Уже второй год жизнь в Латвии проходит под знаком пандемии Covid-19. Счет жертвам коронавируса идет уже на тысячи, десятки тысяч смогли пережить эту болезнь только благодаря своевременной госпитализации и профессиональным действиям медиков. Однако до победы над болезнью еще очень далеко: низкие темпы вакцинации, недоверие жителей Латвии к властям, нехватка и “выгорание” медперсонала отодвигают возможность возврата Латвии к нормальной жизни на неопределенный срок. Об этих проблемах и возможностях участия общественности в борьбе с Covid-19 рассказывает руководитель Даугавпилсской региональной больницы (БРБ) Григорий Семёнов.
Сотрудникам угрожали вилками
По словам Г. Семёнова, в настоящий момент ситуация в ДРБ близка к критической. “Мы практически полностью исчерпали имеющиеся человеческие ресурсы и койко-фонд, без возможности расширения и создания дополнительных резервов. Мы находимся в такой ситуации, когда в ближайшем будущем под угрозой может оказаться доступность услуг неотложной медицинской помощи. Каждый день к нам поступает 35-40 больных. Кого-то, конечно, выписываем, но среднее число пациентов с Covid-19 держится в районе 250-260 человек. С учетом того, что мы располагаем всего 263 covid-койками, нашим медикам каждый день приходится молиться, чтобы не пришлось начать сортировку пациентов и отказывать кому-то в праве на медицинскую помощь”, - описывает будни больницы ее руководитель.
“Наши врачи и медперсонал на грани физического и душевного истощения. Около 80 сотрудников постоянно находятся вне рабочего процесса будучи заражёнными Covid-19, тут тоже действует своего рода конвейер, но, к счастью, среди медиков пока обходится без госпитализаций. Чудовищное нервное напряжение, неспособность не то, что сделать перерыв на обед, а воды попить или туалет посетить, агрессия со стороны общества, упрекающего врачей в неспособности помочь всем и немедленно - это буквально “сжигает” медиков изнутри. Я поддерживаю своих сотрудников как могу: разговорами по душам, добрыми словами, пытаюсь сбалансировать график, который позволит им хотя бы чуть-чуть расслабиться между дежурствами, но все летит в тартарары, поскольку медиков катастрофически не хватает, а пациентов, в том числе и тяжелых, становится все больше”, - говорит Г. Семёнов.
Руководитель больницы до глубины души благодарен сотрудникам ДРБ за их стойкость, отзывчивость и доверие решениям руководства, что позволяет быстро перепрофилироваться и обеспечить непрерывность лечебного процесса. “Вы даже не представляете, с чем регулярно приходится сталкиваться врачам, санитарам и медсестрам! Оскорбления - наименьшее из зол. Гораздо страшнее, когда из-за низкой оксигенации или при резких скачках сатурации (не соблюдая назначенную лечащим врачом терапию) пациенты ведут себя неадекватно и становятся агрессивными. Персоналу даже угрожали вилками. Люди не понимают, что без кислородных масок они не могут дышать, они их стягивают, задыхаясь отбиваются от медиков руками и ногами, некоторые даже пытаются убежать, а потом падают, задыхаясь от нехватки кислорода. Это реально страшно. Как это ежедневно выносят наши сотрудники, я даже не представляю. Работать с учетом двойных, а то и тройных нагрузок, да еще и в такой психологической обстановке - это героизм”, - говорит Семёнов.
Смерть пациентов стала обыденностью
Министерство здравоохранения неоднократно призывало врачей и медсестер, работающих в частном секторе, помочь больницам и присоединиться к лечению пациентов с Covid-19. В начале октября на эту работу записалось около 400 медиков. «Мы трижды получали данные о людях, которые вроде как собирались работать в Латгальском регионе. Но многие из них, записавшись, потом отказывались приезжать, говоря, что заполнили опрос случайно”, - сетует глава ДРБ.
“С одной стороны я понимаю этих людей - зачем тебе работать в буквальном смысле на линии фронта, ежедневного подвергая себя опасности, перерабатывая многие часы и быть плохим для всех, если ты можешь спокойно работать в частном секторе, в “чистой зоне”, проводя плановые операции и уделяя работе ровно столько времени, сколько прописано в твоем трудовом договоре? Но, с другой стороны, здесь, в обычных больницах, реально умирают люди… Это страшно, когда смерть пациентов становится обыденностью. Мы действительно нуждаемся в помощи”, - говорит он.
До жителей Латгалии не донесли информацию
Уже около года у всех жителей Латвии есть возможность бесплатно пройти вакцинацию от Covid-19, которая значительно снижает шансы на тяжелое течение болезни. “Однако, в Латвии охват вакцинацией один из самых низких в Евросоюзе, а в Латгалии - самый низкий на территории Латвии”, - констатирует он. “Разумеется, что такие показатели мы имеем не потому, что в Латвии и в Латгалии живут какие-то особые люди, которые отказываются верить в науку или не понимают принципа действия вакцин”, - подчеркивает Семёнов, утверждая, что “главный фактор, не мотивирующий жителей региона на вакцинацию − это не соответствующая коммуникация”.
“Основная ошибка уже в самом начале заключалась в том, что людям говорили “полуправду”, - уверен глава ДРБ, - Надо было сразу говорить обо всех возможных побочных эффектах, рисках, нужно было говорить, что вакцинация — это не панацея, но благодаря ей у людей есть возможность адаптироваться, повысить свой иммунитет, что именно наш иммунитет и укрепляющая его сопротивляемость вирусу вакцина является единственным средством в борьбе с этой инфекцией!” В Латгальском регионе, с учетом большого числа жителей преклонного возраста и большого разброса населения, которое проживает вдали от городов и районных центров, государству было необходимо считаться с тем, что информационную кампанию здесь нельзя вести через какие-то сайты или социальные сети! Эти люди не привыкли и не будут пользоваться интернетом, и это их право. Надо было искать другие способы “достучаться” до них”, - говорит Семёнов.
По словам руководителя больницы, сегодня ситуация хоть и медленно, но сдвигается с “мертвой точки”. Так, Григорий Семёнов оценивает как очень правильное решение правительства о создании мобильных бригад вакцинации в Латгальском регионе. “И Резекненская, и Даугавпилсская городские думы подключились информационными ресурсами, личным примером депутатов, волонтерской помощью, предоставлением транспорта. Все это способствует наращиванию темпа и объема вакцинации”, - говорит Семёнов.
Говоря о своем опыте вакцинации, Григорий Семёнов подчеркивает, что как заведующий больницей он должен был подавать пример своим коллегам: «У меня даже не было времени на размышления − как только появилась возможность привиться, я это сделал! 15 октября я уже прошел ревакцинацию, чтобы снова показать пример своим коллегам. Что касается должностных лиц, которым доверяет население и которые призывают не делать прививку − они должны быть привлечены к уголовной ответственности, взять на себя ответственность за то, что происходит в больницах. Они работают над своим политическим имиджем и не думают о последствиях для своих избирателей».
Вакцина - не панацея, но значительно увеличивает шансы выжить
Одна из наиболее частых причин, по которой часть населения все еще избегает вакцинации, заключается в том, что вакцинация не предотвращает заражение Covid-19. Григорий Семёнов объясняет: “Вакцина – не медикаментозное лечение. Однако, пройдя курс вакцинации, у вас есть возможность обезопасить себя и укрепить иммунитет. Невакцинированный пациент, подвергшийся воздействию Covid-19, получит более интенсивную дозу вируса. Те, кто уже были вакцинированы, адаптировались, и им легче пройти весь комплекс лечения. Конечно, бывают случаи, когда вакцинированный пациент попадает в реанимацию. В двух случаях в нашей больнице в реанимации были вакцинированные люди с серьезным избыточным весом, со сложными кардиологическими заболеваниями и диабетом. Крайне редко бывает, что среди умерших также оказываются вакцинированные, но в этих единичных случаях пациентами были пожилые люди, организм которых был крайне отягощен хроническими заболеваниями. Ковид в их случае послужил просто пусковым механизмом. Из общего же числа госпитализированных с Covid-19 вакцинированы всего 12%, а невакцинированы - 88%. По-моему, цифры наглядно показывают, что вакцина работает”.
Руководитель ДРБ отмечает, что привитому человеку легче вернуться к нормальной жизни после Covid-19 без осложнений, без дополнительных хронических заболеваний и без потери трудоспособности.
Лучшие “агитаторы” за вакцину - сами вакцинированные
Министерство здравоохранения, Центр профилактики и контроля заболеваний и Национальная служба здравоохранения регулярно информируют о текущей ситуации с Covid-19, дают ответы на вопросы и публикуют данные различных исследований. Однако, как признает Григорий Семёнов, этими информационными ресурсами в основном пользуются люди, которые уже прошли вакцинацию, а также медики. “Если же мы хотим обратиться к большинству населения, которое привыкло получать информацию и объяснения от соседей, друзей или посредством социальных сетей, мы должны сами появиться в социальных сетях, на телевидении, давать открытые ответы на их вопросы”, − уверен глава ДРБ.
Оценивая возможности участия общественности в продвижении вакцинации, Г. Семёнов говорит: «Каждый, кто был вакцинирован, должен попытаться обратиться к окружающим, действительно говоря правду – как всё прошло, каковы были побочные эффекты. Я тоже довольно плохо себя чувствовал после второй и третьей прививки. Действительно, были ярко выраженные побочные эффекты в виде температуры, недомогания и ломоты в костях. Но, это всё указывает только на то, что встреться я с полноценным естественным вирусом Covid-19, а не его ослабленной в лабораторных условиях версией, ощущения были бы намного хуже. Все, кто пережил эти “побочки”, без вакцины в лучшем бы случае попал бы в больницу, а в худшем - на кладбище. Об этом нужно постоянно говорить, делиться и не бояться”.