Вероятно, здесь был самый старый мост через реку Резекне в городе Резекне. Замок древних латгальцев, а затем и рыцарей находился на самом берегу реки. Река текла по другой стороне холма, при необходимости ее перекрывали и холм превращался в остров. Где-то здесь должны быть дороги, чтобы добраться до городища и заехать на вершину.
Улицы Дарза (Садовые) - это пережитки царских времен. Как и улицы Виенибас родом из настоящих времен Улманиса или улицы Райня из советских времен.
В царские времена Резекне был настоящим садовым городом. Хотя многие улицы были немощеными и грязными, возле домов росло множество красивых кустов и фруктовых деревьев. Если на каких-то других улицах каменные постройки соседствовали с другими каменными постройками, то улица Дарзу полностью соответствовала своему названию - не было зажатости, было много частных домов с верандами, окруженных пионами, сиренью и вишнями.
На фотографиях царских времен видно, что на улице Дарзу был деревянный мост с опорами, оборудованными ледоколами. Когда шел лед, этот мост регулярно сильно повреждался.
Летом 1937 года газеты писали о Резекне. «Для улучшения городского движения через реку Резекне был построен новый мост, соединяющий улицы Дарзу и Эрглю. Строительство моста завершено, и на днях мост сдан в эксплуатацию».1
Новый мост был сплошным - от берега к берегу, без опор посередине.
Раньше мост на улице Дарзу, как и Большой мост,2 был началом одной улицы и концом другой. Если в настоящее время улица Дарзу начинается от улицы Латгалес, то до конца Второй мировой войны улица Дарзу начиналась от моста на улице Дарзу. От моста до нынешней улицы Латгалес с царских времен была улица Эргля (иногда писали Эрглю). Эта улица длиной 275 метров была самой короткой в Резекне! Названа в честь той симпатичной аптеки!
Мост несколько раз пострадал во время Второй мировой войны. Отремонтированный мост окончательно пришел в негодность в конце 1950-х годов. «Время, дождь и ветер постепенно разрушают деревянный мост через реку Резекне на улице Дарзу. Одна ферма прогнулась более чем на метр, другая тоже начала прогибаться. Далеко ли до трагедии?»3 Ремонт4 начался осенью 1954 года, а через два года, осенью 1961 года, здесь уже был новый мост.5 Позже мост ремонтировали и перестраивали несколько раз.
После войны у подножия моста на улице Дарзу, со стороны рынка, была сначала баня, потом отделение милиции, а потом такое значимое советское учреждение, как вытрезвитель.
Во время антиалкогольной кампании Горбачева пьяных ловили бродящих по улицам, забирали лежащих в кустах, и, поскольку в вытрезвителе обычно уже не было свободных мест, иногда летом просто на "бобике" и отвозили к Птичнику и там оставляли.
В том вытрезвителе работал сержантом один мой знакомый. Собирать пьяных выезжала специальная машина, которую в народе называли Бертой. Основными методами отрезвления были холодный душ, переодевание в одежду вытрезвителя, лежание в прохладном помещении. Если впоследствии о попадании в вытрезвитель доложат в учебное учреждение или на место работы, моли быть неприятности.
Во время антиалкогольной кампании было не так много светло-желтых пивных бочек, как раньше, из которых продавали разливное пиво. Если давали сдачу, то монеты всегда были мокрыми.
Кружек на всех не хватало, вокруг таких бочек сидели и лежали десятки людей с поллитровками, литровками и трехлитровками. Бочки с пивом стояли возле Керосинки, на площади перед выходом к озеру Ковшу и др.
Забавно, что какое-то время такая бочка пива стояла прямо напротив вытрезвителя, на противоположном берегу реки Резекне. Шутки лились, как из рога изобилия - кто-то находился через реку за решетчатыми окнами вытрезвителя, а кто-то возле свиноматки, так в народе называли эти желтые бочки, рассказывал о своих приключениях в вытрезвителе. Потом вышли милиционеры, тоже пытались сыпать остротами. Затем забрали одного прыгающего любителя пива и через реку увели в вытрезвитель.
Много лет бывший вытрезвитель стоял заброшенным. Примерно в 2012 году эту трущобу снесли.
В этом месте теперь можно посидеть на травке, достать книгу Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»,6 и читать медленно и с наслаждением. Также можно Ганса Фалладу7 или Чарльза Буковски8.
Рядом с мостом на улице Дарзу на протяжении многих десятилетий свои воды из-под земли нес к солнышку самый известный в городе родник. Позже его заточили в трубе, а трубу вывели в реку.
Здесь, у моста, я был в одном из домов в гостях у поэта Вилиса Дзервиникса.9 Впервые я увидел его в Лудзе, потом во времена Атмоды он стал руководителем Лудзенского исполкома. Его стихи очаровали меня своей твердостью, открытостью и правдивостью. В последний раз мне довелось случайно встретить его в Выпинге, в парке возле туберкулезного диспансера.
У подножия моста на улице Дарзу - по диагонали от бывшего вытрезвителя - находится т. н. Дом Пурвитиса. Сандра Удре развеивает многие стереотипы, которые связаны с этим туристическим объектом.
"Выдающийся художник в Резекне ни родился, ни рос, ни учился, ни официально работал, не был прописан, ни умер. Во время Первой мировой войны отец художника Юрис Пурвитис (1849 - 1927) со второй женой Кристине переехал из Дриссенского уезда, где в Клястицах (территория Белоруссии) арендовал мельницу, в Резекне. Мать В. Пурвитиса Анна, первая жена Юриса, умерла гораздо раньше.
В своих воспоминаниях люди говорят, что Пурвитисы в Резекне жили на самом краю города. В каком месте это было, не может сказать и искусствовед Ирена Вилчука, хотя нашла документальное свидетельство, что жена Юриса Кристине Пурвите умерла в Резекне, на улице Антаколис, 7, полагает, это и был дом Пурвитисов. Улица Антаколис теперь улица Елгавас.
Вильхельм, уже будучи профессором и ректором Латвийской художественной академии, приезжал к отцу на лето заниматься живописью.
Когда умерла жена, Юрис переехал жить к своей дочери, Кристине Карклине, сестре В. Пурвитиса, на улицу Краста. Ее муж Эрнест Карклиньш в 20-х годах был членом правления Резекненского округа, руководитель агрономических показательных хозяйств в Выпингском поместье, находившихся в ведении самоуправления. Ему принадлежало садоводство на ул. Краста 17/19, был энтузиастом конного спорта. Семья жила неподалеку от садоводства в деревянном срубе.
В 2003 году сруб на улице Краста сгорел, на месте дома Карклиньшей предприятие самоуправления "Водоканал" построило новое здание, как пишет П. Зейле, было рассчитано для художественной мастерской и кафе.
В 1990 году переименовать улицу Олега Кошевого в Резекне в улицу Вильхельма Пурвитиса было предложение самих резекненцев. [..] С какой стороны по улице В. Пурвитиса не иди, все равно попадешь на Старое кладбище, хотя лучше со стороны улицы Граву, здесь меньше лающих собак. Здесь несложно найти место упокоения Юриса Пурвитиса, памятник сделала скульптор Мара Калниня. Слева могилы семьи Пурвитисов и Калниньшей".10
Напротив т. н. дома Пурвитиса рос огромный дуб. Это большое выразительное дерево также можно увидеть на фотографиях времен Улманиса. Когда вдоль берега реки строили набережную, могучее дерево оказалось посреди пешеходной/велосипедной дорожки и, огражденным брусчаткой, перестало чувствовать себя комфортно. Как бы в заточении... Но, может, оживет.
1. Uzlabojas Latgales pilsētu dzīve // „Latvijas Kareivis”, 17.07.1937.
2. В апреле 2011 года был открыт недавно построенный пешеходный мост между Большим мостом и мостом на улице Дарзу.
3. Kedrovs N. Kamēr nav par vēlu... // „Ausma", 14.08.1959.
4. Skudra A. Būtisks jautājums // „Ausma”, 09.10.1960.
5. Zaķe L. Pilsēta labiekārtojas // „Ausma", 23.04.1961.
6. «Москва-Петушки» в оригинале на латышский это произведение перевел Улдис Тиронс.
7. Немецкий писатель, писавший в стиле Новой Объективности. Его самые известные романы - «Пьяница», «Человек умирает в одиночестве».
8. Плодовитый, многолетний американский писатель, которого обычно причисляют к битникам.
9. Родился в 1959 году, автор пяти сборников стихов. Однажды он окончил Резекненскую среднюю школу №1. Умер в 2007 году.
10. https://www.lakuga.lv/2021/07/06/voi-vilhelms-purvitis-beja-riezeknits/ (skat. 14.11.2021)