krostā car Dreiverovku var izīt iz vacuo Reigys ceļa. Kreisajā pusē atsakluoj naīrosti sovpateigs Rēzeknis skots. Car Garaņčim otkon īīmam piļsātā, tuoļuok dūdamēs pa Viļānu īlu, varim apsavērt sovpateigū lūkveida (ar izlīkumu iz leju) dzelžaceļa tyltu, kū 19. g. s. projektiejs Stanislavs Kerbedzs. Nu Viļānu īlys nūsagrīžūt pa kreisi, pa Piļs īlys tyltu car Festivala parku atsagrīžam piļsātys centrā.
Īmūt apraksteituo maršruta ceļu, aiz tylta, kur Viļānu īla ar leikumu kuop pīkaļnē, pyrmuo muoja kreisajā pusē ir rakstnīka Ontona Stankeviča i juo bruoļa muokslinīka Aleksandra Stankeviča bierneibys sāta. Vairuokūs O. Stankeviča prozys dorbūs, kai “Šuvējiņa”, “Baltais jātnieks”, “Nātnās drānas” i cytūs atpazeistama ituos Rēzeknis Slobodys (prīškpiļsātys) vide i prototipi.”1
Думаю, что предложенный маршрут не клишейный, он сконцентрирован и сбалансирован - здесь и городские, и сельские пейзажи, новые городские постройки, старинная застройка. Здесь улицы и тропы, железная дорога и река.
Не знаю, изображен ли этот Клепаный мост на какой-нибудь картине, воспет ли в какой-нибудь песне. Не знаю, есть ли стихотворение, посвященное этому мосту, но я такое написал.
„Zam tylta pi Viļānu īlys
Naaug bārzi i prīdis.
Tikai peliejumi gar upi.
Tikai putekli nu ceļa.
Gaidu kaidu iz ritiņa.
Gaidu kaidu ar smaidu.
Pasarunuot. Atsavasaluot.
Vīglu sirdi tod iz sātu."2
1. https://www.lakuga.lv/2021/05/24/nedelis-isacejumi-ipazeisti-rezeknis-apleicini/?fbclid=IwAR0moGaiK1Mg4jWxY8CJ4chRs01zp9kyEFjhnuQhi-01TAxN6mK-SXTlniw (skat. 09.09.2021)
2. Lukaševičs V. Pādi navā svāti – [B.v.]: Cymuss, 2020., 18.lpp.