С весны в Латвии поднимается вопрос о сносе памятников, прославляющих советский режим. Некоторое время назад в редакцию «Латгалес Лайкс» обратился участник движения сопротивления Янис Расначс и предложил свое видение решения проблемы памятников.
- Каждый памятник напоминает людям об определенном историческом этапе. Как известно, у народа, не знающего своей истории, не будет будущего. Однако трактовка случившегося часто бывает диаметрально разной – человека могут назвать бандитом или борцом за свободу в зависимости от того, на чьей стороне он был или находится и какую позицию поддерживает.
Памятники Великой Отечественной войне, воздвигнутые в советское время, посвящены героизму советского солдата, за освобождение Латвии от войск фашистской немецкой армии во время Второй мировой войны. Столь же бесспорен тот факт, что в 1941 году немецкие войска освободили Латвию от большевистских завоевателей, а также от евреев и иллюзий относительно независимости Латвийского государства в перспективе.
Несколько лет назад я предложил одному из скульпторов реализовать мою идею памятника универсальному «освободителю» Латвии, чтобы никто не чувствовал себя обиженным. В этом памятнике я вижу крестоносца, польского гусара, шведского солдата в треуголке, французского кирасира и русского солдата. Все они преклоняют колени и предлагают руку и сердце девушке в латышском народном костюме.
Говоря о примере из жизни Англии, о котором некогда упоминал заместитель председателя Даугавпилсской думы Алексей Васильев, где на одной площади, глядя друг другу в глаза, стоят памятники Карлу I и Оливеру Кромвелю - убийце и жертве, допускаю, что наше общество может быть еще не готово к такому варианту.
С другой стороны, что касается мемориала в парке Дубровина, где происходят различные мероприятия, я считаю, что, например, эстрада там выглядела бы гораздо лучше, чем нынешнее кладбище. С другой стороны, останки павших воинов можно было бы перезахоронить на Братском кладбище и вопросов бы не было.
Заместитель председателя Даугавпилсской думы Алексей Васильев, оценивая предложение Яниса Расначса, сказал «Латгалес Лайкс», что у людей могут быть разные взгляды на решение того или иного вопроса. Важно, чтобы в результате никто не был унижен.
- Лично мне такое предложение кажется такой "заморочкой", но это не значит, что у других людей не может быть иной точки зрения по этому вопросу.
Другое дело - экономическая сторона этого вопроса. На создание такого памятника может потребоваться достаточно крупная сумма денег – сотни тысяч евро. Кто будет платить за строительство такого памятника?
Еще живы люди, которые воевали, которые помнят ужасы войны. Также есть живые люди, создавшие эти памятники. Например, памятник в сквере Славы создал широко известный скульптор Индулис Фолкманис. Должностные лица самоуправления планируют встретиться с ним и узнать его мнение о том, заставила ли его когда-то создать этот памятник советская власть или он создал этот памятник для людей, погибших при освобождении Даугавпилса от немецко-фашистских войск.
Если художник признает, что это был политический заказ, что его вынудили, что это следствие оккупации и что это не искусство, то у нас не будет повода говорить с правительством о сохранении этого памятника и его снос будет само собой разумеющимся. Но если его автор считает, что это не так, у муниципалитета будет основание защищать этот памятник и просить правительство разрешить его не сносить.
Под остальными памятниками, посвященным воинам, погибшим в годы Второй мировой войны в Даугавпилсе, почти везде есть захоронения.
Что касается памятной стелы на ул. 18 Новембра у перекрестка, где раньше разворачивался трамвай 3-го маршрута, то захоронений там нет, но в настоящее время выясняется, не образует ли она общий ансамбль с Братскими могилами. Ответ на этот вопрос должны дать работники культуры, а не политики.
Возле Даугавпилсского локомотиворемонтного завода установлена мемориальная плита работникам завода, погибшим во время Второй мировой войны. Я не понимаю, где тут прославление советской власти. Также памятная плита Мусе Джалилю, установленная в Крепости. В нашем городе тоже проживает много татар, зачем оскорблять память их героя.
Кроме того, любая деятельность, связанная со сносом памятников, так или иначе связана с хозяйственной деятельностью и дополнительными расходами. Но пока никто не говорит о том, кто будет платить за эти действия. В нынешних сложных экономических условиях, когда растут цены на электроэнергию и газ, у муниципалитета нет свободных средств, которые можно было бы направить на эти цели.